Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Михайловой Р.Б., Коневой С.И., при секретаре Черных В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению... а... к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об оспаривании действий, признании незаконными решений, возложении обязанности осуществить кадастровый учет (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N 2а-10/2022)
по апелляционной жалобе административного истца... фио на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 25 января 2022 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения представителя административного истца по доверенности фио, возражения представителя административного ответчика по доверенности фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
... П.Б. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Москве, в котором с учетом уточнений требований в порядке ст. 46 КАС РФ просил признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в приостановлении и отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0001003:3951 и 77:02:0001003:3952 на основании решений государственного регистратора от 8 декабря 2020 года и 2 сентября 2021 года; возложить на административного ответчика обязанность осуществить государственный кадастровый учет изменений этих земельных участков, связанный с изменением основных характеристик данных объектов недвижимости, снять информационный запрет.
В обоснование заявленных требований административный истец указывал на то, что препятствий в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков по его заявлениям не имелось.
Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 25 января 2022 года в удовлетворении административных исковых требований... фио отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене указанного судебного акта как незаконного.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика по доверенности фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия находит, что имеются предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для его отмены в апелляционном порядке.
Так, применительно к части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что... П.Б. является собственником вышеозначенных земельных участков, которые согласно выпискам из ЕГРН относятся к категории земель - земли населенных пунктов, имеют вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, для иных видов жилой застройки, в отношении которых до 11 августа 2021 года были зарегистрированы запреты на совершение регистрационных действий в связи с ведущимся в Черемушкинском ОСП ГУ ФССП России по г.Москве исполнительным производством
27 ноября 2020 года... П.Б. обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета - изменении на основании постановления Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" и деклараций собственника о выбранном виде разрешенного использования земельного участка характеристик вышеуказанных земельных участков, содержащихся в решении (акте) об установлении (изменении) разрешенного использования земельного участка 2.1.0 - размещение индивидуального жилого дома (дом пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажен); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
Решениями Управлением Росреестра по Москве от 08 декабря 2020 года осуществление государственного кадастрового учета в отношении названных земельных участков по заявлениям собственника было приостановлено на основании пунктов 5, 7, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (том 1 л.д. 161-163); в уведомлениях о приостановлении указано, что заявителю в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" необходимо дополнительными документами предоставить выбор вида разрешенного использования земельного участка с полной формулировкой, соответствующей формулировкам, предусмотренным территориальной зоной с учетным номером 77.02.1.3008. Кроме того, внимание заявителя обращено на требование о платности изменения вида разрешенного использования земельного участка и предложено представить документы об оплате; одновременно сообщено о направлении запроса об этом в Департамент городского имущества г.Москвы.
16 декабря 2020, 13 и 20 января 2021 года представителем собственника были поданы дополнительные документы, в том числе сообщение Департамента городского имущества г. Москвы от 11 января 2021 года о том, что изменение вида разрешенного использования спорных земельных участков не требует оплаты, а также декларации о выбранном виде разрешенного использования.
По результатам рассмотрения указанных документов и заявлений Управлением Росреестра по Москве указано о неустранении причин приостановления, отказе в снятии приостановлений, в которых также указано, что с целью уточнения сведений о земельных участках направлены запросы в следственное управление по ЮАО г. Москвы, ответы на которые не поступили, в связи с чем осуществление действий по кадастровму учету приостановлено до 2 сентября 2021 года.
Решениями Управления Росреестра по Москве от 02 сентября 2021 года на основании статьи 27 названного Федерального закона в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0001003:3951 и 77:02:0001003:3952 отказано со ссылкой на то, что в течение срока приостановления не устранены указанные в пункте 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемые административным истцом действия Управления Росреестра по Москве не нарушают права... фио Административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих предоставление дополнительных документов выбора вида разрешенного использования земельных участков, соответствующего по своей формулировке требованиям градостроительного законодательства и правилам землепользования и застройки города Москвы для территориальной зоны, в которой они расположены; не установлено и поступление ответа от органов следствия; в отношении спорных земельных участков в ЕГРН по состоянию на 8 декабря 2020 года были зарегистрированы запреты на совершение регистрационных действий. Ввиду изложенного, суд посчитал законными приостановление и последующий отказ в осуществлении государственного кадастрового учета; административным истцом не исполнены требования уведомлений о приостановлении от 8 декабря 2020 года.
Соглашаясь с тем, что, обращаясь с заявлениями о государственном кадастровом учете в ноябре 2020 года, административный истец не учел установленные в отношении земельных участков запреты на совершение регистрационных действий, которые действовали до 11 августа 2021 года; а равно не дал необходимых пояснений (не представил документов от Департамента городского имущества г. Москвы) об отсутствии необходимости внесения платы за изменение вида разрешенного использования и сведения об этом Управлением Росреестра по Москве были запрошены и не поступили к 8 декабря 2020 года, судебная коллегия находит, что административным ответчиком осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено правомерно.
Так, согласно статье 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 26 названного Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для его осуществления (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7); не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9).
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
Как предусмотрено частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа
Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП утверждены Правила землепользования и застройки города Москвы, пунктом 3.2.2 которых определено, что в них используются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанные в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", действующим на момент подачи заявлений.
В соответствии со статьей 12.1 Закона г.Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" изменение одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы при условии внесения данным лицом платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; а также определены случаи, когда плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается (статья 12.2).
Если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, то осуществление в таком случае государственного кадастрового учета приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета (пункт 37 части 1, часть 6 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Применительно к изложенному подтверждается, что у административного ответчика имелись основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по заявлениям административного истца.
Вместе с тем, судебная коллегия применительно к нормам статьи 27 названного Федерального закона и установленным фактическим обстоятельствам, свидетельствующим о том, что в феврале 2021 года в Управление Росреестра по Москве административным истцом сообразно части 6 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" представлен ответ Департамента городского имущества г. Москвы по вопросу взимания с него платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, а 11 августа 2021 года сняты запреты на совершение регистрационных действий, не может согласиться с обоснованностью решений административного ответчика от 2 сентября 2021 года об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
При этом материалам дела также подтверждается, что указанные в уведомлениях о приостановлении препятствия осуществлению государственного кадастрового учета, касающиеся выбора собственником вида разрешенного использования земельных участков, соответствующего по своей формулировке требованиям градостроительного законодательства и правилам землепользования и застройки города Москвы для территориальной зоны, в которой они расположены, заявителем устранены.
Как подтверждается материалами дела, в представленных административным истцом 27 ноября 2020 года заявлениях вид разрешенного использования земельных участков, который желал установить заявитель, звучит так:
размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
Вышеупомянутыми Правилами землепользования и застройки установлен вид разрешенного использования земельных участков, расположенных в указанной территориальной зоне со следующим наименованием:
для индивидуального жилищного строительства. Размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
Вид разрешенного использования, который указан... ым П.Б, приведенному не противоречит; более того, в дальнейшем административным истцом была представлена декларация, вид разрешенного использования в которой в полной мере соответствует действующим ПЗЗ, ввиду чего из-за указанного у административного ответчика препятствий к осуществлению государственного кадастрового учета и оснований для отказа в его осуществлении не установлено.
Иные приведенные Управлением Росреестра по Москве в оспариваемых решениях от 2 сентября 2021 года сведения о неустранении препятствий, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", никак не конкретизированы, в том числе сообразно причинам, изложенным в уведомлениях о приостановлении от 8 декабря 2020 года.
В то же время имеющаяся в этих решениях ссылка на непоступление сведений о земельных участках запросам в следственное управление по ЮАО г. Москвы, о том, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, никак не свидетельствует.
При этом, как следует из правовой позиции, сформированной с учетом части 6 статьи 7.1. Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в пункте 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, непредставление органом или организацией в порядке межведомственного взаимодействия документов и информации, запрошенных органом кадастрового учета, само по себе не может повлечь отказ в осуществлении государственного кадастрового учета.
Согласно статье 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона, в том числе о которых (для целей устранения этих недостатков и препятствий) извещен заявитель.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета установлены статьей 21 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", о нарушении положений которой в оспариваемых решениях от 2 сентября 2021 года, административным ответчиком не указано.
При таких данных, судебная коллегия, оценивая собранные по административному делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, находит, что оснований полагать решения административного ответчика от 2 сентября 2021 года законными, принятыми без нарушений прав административного истца, не имеется, что, однако не было учтено судом, как и то, что решение органа государственной власти не может быть произвольным.
Вопросы осуществления государственного кадастрового учета, как и вся деятельность административного ответчика относится к сфере публичного права, где органы власти имеют больше прав относительно иных лиц, соответственно, должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивать соблюдение прав и законных интересов граждан, в противном случае нести ответственность за свои не основанные на законе действия.
Как разъяснено в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
... П.Б. справедливо указывает на то, что ему должным образом обстоятельства, объективно препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, Управлением Росреестра по Москве не разъяснялись; материалами дела подтверждается, что на протяжении срока приостановления такие основания изменялись по мере представления новых документов об исправлении ранее выявленных недостатков.
При таких обстоятельствах, принятое по делу решение, которые вышеизложенного не учитывает, законным и обоснованным быть признано не может; на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении требований... фио, так как для этого установлена необходимая совокупность обстоятельств, предусмотренных статьей 227 КАС РФ (в нарушение части 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком не представлены доказательства законности оспариваемых решений от 2 сентября 2021 года; напротив, административным истцом аргументировано указано о созданных для него безосновательных препятствиях реализации его законных интересов); признавая незаконными указанные решения, судебная коллегия полагает, что на Управление Росреестра по г.Москве в целях устранения допущенных нарушений прав заявителя подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть вопрос об осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков. Оснований обязывать регистрирующий орган осуществить государственный кадастровый учет изменений основных характеристик спорных объектов недвижимости судебная коллегия не усматривает, поскольку разрешение такого рода вопросов относится к исключительной компетенции органа государственной власти (административного ответчика), подменять который суд при разрешении административных дел в порядке главы 22 КАС РФ не вправе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бутырского районного суда г. Москвы от 25 января 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск... а... удовлетворить частично.
Признать незаконными решения Управления Росреестра по Москве от 02 сентября 2021 года N КУВД-001/2020-26258303/9, от 02 сентября 2021 года N КУВД-001/2020-26256579/9 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений основных характеристик земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0001003:3952, 77:02:0001003:3951.
Возложить на Управление Росреестра по Москве обязанность повторно рассмотреть вопрос об осуществлении государственного кадастрового учета изменений основных характеристик земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0001003:3952, 77:02:0001003:3951 по заявлениям... а... от 27 ноября 2020 года.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.