Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ГБОУ адрес "Школа N 1415 "Останкино" фио на постановление врио главного государственного санитарного врача по адрес от 02 июня 2021 года N 30-00726, на решение судьи Останкинского районного суда адрес от 27 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.7 КоАП РФ, в отношении адрес Москвы "Школа N 1415 "Останкино",
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио главного государственного санитарного врача по адрес N 30-00726 от 02 июня 2021 года адрес Москвы "Школа N 1415 "Останкино" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма
Не согласившись с таким постановлением должностного лица административного органа, сторона защиты подала жалобу в Останкинский районный суд адрес, решением судьи которого от 27 июня 2022 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд акты должностного лица административного органа и судьи районного суда обжалует защитник общества по доводам поданной жалобы, согласно которым, имеются основания для отмены оспариваемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда и прекращения производства по делу.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ГБОУ адрес "Школа N 1415 "Останкино", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности фио, в полном объеме поддержавшего изложенные в жалобе доводы, настаивавшего на их удовлетворении, дополнительно указавшего на то, что учреждение подвергнуто административным наказаниям по четырем делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, выявленных в рамках одной проверки, административный штраф уплачен по одному из 4-х постановлений, которое в настоящее время вступило в законную силу.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, имеются основания для отмены обжалуемых актов должностного лица административного органа и судьи районного суда в силу следующего.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ предусмотрена за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - в размере от трех тысяч до сумма прописью, на юридических лиц - от тридцати тысяч до сумма прописью.
Оставляя без изменения оспариваемое постановление должностного лица административного органа от 02 июня 2021 года N 30-00726, которым ГБОУ адрес "Школа N 1415 "Останкино" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию, судья районного суда исходила из того, что в ходе проведения на основании распоряжения должностного лица Роспотребнадзора в адрес N01-30-00036 от 05 апреля 2021 года плановой выездной проверки адрес Москвы "Школа N 1415 "Останкино", расположенного по адресу: адрес, выявлено, что данное учреждение, в нарушение требований ст.ст.11, 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.2.4.3, СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N28, таб.6.2 главы 5 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N2, допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, а именно: двое воспитанников в игровой группе N2 детского адрес "Школа N 1415 "Останкино" по адресу: адрес, не обеспечены учебной мебелью в соответствии с их ростом.
Установленные должностным лицом административного органа обстоятельства совершения ГБОУ адрес "Школа N 1415 "Останкино" указанного административного правонарушения и его виновность судья районного суда сочла подтвержденными совокупностью исследованных доказательств, включая распоряжение должностного лица Роспотребнадзора в адрес N01-30-00036 от 05 апреля 2021 года о проведении плановой выездной проверки адрес Москвы "Школа N 1415 "Останкино", акт проверки от 26 мая 2021 года, которым зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела судьей районного не учтено следующее.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения; закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (часть 3 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 06 апреля 2022 года, статья 4.4 названного Кодекса дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Поскольку данная норма улучшает положение физических и юридических лиц (их должностных лиц), в отношении которых при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьёй (частью статьи) раздела II КоАП РФ, она имеет обратную силу, т.е. подлежит применению к случаям, когда такие контрольные (надзорные) мероприятия были осуществлены до начала действия указанной нормы закона.
В данном случае из материалов настоящего дела усматривается, что в ходе одного контрольного мероприятия 30 апреля 2021 года, проведенного в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", должностными лицами Роспотребнадзора в адрес выявлено 4 административных правонарушения, отраженные в одном акте проверки от 26 мая 2021 года N01-30-00036, в котором зафиксированы нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, ответственность за которые предусмотрена одной статьей (частью) КоАП РФ - ч.1 ст.6.7, в связи с чем к рассматриваемым правоотношениям подлежали применению положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
По итогам указанной проверки постановлениями врио главного государственного санитарного врача по адрес от 02 июня 2021 года N 30-00726, N 30-00728, N 30-00725, N 30-00722 адрес Москвы "Школа N 1415 "Останкино" подвергнуто административным наказаниям по ч.1 ст.6.7 КоАП РФ в виде административных штрафов по сумма по каждому.
При этом, постановление от 02 июня 2021 года N30-00728 не было обжаловано учреждением и в настоящее время вступило в законную силу, вследствие чего объединение вышеназванных дел с делом, по которому вынесено постановление, вступившее в законную силу, невозможно.
Частью 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (часть 4 статьи 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Принимая во внимание, что учреждение уже понесло административное наказание за совершение всех эпизодов административных правонарушений, выявленных в рамках одного контрольного мероприятия, оспариваемые в рамках настоящего дела постановление врио главного государственного санитарного врача по адрес от 02 июня 2021 года N 30-00726 и решение судьи Останкинского районного суда адрес от 27 июня 2022 года не могут быть признаны законными, они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление врио главного государственного санитарного врача по адрес от 02 июня 2021 года N 30-00726, решение судьи Останкинского районного суда адрес от 27 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.7 КоАП РФ, в отношении адрес Москвы "Школа N 1415 "Останкино" отменить, производство по делу прекратить на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.