Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника МБУ "Городское благоустройство" Маклаковой Н.Н. на постановление заместителя главного государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды от 14 сентября 2021 года N 0401-1952/2021/ТиНАО, на решение судьи Щербинского районного суда адрес от 22 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 4.19 Закона адрес от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", в отношении МБУ "Городское благоустройство" (далее -Учреждение),
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды от 14 сентября 2021 года N 0401-1952/2021/ТиНАО МБУ "Городское благоустройство" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 4.19 Закона адрес от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, защитник МБУ "Городское благоустройство" Маклакова Н.Н. подала на него жалобу в Щербинский районный суд адрес, решением судьи которого от 22 декабря 2021 года оспариваемое постановление МАДИ оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд приведенные выше акты должностного лица административного органа и судьи районного суда обжалует защитник МБУ "Городское благоустройство" Маклакова Н.Н. по доводам поданной жалобы, согласно которым Учреждение осуществило вырубку девяти деревьев законно, имело разрешительные документы на вырубку деревьев, оформленное постановлением главы Администрации городского адрес от 14 января 2021 года N 3, в соответствии с которым Учреждению разрешено проведение работ по санитарной рубке и реконструкции зелёных насаждений, а также этим постановлением Учреждение обязано возместить ущерб, причинённый окружающей среде, в виде посадки девяти деревьев. Также просит учесть, что вопросы выдачи разрешений на санитарную вырубку деревьев на территории городского адрес относится к компетенции местных органов власти, которые согласно Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги предоставляет Управление строительства и архитектуры Администрации городского адрес в адрес.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель МБУ "Городское благоустройство", будучи извещенными о месте и времени слушания дела, не явился, в связи с чем, дело по жалобе рассматриваю в их отсутствие.
В судебное заседание защитники МБУ "Городское благоустройство" Маклакова Н.Н. и фио явились, доводы жалобы поддержал в полном объеме, указав, что санитарная вырубка деревьев была произведена на основании поручения заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды адрес фио направленного префекту Троицкого и адрес, в соответствии с которым, префекту поручено дать указание подразделению, выполняющему работы по содержанию территории и о проведении территории в надлежащее санитарное состояние, в том числе о проведении уходно-оздоровительных мероприятий за зелеными насаждения.
Проверив также материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Статьей 4.19 Закона адрес от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность за незаконное уничтожение зеленых насаждений.
Из материалов дела следует, что 23 июня 2021 года в 11 час. 30 мин. по адресу: адрес, адрес МБУ "Городское благоустройство" осуществило вырубку 9 (девяти) деревьев породы клён ясенелистный без оформленной в установленном законом порядке разрешительной документации.
Вместе с тем, судья районного суда, соглашаясь с выводами должностного лица административного органа о привлечении Учреждения по статье 4.19 Закона адрес от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекса адрес об административных правонарушениях" за нарушение пунктов 8.1.6, 8.6 Правил создания, содержания и охраны зелёный насаждений адрес, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП, не учёл следующее.
Законом адрес от 28 июля 2011 года N 36 "Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории адрес в результате изменения границ адрес, и о внесении изменений в статью 1 Закона адрес от 06 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в адрес" предусмотрено, что присоединенные муниципальные образования сохраняют свой статус (наименование, границы, вопросы местного значения, структуру органов местного самоуправления, муниципальное имущество и источники собственных доходов местных бюджетов).
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 19 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены.
В каждом населенном пункте органами местного самоуправления в соответствии с указанной нормой, а также Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" принимается положение, регулирующее порядок выдачи разрешения на производство вырубки деревьев и кустарников в городской черте либо в черте сельского поселения.
Таким образом, судье районного суда необходимо было проанализировать редакцию Устава городского адрес, решение Совета Депутатов г. адрес в адрес от 04 сентября 2014 года N 149/18, постановление Администрации г. адрес от 25 июня 2020 года N 166 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на санитарную рубку, реконструкцию зелёных насаждений и закрытие разрешения на территории г. адрес в адрес" и решить вопрос о наличии вины или её отсутствие в действиях МБУ "Городское благоустройство" в совершении административного правонарушения по статье 4.19 Закона адрес от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекса адрес об административных правонарушениях".
Из дела следует, что Учреждение обратилось в соответствии с установленным в городском адрес в адрес порядком получения разрешительной документации по вырубке деревьев и получило такое разрешение в форме постановления от 14 января 2021 года N 3 "О проведении работ по санитарной вырубке и посадке деревьев".
Также Учреждением были представлены в дело следующие документы: ведомость пересчёта деревьев, назначенных для проведения работ по санитарной вырубке зелёных насаждений (Приложение к постановлению), постановление от 25 июня 2020 года N 166 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдачи разрешений на санитарную рубку, реконструкцию зелёных насаждений и закрытие разрешения на территории г. адрес в адрес", Административный регламент к постановлению от 25 июня 2020 года N 166, заявление о выдаче разрешения на санитарную вырубку и реконструкцию зелёных насаждений в г. адрес в адрес, постановление главы Администрации г. адрес от 11 ноября 2006 года N 464 "О внесении изменений в административный регламент постановления муниципальной услуги "Выдача разрешений и технических условий на вырубку и уход (реконструкцию) зеленых насаждений".
Данные документы не получили должной оценки в решении судьи районного суда, а именно, являлось ли постановление главы Администрации г. адрес от 14 января 2021 года N 3 по санитарной вырубке и реконструкции зелёных насаждений обязательным для МБУ "Городское благоустройство".
Из доводов жалобы МБУ "Городское благоустройство" следует, что такую муниципальную услугу в городском адрес предоставляет Администрация городского адрес в адрес, а результатом предоставления муниципальной услуги является полученное Учреждением постановление главы Администрации г. адрес от 14 января 2021 года N 3, являющееся обязательным к исполнению МБУ "Городское благоустройство".
Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, и не допускается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статьи 12, 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Названный федеральный закон (пункт 11 части 1 статьи 16) и Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, Федеральный закон "Об охране окружающей среды") (пункт 2 статьи 7) организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относят к вопросам местного значения городского округа.
По смыслу положений статей 1, 7 и 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под охраной окружающей среды понимается, в том числе, деятельность органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, включающая в себя организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. При этом управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. На органы местного самоуправления возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (абзац шестой статьи 3 указанного федерального закона).
К вопросам местного значения городского округа относятся также утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, как и организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 года N 1261-О-О, выдача порубочных билетов как составная часть процесса организации благоустройства и озеленения территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и адрес" с 01 января 2012 года изменились границы между субъектами Российской Федерации и городской адрес вошёл в состав адрес.
Согласно статье 8 Устава городского адрес в копросам местного значения городского адрес относятся мероприятия по охране окружающей среды, утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территорий городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 30 Устава городского адрес Администрации городского адрес обеспечивает осуществление Администраций полномочий по решению вопросов местного значения и переданным полномочиям.
Согласно раздела 2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений и технических условий на вырубку и уход (реконструкцию) зелёных насаждений", утверждённого постановлением Главы администрации г. адрес муниципальная услуга - выдача разрешений и технических условий на вырубку и уход (реконструкцию) зелёных насаждений. Вырубка деревьев и кустарников на территории городского адрес в адрес может быть разрешена в случаях:
-осуществления градостроительной деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
-проведения санитарных рубок и реконструкции зелёных насаждений;
-ликвидации последствий аварийных и чрезвычайных ситуаций, ремонта подземных коммуникаций и капитальных инженерных сооружений.
Таким образом, на основании приведенной выше нормы в целях обеспечения благоустройства территории муниципального образования, включенных в состав внутригородской территории адрес предусмотрено, что рубка и (или) пересадка, обрезка зеленых насаждений на территории городского округа производится в порядке, утвержденном органом местного самоуправления городского адрес, работы по рубке и обрезке зеленых насаждений производятся только при наличии разрешительной документации, выданной в установленном порядке.
При таком положении судье районного суда необходимо выяснить, обязано ли было Учреждение при наличии постановления главы Администрации городского адрес в адрес от 14 января 2021 года N 3, полученного в соответствии с порядком, установленным Административным регламентом по предоставлению муниципальной слуги "Выдача разрешений и технических условий на вырубку и уход (реконструкцию) зелёных насаждений", утвержденного постановлением главы администрации г. адрес, выполнить требование о получении порубочного билета в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды адрес для соблюдения пунктов 8.1.1-8.1.6 Правил создания, содержания и охраны зелёных насаждений адрес, утверждённых постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-П.
Указанные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении МБУ "Городское благоустройство".
На основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
При установленных обстоятельствах решение судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое судебное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу защитника МБУ "Городское благоустройство" Маклаковой Н.Н. удовлетворить частично.
Решение судьи Щербинского районного суда адрес от 22 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 4.19 Закона адрес от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", в отношении МБУ "Городское благоустройство" отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.