N 16-1306/2023
г. Санкт-Петербург 24 апреля 2023 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р, рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Лентрансгаз" - генерального директора ФИО4 на вступившие в законную силу постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Колпинскому району г. Санкт-Петербурга N от 9 ноября 2021 года, решение судьи Колпинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 сентября 2022 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 31 октября 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Лентрансгаз" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Колпинскому району г. Санкт-Петербурга N от 9 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Колпинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 сентября 2022 года и решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 31 октября 2022 года, ООО "Лентрансгаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "Лентрансгаз" ФИО5 выражает несогласие с постановлением должностного лица и судебными актами, считая их незаконными, вынесенными с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, установлено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу пункта 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 N 2200, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.
Согласно пункту "b" статьи 1 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR, заключено в г. Женеве 30 сентября 1957 г.) термин "опасные грузы" означает вещества и предметы, которые не допускаются к международной дорожной перевозке согласно положениям приложений A и B или допускаются к ней с соблюдением определенных условий.
В соответствии с приложением А ДОПОГ (Перечень опасных грузов) вещество с кодом ООН 1965 является опасным грузом.
Согласно п. 5.3.1.1.1 ДОПОГ и п. 5.3.1.4 ДОПОГ на наружной поверхности транспортных средств должны размещаться большие знаки опасности, соответствующие знакам опасности, предписанным в колонке 5, и удовлетворяющие техническим требованиям, изложенным в подразделе 5.3.1.7 ДОПОГ. Большие знаки опасности располагаются на контрастном фоне и обводятся пунктирным или сплошным внешним контуром. Большие знаки опасности должны размещаться на обеих боковых сторонах и сзади транспортного средства перевозящего опасные грузы в автоцистернах. Большие знаки опасности должны быть атмосферостойкими и обеспечивать долговечность маркировки на протяжении всего рейса.
В соответствии с п. 5.3.1.6.1 ДОПОГ указанные требования к большим знакам опасности предусмотрены и для порожних автоцистерн, транспортных средств со съемными цистернами, транспортных средств-батареях, МЭГК, МЕМU, контейнерах-цистернах и переносимых цистернах, не прошедших очистку и дегазацию, а также для порожних транспортных средств и контейнерах для перевозки грузов навалом/насыпью, не прошедших очистку.
Согласно п. 5.3.1.7.1 ДОПОГ большой знак опасности должен иметь форму квадрата, перевернутого под углом 45? (в форме ромба). Минимальные размеры - 250 мм х 250 мм (до кромки большого знака опасности). В случае перевозки опасного груза ООН 1965 большие знаки опасности должны соответствовать знаку опасности "2.1" "воспламеняющиеся газы" и содержащему на красном фоне символ пламени и цифру 2 в нижнем углу, которые в соответствии с п. с подпунктом b) п. 5.2.2.2.1.6 ДОПОГ должны быть четко видимыми и нестираемыми, быть черного цвета на всех знаках, кроме знаков с полностью зеленым, красным или синим фоном, где они могут быть белого цвета.
Согласно пп. "b" п. 1.4.2.2.1, п. 1.4.2.2.3 раздела 1.4 ДОПОГ перевозчик должен удостовериться в том, что вся информация, предписанная ДОПОГ, касающаяся подлежащих перевозке опасных грузов, находится на транспортной единице. При обнаружении нарушения требований ДОПОГ перевозчик не должен отправлять груз до тех пор, пока это нарушение не будет устранено.
Из материалов дела следует, что 16 сентября 2021 года в 16 час. 30 мин. по адресу: "адрес" по Заводскому проспекту в г. Колпино, ООО "Лентрансгаз", в нарушение п. 23.5 ПДД РФ и п. 5.3.1.4 и п. 5.3.1.6.1 ДОПОГ, осуществляло движение порожней неочищенной от остатков опасного груза "данные изъяты" автоцистерны без марки "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты", на которой отсутствовали элементы информации об опасности, а именно: сзади транспортного средства не имелось большого знака опасности 2.1. "воспламеняющиеся газы" в виде квадрата красного цвета перевернутого под углом 45? с четким изображением пламени черного или белого цвета и цифрой 2 в нижнем углу.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Лентрансгаз" 9 ноября 2021 года постановлением должностного лица ОГИБДД ОМВД России по Колпинскому району г. Санкт-Петербурга, с выводами которого согласились нижестоящие судебные инстанции, к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ.
Должностным лицом и судами обстоятельства административного правонарушения установлены правильно, действиям ООО "Лентрансгаз", нарушившим правила движения при перевозке транспортным средством опасного груза, дана верная правовая оценка по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и положениями законодательства, регулирующего перевозку опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении данного дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ (событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения).
Не доверять совокупности имеющихся доказательств по делу, положенных в обоснование вывода о виновности ООО "Лентрансгаз", достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, оснований не имелось, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ.
Выводы должностного лица и судебных инстанций, изложенные в обжалуемых решениях, касающиеся оценки каждого из доказательств, надлежащим образом мотивированы, приведенные аргументы убедительны, сомнений в своей объективности и правильности не вызывают.
Вопреки утверждению в жалобе, существенных нарушений требований при составлении должностным лицом протокола об административном правонарушении не допущено, он составлен уполномоченным должностным лицом, содержание и оформление протокола соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела в протоколе отражены.
Судья первой инстанции верно определилгосударственный регистрационный номер транспортного средства, осуществлявшего движение порожней неочищенной от остатков опасного груза автоцистерны с отсутствующим элементом системы информации об опасности - "данные изъяты", на основании имеющихся в деле письменных доказательств, в частности, копии транспортной накладной от 16 сентября 2021 года, копии путевого листа N 745 от 16 сентября 2021 года, копии договора аренды транспортного средства от 11 января 2021 года, фотоматериала к протоколу об административном правонарушении, в этой связи, неверное указание в протоколе об административном правонарушении государственного регистрационного номера указанного транспортного средства " "данные изъяты" не влечет признание протокола недопустимым доказательством по делу, так как допущенный при составлении протокола недостаток был устранен в судебном заседании при рассмотрении данного дела об административном правонарушении, что согласуется с п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Фактические обстоятельства дела установлены и исследованы в полном объеме, выводы соответствуют нормам действующего законодательства и доказательствам, имеющимся в материалах дела, получившим надлежащую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Утверждениям о том, что в действиях ООО "Лентрансгаз" отсутствует состав вмененного административного правонарушения, судебными инстанциями дана критическая оценка, объективность которой сомнений не вызывает.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции сочли, что ООО "Лентрансгаз" имело возможность для недопущения нарушения требований Правил дорожного движения при перевозке опасного груза, но им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Оснований для освобождения ООО "Лентрансгаз" от ответственности не установлено, поскольку не имеется обстоятельств, вызванных объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля общества, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом тщательной проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах, не ставят под сомнение их законность, обоснованность и наличие в действиях ООО "Лентрансгаз" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ.
В целом доводы жалобы, в том числе о неверной квалификации содеянного, по существу направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, они не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и основанием к освобождению от административной ответственности не являются.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в рассматриваемой ситуации, не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Объективно оценив фактические обстоятельства по делу и представленные доказательства, должностное лицо и судьи пришли к правильному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, и доказанности вины ООО "Лентрансгаз" в совершении данного правонарушения.
Принцип презумпции невиновности при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу привлеченного к административной ответственности лица, не усматривается.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении ООО "Лентрансгаз" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание ООО "Лентрансгаз" назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, с соблюдением требований ст. 3.1, ст. 4.1 КоАП РФ, и является обоснованным.
Вопреки доводам жалобы, оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и, соответственно, освобождения от административной ответственности с применением положений ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется, поскольку не установлено совокупности обстоятельств, свидетельствующей о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения, учитывая значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения.
Представленное к жалобе консультационно-правовое заключение общественных экспертов СПб ЦОП БПК от 6 января 2023 года, которое, по сути, содержит оценку состоявшихся по делу актов должностного лица и судебных инстанций, не свидетельствует о такой необходимости.
Следует отметить, что к компетенции общественных экспертов не относится проверка законности постановлений должностных лиц административных органов и судебных актов, они не наделены правом оценивать доказательства.
Принимая во внимание, что положениями КоАП РФ установлена административная ответственность за сам факт нарушения при перевозке опасных грузов, с учетом характера совершенного правонарушения, связанного с нарушением требований закона, пренебрежительного отношения к возложенной на ООО "Лентрансгаз" обязанности по соблюдению определенных условий при перевозке опасных грузов, содеянное обществом не может расцениваться как малозначительное деяние, так как оно полностью соответствует объективной стороне административного правонарушения.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица с доводами, аналогичными, изложенным в рассматриваемой жалобе, судьей районного суда, а также при рассмотрении жалобы на решение судьи районного суда судьей городского суда, дело проверено в полном объеме в соответствии со ст. 26.1, ч. 3 ст. 30.6 и ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ, в судебных решениях дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым судебные инстанции пришли к выводу о законности и обоснованности привлечения ООО "Лентрансгаз" к административной ответственности, справедливости назначенного наказания и отсутствии оснований для прекращения производства по делу.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Колпинскому району г. Санкт-Петербурга от 9 ноября 2021 года N, решение судьи Колпинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 сентября 2022 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 31 октября 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лентрансгаз" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО "Лентрансгаз" ФИО4 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.