Московский городской суд
в составе председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-4708/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Кадош" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 11 декабря 2013 года принято постановление N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП).
Данный нормативный правовой акт опубликован 17 декабря 2013 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N69, а также размещен 11 декабря 2013 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.2 пункта 1 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (приложение 2) (далее - Перечень, Приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 727 марта 2019 года N 261-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП и признании утратившими силу отдельных положений правовых актов города Москвы" в Приложение 2 введен пункт 1652, согласно которому в Перечень включен объект недвижимости (строение) по адресу: Москва, СВАО, адрес.
Административный истец, который является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0006002:11932 по вышеуказанному адресу, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1652 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП.
Требования мотивированы решениями арбитражных судов, которыми установлено, что принадлежащий АО "Кадош" объект недвижимости не является самовольной постройкой; Департаменту городского имущества г.Москвы, Правительству Москвы отказано в удовлетворении требований о его сносе.
По убеждению административного истца, оспариваемое нормативное предписание противоречит статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, ограничивает его права как собственника недвижимого имущества, создает препятствия в получении государственных услуг.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы против удовлетворения административного иска возражал по доводам письменного отзыва.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и представленных в них доказательства, заслушав заключение прокурора об удовлетворении административных исковых требований, суд приходит к следующим выводам.
Из постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП усматривается, что оно принято в целях защиты прав города Москвы при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации город Москва как субъект Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города.
Пунктом 12 части 1 статьи 13 и частью 3 статьи 20 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" установлено, что к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится владение, пользование и распоряжение землей. От имени Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции.
Положения части 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N48 "О землепользовании в городе Москве" предусматривают, что к полномочиям исполнительных органов государственной власти города Москвы в области землепользования и застройки в городе Москве в рамках их компетенции относятся управление и распоряжение землями, находящимися в собственности города Москвы, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Согласно пунктам 2, 13 статьи 11, пункту 1 статьи 13 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти; осуществляет управление в области земельных отношений; разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования.
Из изложенного следует, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных полномочий.
Данный нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, официально опубликован. Это же касается и упомянутого постановления о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к его форме и процедуре принятия, а также введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N25 "О правовых актах города Москвы".
Проверяя соответствие оспариваемого в части Постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Как уже указывалось выше, оспариваемое в части постановление принято в целях совершенствования порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков; постановление касается земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Объективные критерии использования земельных участков по целевому назначению установлены Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статей 1, 41, 42 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; возведение арендаторами земельных участков жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений допускается в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
По смыслу статьи 263, пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Последствия постройки, произведенной арендатором на арендованном им земельном участке без соблюдения требований о целевом назначении земельного участка, определяются статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (пункт 1); самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (пункт 2); право собственности на самовольную постройку может быть признано судом при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3); решение о сносе принимается судом (при наличии зарегистрированного права в отношении объекта недвижимого имущества) (пункт 3.1); иные органы в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной
постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки (пункт 4).
Судом установлено, что АО "Кадош" принадлежит на праве собственности нежилое здание кадастровым номером 77:02:0006002:11932, расположенное по адресу: адрес, площадью 58, 8 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Нежилое здание является одноэтажным, общая площадь 58, 8 кв.м. и включено в пункт 1652 приложения N 2 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП (в вышеуказанной редакции) на основании акта Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 26 ноября 2018 года N 9025501/1 о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости при обследования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0005002:5 с адресным ориентиром: адрес, предоставленного административному истцу по договору аренды от 09 февраля 1996 года сроком по 9 февраля 2011 года для эксплуатации базы и склада; договор не расторгнут, имеет статус действующего в соответствии со статьей 621 Гражданского кодекса РФ; в ходе обследования установлено, что разрешительная документация на строительство истцу не выдавалась, земельный участок под строительство (реконструкцию) не предоставлялся.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 26 ноября 2019 года по делу N А40-163020/19-127-1411 установлено, что земельный участок под цели строительства (реконструкции) здания арендатору не предоставлялся; наряду с этим арбитражным судом установлено, что здание, расположенное по адресу: адрес (кадастровый 77:02:0006002:11932), согласно выписке из ЕГРН, возведено в 1988 году в составе Арендного Предприятия РСУ-3 Кировского района Департамента инженерного обеспечения; спорный объект передан на баланс АО "Кадош" по акту передачи имущества от 26.10.1993г. на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Москвы N 244-р от 14.04.1993г. "О приватизации имущественного комплекса АП РСУ-3 Кировского района Департамента инженерного обеспечения" и Плана приватизации, утв. Комитетом по управлению имуществом г. Москвы 25.12.1992г, в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий в 1993 году, которая осуществлялась в соответствии с Законом РФ N 1531-1 от 03.07.1991 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" и Указом Президента РФ N 721 от 01.07.1992 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества". Каких-либо изменений в технических характеристиках спорного объекта в сравнении с 1988 годом арбитражным судом не установлено.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства (часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2.2 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП Правительство Москвы реализует свои полномочия, представленные данным постановлением, путем обращения в суд с исковым заявлением о признании объекта самовольной постройкой, его сносе, освобождении земельного участка.
Вступившим в законную силу вышеупомянутым решением Арбитражного суда г.Москвы отказано в удовлетворении таких требований Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы к АО "Кадош"; спорное нежилое здание, как возведенное до 1995 года, не является самовольной постройкой по смыслу статьи 222 ГК РФ; о существовании спорного объекта Правительству Москвы известно с 2013 года, ввиду чего Правительство Москвы также пропустило срок исковой давности.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что предусмотренные пунктом 2.2 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы N 819-ПП полномочия Правительством Москвы реализованы, вступившим в законную силу судебными актами арбитражных судов отказано в удовлетворении требований Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, то дальнейшее нахождение объекта в Перечне не отвечает требованиям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом, не имеет правового значения то обстоятельство, что судом отказано в удовлетворении иска о признании объекта самовольной постройкой, в том числе, и ввиду пропуска срока исковой давности, поскольку факт пребывания объектов недвижимости в приложении N 2 к постановлению Правительства Москвы N 819-ПП нормы названного постановления связывают с последующим наличием у уполномоченных органов права на обращение в судебные органы с требованием о признании построек самовольными и их сносе в целях освобождения земельных участков, принадлежащих городу Москве. В случае, когда полномочия соответствующих органов на обращение в суд уже реализованы, правовых оснований для дальнейшего нахождения объектов недвижимости в постановлении Правительства Москвы N 819-ПП не имеется.
Пунктом 2.1. Постановления Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП установлено, что перечни, указанные в приложениях 2 и 3 к настоящему постановлению, подлежат актуализации не реже одного раза в квартал.
В связи со вступлением в законную силу судебных актов, устанавливающих отсутствие оснований для вывода о признании объекта самовольной постройкой, Правительство Москвы самостоятельно не исключило оспариваемый пункт из Приложения 2, а потому он подлежит признанию недействующим судом.
При этом представляется, что оспариваемый пункт Перечня надлежит признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что он применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
На основании статьи 111 КАС РФ суд взыскивает с Правительства Москвы в пользу административного истца 4 500 руб. в счет возмещения расходов по оплате госпошлины.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 1652 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru).
Взыскать с Правительства Москвы в пользу акционерного общества "Кадош" в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины 4 500 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.