Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО "Тизприброр" о признании незаконными действий ГБУ "Центр имущественных платежей", Управления Росреестра по Москве,
УСТАНОВИЛ:
АО "Тизприброр" обратилось в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на то, что заявителю на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером ОКС, расположенное по адресу: г. Москва, АДРЕС.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 кадастровая стоимость указанного здания утверждена по состоянию на 1 января 2018 года в размере СУММА1.
Между тем актом ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" (в настоящее время ГБУ "Центр имущественных платежей") об утверждении кадастровой стоимости N * от 28 января 2020 года на основании сведений, поступивших из Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве (правопреемником которого является ППК "Роскадастр" в лице Филиала по Москве), кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости установлена по состоянию на 17 января 2020 года в размере СУММА2. Сведения о новой кадастровой стоимости внесены в ЕГРН Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве).
Административный истец считает действия ГБУ "Центр имущественных платежей" и Управления Росреестра по Москве незаконными, нарушающими права и интересы административного истца, поскольку каких-либо изменений в отношении объекта недвижимости, влекущих в соответствии с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ; Закон "О государственной кадастровой оценке") необходимость пересмотра кадастровой стоимости, не произошло.
С учетом изложенного, уточнив заявленные требования, АО "Тизприброр" просит признать реестровой ошибкой внесенные по состоянию на 1 января в ЕГРН сведения в части материала стен объекта недвижимости "из прочих материалов" и установить сведения "кирпичные"; признать незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей" по определению кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ОКС по состоянию на 17 января 2020 года; признать незаконным внесение в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ОКС в размере СУММА2, определенной по состоянию на 17 января 2020 года; обязать Филиал ППК "Роскадастр" по Москве исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ОКС в размере СУММА2, определённой по состоянию на 17 января 2020 года.
Представитель административного истца по доверенности Филимонов И.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика ГБУ "Центр имущественных платежей" по доверенности Яворский Д.Д. в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Представители ППК "Роскадастр" в лице Филиала по Москве, Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Департамента городского имущества г. Москвы Христофорова Ю.А. против удовлетворения заявленных требований возражала.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что АО "Тизприброр" является собственником нежилого здания с кадастровым номером ОКС по адресу: г. Москва, АДРЕС, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ОКС установлена в размере СУММА1.
По состоянию на 17 января 2020 года актом ГБУ "Центр имущественных платежей" о б утверждении кадастровой стоимости N * в отношении спорного объекта недвижимости утверждена кадастровая стоимость в размере СУММА2.
Как следует из отзыва ГБУ "Центр имущественных платежей" основанием для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 17 января 2020 года послужило изменение внесенных в ЕГРН сведений о характеристиках нежилого здания, а именно: характеристике "материал стен" присвоено значение "кирпичные", вместо предыдущего значения "из прочих материалов". Сведения о внесении в ЕГРН данных об изменении характеристик нежилого здания были направлены в ГБУ "Центр имущественных платежей" письмом Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 21 января 2020 года.
После составления ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" акта об утверждении кадастровой стоимости N * от 28 января 2020 года он был направлен в Управление Росреестра по Москве, и Управлением Росреестра по Москве в ЕГРН были внесены сведения о кадастровой стоимости спорного объекта, определенной по состоянию на 17 января 2020 года, в размере СУММА2.
Оценивая обоснованность действий административных ответчиков по перерасчету кадастровой стоимости в связи с внесенными в ЕГРН изменениями, суд исходит из следующего.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируют положения Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
С 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ; Закон "О государственной регистрации недвижимости").
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Частью 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ закреплено, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
При этом в силу пункта 17 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ одной из основных характеристик объекта недвижимости являются сведения о материале наружных стен, если объектом недвижимости является здание.
Частью 3, пунктом 1 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости отнесены сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 Закона N 218-ФЗ вносятся в уведомительном порядке, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:
1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона;
2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи;
3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.
Учет части объекта недвижимости, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости (описание части объекта недвижимости), осуществляется в целях внесения сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.
В соответствии с пунктами 4, 5 ст. 11 Закона N 237-ФЗ очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, указанных в части 1 настоящей статьи, в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения - через два года. Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Закона N 237-ФЗ в редакции, действующей на дату перерасчета кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1).
Приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 были утверждены методические указания о государственной кадастровой оценке (далее - Методические указания).
Пунктом 12.1 Методических указаний (в редакции, действовавшей на дату принятия N * от 28 января 2020 года) было предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки. Согласно пункту 12.2 Методических указаний результат расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из системного анализа вышеприведенных положений Закона N 237-ФЗ и Методических указаний следует, что поступление в ГБУ "Центр имущественных платежей" информации о внесении в ЕГРН сведений об изменении количественных и (или) качественных характеристик объектов недвижимости, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки является основанием для рассмотрения вопроса об определении кадастровой стоимости соответствующего объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 16 Закона N 237-ФЗ.
Между тем не все основные сведения об объекте недвижимости, перечисленные в статье 8 Закона N 218-ФЗ и позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, являются количественными и (или) качественными характеристиками такого объекта, влияющими на определение его кадастровой стоимости.
Так, п риказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года N 514 утверждён Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости или внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка, настоящий Порядок устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях:
а) осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
б) внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) о ранее учтенном объекте недвижимости;
в) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений:
о значении площади (в отношении земельного участка, здания, здания, машино-места);
о проектируемом значении основной характеристики (в отношении объекта незавершенного строительства);
о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства);
о категории земель (в отношении земельного участка);
о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка);
о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, здания, объекта незавершенного строительства);
об основной характеристике (в отношении объекта незавершенного строительства);
о кадастровой стоимости объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса (в отношении единого недвижимого комплекса).
Как было указано выше, основанием для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости послужило изменение внесенных в ЕГРН сведений о материале стен объекта недвижимости "кирпичные" вместо предыдущего значения "из прочих материалов". В свою очередь изменение сведений о материале стен объекта основанием для определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с пунктом 1 Порядка, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года N 514, не является.
Не могло являться основанием для пересмотра кадастровой стоимости здания и то обстоятельство, что согласно пункту 30 приложения N 3 к Методическим указаниям м атериал основных несущих конструкций является одним из ценообразующих факторов для объекта капитального строительства.
Так, из материалов дела следует, что фактически каких-либо изменений в отношении объекта недвижимости не произошло. Напротив, согласно кадастровому паспорту на здание по адресу: г. Москва, АДРЕС материал стен объекта "кирпичные".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у ГБУ "Центр имущественных платежей" отсутствовали основания для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости по указанному основанию по состоянию на 17 января 2020 года. Поскольку на основании необоснованно вынесенного акта N * от 28 января 2020 года в ЕГРН были внесены сведения о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ОКС, определенной по состоянию на 17 января 2020 года в размере СУММА2, то действия Управления Росреестра по Москве в указанной части подлежат признанию незаконными.
Учитывая, что на момент разрешения административного спора полномочия по ведению Единого государственного реестра недвижимости в части внесения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости возложены на ППК "Роскадастр" в лице Филиала по Москве, обязанность по исключению соответствующих сведений из ЕГРН подлежит возложению на указанный орган.
Не могут быть приняты во внимание изложенные в письменном отзыве Управления Росреестра по Москве доводы о пропуске административным истцом срока на обращение в суд.
Согласно ч. 5 ст. 245 КАС РФ а дминистративное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей главой. В свою очередь частью 3 этой же нормы предусмотрено, что административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В такой ситуации, учитывая, что первоначально административный истец обратился в Арбитражный суд г. Москвы 30 декабря 2021 года, из которого дело было передано по подсудности в Московский городской суд, в то время как результаты определения кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2021 года, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки и применяемые с 1 января 2022 года, по состоянию на дату обращения в суд в ЕГРН внесены не были, срок обращения в суд был соблюден.
Между тем суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о признании реестровой ошибкой сведений о материале стен объекта недвижимости "из прочих материалов" и установлении данных сведений как "кирпичные", поскольку соответствующие сведения уже внесены в ЕГРН.
По правилам статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд взыскивает с ГБУ "Центр имущественных платежей", актом которого утверждены оспариваемые результаты кадастровой стоимости, в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере СУММА3. Также административному истцу на основании положений статьи 333.40 Налогового кодекса подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере СУММА4.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей" по определению кадастровой стоимости в Акте N * от 28 января 2020 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ОКС по состоянию на 17 января 2020 года в размере СУММА2.
Признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ОКС в размере СУММА2, определенной по состоянию на 17 января 2020 года.
Обязать Филиал ППК "Роскадастр" по Москве исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ОКС в размере СУММА2, определённой по состоянию на 17 января 2020 года.
В удовлетворении остальной части заявленных требований АО "Тизприбор" отказать.
Взыскать с ГБУ "Центр имущественных платежей" в пользу АО "Тизприбор" расходы по уплате государственной пошлины в размере СУММА3.
Вернуть АО "Тизприбор" излишне уплаченную по платежному поручению N государственную пошлину в размере СУММА4.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 28 апреля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.