Апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 09 марта 2023 г. по делу N 33а-88/2023
2-й Восточный окружной военный суд в составе: председательствующего Турищева И.В., судей Кулибабы Г.Л. и Конфеты В.Л., при секретаре судебного заседания Батомункуевой С.Н., с участием представителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "321 военный клинический госпиталь" МО РФ (далее - ФГКУ "321 ВКГ" МО РФ) Сосниной Е.М., рассмотрел в закрытом судебном заседании административное дело N 2а-210/2022 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части "00001" "звание" Марьенкова Владимира Васильевича, призванного на военную службу в период мобилизации, об оспаривании бездействия командира войсковой части "00002" и начальника ФГКУ "321 ВКГ" МО РФ, выразившихся в непроведении военно-врачебной комиссии (далее - ВВК), по апелляционной жалобе представителя административного истца Рыжкова К.В. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 24 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Конфеты В.Л, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, выслушав выступления представителя начальника ФГКУ "321 ВКГ" МО РФ, полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, окружной военный суд
установил:
решением Читинского гарнизонного военного суда от 24 ноября 2022 года отказано в удовлетворении административного иска Марьенкова о признании незаконных бездействия командира войсковой части "00002" и начальника ФГКУ "321 ВКГ" МО РФ, выразившихся в непроведении ВВК.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Рыжков, не согласившись с принятым решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Ссылаясь на положения правовых норм, Рыжков указывает на то, что суд неправильно применил нормы материального права, основывая свои выводы на указаниях Министерства обороны РФ, которые противоречат нормативному акту Правительства РФ - Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (далее - Положение), соответственно, принятое по делу решение противоречит действующему законодательству.
Также ссылаясь на обстоятельства дела, указывает на то, что Марьенков, вопреки утверждениям суда первой инстанции подлежал обследованию в рамках ВВК, поскольку одно из установленных у него заболеваний " "заболевание"" имело признаки осложнения - "осложнение", а в связи с наличием у него признаков другого заболевания - " "заболевание"" он нуждался в обследовании, поскольку по этим заболеваниям могла быть уставлена категория годности к прохождению военной службы "Д".
Кроме этого автор жалобы считает, что вывод суда об отсутствии оснований для применения ст. 65-а Расписания болезней не основан на материалах дела, поскольку надлежащего исследования врачем-травматологом не проводилось, а выводы этого врача в выписном эпикризе были отражены только на основании протокола МРТ.
В поданных на апелляционную жалобу возражениях начальник ФГКУ "321 ВКГ" МО РФ "ФИО"1 просит решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и в поступивших на нее возражениях, выслушав представителя административного ответчика, окружной военный суд приходит к следующему.
Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, а также в иных случаях, предусмотренных законом, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе (пп. 1, 2 и 3 ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Пунктом 6 Положения предусмотрено, что годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению N 1 Указанные требования включают расписание болезней, в котором определяются соответствующие категории годности к военной службе в зависимости от степени выраженности нарушений функций органов и систем организма, обусловленных заболеваниями, травмами или состояниями.
Пунктом 50 Положения предусмотрено, что организация обследования и освидетельствования военнослужащих в военно-медицинской организации, возлагается на начальника (руководителя) организации, в которой создана военно-врачебная комиссия.
Направление военнослужащих на освидетельствование организуется Министерством обороны РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Порядок направления военнослужащих Вооруженных Сил РФ на медицинское освидетельствование определен соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом Минобороны РФ от 15 февраля 2016 года N 55 (далее - Инструкция), в соответствии с подп. "а" п. 3 которой направление на медицинское освидетельствование военнослужащих осуществляется прямыми начальниками от командира отдельной воинской части и выше.
Согласно п. 51 Положения освидетельствование военнослужащих в целях определения категории годности к военной службе проводят врачи-специалисты, включенные в состав военно-врачебной комиссии.
Освидетельствование военнослужащих в иных целях проводится военно-врачебными комиссиями, состав которых определяется Министерством обороны РФ, другими соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с п. 54 Положения заключение о годности военнослужащего к военной службе выносится по категориям, указанным в п. 18 настоящего Положения, которым предусмотрено, что по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Анализ данных правовых норм указывает на то, что при выявлении у военнослужащего заболевания, с целью определения категории годности его к военной службе командир воинской части обязан направить военнослужащего на медицинское освидетельствование в военно-медицинскую организацию, в которой создана ВВК.
Начальник военно-медицинской организации обязан организовать прохождение военнослужащим медицинского освидетельствование врачами-специалистами, которые по результатам освидетельствования в соответствии с установленными требованиями к состоянию здоровья должны дать заключение о годности военнослужащего к военной службе.
Из имеющихся в деле направления командира войсковой части "00002" от 5 октября 2022 года "N" и выписки из приказа этого же должностного лица от 5 октября 2022 года "N" следует, что Марьенков в связи с выявленным у него заболеванием, в целях определения категории годности к военной службе, направлен командиром воинской части на медицинское освидетельствование в ФГКУ "321 ВКГ" МО РФ.
Из имеющихся в деле копий медицинских документов следует, что Марьенков в период с 5 по 18 октября 2022 года находился на лечении и обследовании в ФГКУ "321 ВКГ" МО РФ по результатам которых у него установлен диагноз: " "заболевание"", в связи с чем ему по п. "б" ст. 13 графы III Расписания болезней определена категория годности к военной службе "В".
В период нахождения в лечебном учреждении Марьенков также прошел освидетельствование у врачей-специалистов, которые дали заключения о его годности к военной службе: ряд врачей - невролог, травматолог, дерматолог и офтальмолог - по категории "А", а один врач - кардиолог по категории "Б".
Установив данные обстоятельства, гарнизонный военный суд, вопреки мнению автора жалобы, обоснованно отказал в удовлетворении административного иска Марьенкова о признании незаконным бездействия начальника ФГКУ "321 ВКГ" МО РФ в вопросе организации и проведения ВВК Марьенкову, поскольку им в полном объеме была выполнена предусмотренная вышеприведенными нормативными актами обязанность по организации прохождения Марьенковым медицинского освидетельствование врачами-специалистами, как того требует п. 51 Положения.
На данные обстоятельства обращено внимание и в положенных в основу решения суда указаниях начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны РФ от 30 сентября 2022 года N 161/1/14458, которые, вопреки мнению автора жалобы, Положению не противоречат.
Обоснованным является и отказ гарнизонного военного суда в удовлетворении требований административного иска о признании незаконным бездействия командира войсковой части "00002" в вопросе организации и проведения ВВК Марьенкову, поскольку командир воинской части, своевременно направив военнослужащего на медицинское освидетельствование, действовал в соответствии с требованиями вышеуказанных нормативных положений и прав административного истца не нарушал.
При этом командир воинской части, основываясь на том, что по результатам медицинского освидетельствования у Марьенкова не установлено заболеваний, по которым он мог быть признан не годным к военной службе, а после проведения освидетельствования документов, подтверждающих наличие таких заболеваний, не предоставил, обоснованно отказал Марьенкову в повторном направлении его на медицинское освидетельствование.
Не могут быть приняты во внимание и доводы жалобы о незаконности вынесенных врачами-специалистами заключений о категории годности Марьенкова к военной службе, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза.
Согласно п. 8 Положения гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении него заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд. По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование. При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574.
Как следует из Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, она производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.
Доказательств обращения Марьенкова с заявлением о проведении независимой военно-врачебной экспертизы в суд не представлено.
В связи с этим оснований для признания незаконными заключений врачей-специалистов ФГКУ "321 ВКГ" МО РФ у суда первой инстанции не имелось, поскольку при обжаловании гражданином заключения ВВК в соответствии с п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе суд проверяет его законность, не квалифицируя самостоятельно заболевания гражданина, ввиду того, что разрешение данных вопросов к компетенции судебных органов не отнесено.
Наряду с этим суд, руководствуясь ч. 3 ст. 89 и ч. 3 ст. 178 КАС РФ, в связи с разрешением спора по существу, правильно отменил принятые ранее меры предварительной защиты, указав на отсутствие необходимости их сохранения.
Иные же доводы жалобы правового значения по данному делу не имеют и не влияют на существо принятого по делу решения.
Поскольку в удовлетворении административного иска отказано, в силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ основания для присуждения административному истцу судебных расходов у гарнизонного военного суда отсутствовали.
Так как оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, отсутствуют основания и для присуждения Марьенкову судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Таким образом, решение гарнизонного военного суда является законным и обоснованным, оснований для отмены оспариваемого решения, в том числе безусловных, установленных ч. 1 ст. 310 КАС РФ, из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 24 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Марьенкова Владимира Васильевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев с этого дня может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в кассационный военный суд.
Председательствующий И.В. Турищев
Судьи: Г.Л. Кулибаба
В.Л. Конфета
Дата составления мотивированного апелляционного определения - 10 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.