Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1" Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю, Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 24 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 30 ноября 2022 года по административному делу N 2а - 2863/2022 по административному исковому заявлению Алиева Р. М. об оспаривании действий заместителя начальника федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1" Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю, присуждении компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Алиев Р.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил суд признать действия заместителя начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю Слободенюк Д.В. незаконными в части отказа в направлении переданной им почтовой корреспонденции в адрес следователя Первого следственного отдела второго управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия Шаровина А.С. на основании письменного ответа от 15 июня 2022 г. N 24/ТО/63/12-А-58; взыскать с ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю компенсацию за нарушение условий содержания в размере 100 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 23 мая 2022 г. этапирован для проведения следственных действий в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю. 14 июня 2022 г, не имея на лицевом счёте денежных средств, а так же почтовых марок и конвертов, он передал сотруднику специального учета ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю в открытом виде ходатайство, адресованное в Первого следственного отдела второго управления по расследованию особо важных дел Главного следственного управления следственного комитета (далее - ГСУ СК) России по Красноярскому краю и Республике Хакасия следователю Шаровину А.С, для последующей отправки по назначению, однако на следующий день указанное ходатайство сотрудник отдела специального учета вернул ему, представив, официальный отказ в направлении адресату указанного ходатайства по тому основанию, что Первый следственный отдел второго управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Красноярскому краю Республики Хакасия не входит в перечень государственных органов и учреждений, указанных в пункте 58 Правил внутреннего распорядка, в которые обращения осужденных при отсутствии денежных средств на лицевом счёте отправляются за счёт следственного изолятора.
Полагает, что такой отказ не отвечает требованиям части 4 статьи 15 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации, пункта 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295, Федерального закона от 15 июля 1995 г. N103-Ф3 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Решением Первомайского районного суда города Мурманска от 24 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 30 ноября 2022 года, административное исковое заявление Алиева Р.М. удовлетворено частично. Признан незаконным отказ заместителя начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю Слободенюк Д.В. в отправке обращения Алиева Р.М, адресованного следователю Первого следственного отдела второго управления по расследованию особо важных дел главного следственного управления следственного комитета России по Красноярскому краю и Республике Хакасия Шаровину А.С. С Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Алиева Р.М. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в размере 2000 рублей. На ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю возложена обязанность отправлять обращения Алиева Р.М, адресованные следователю Первого следственного отдела второго управления по расследованию особо важных дел главного следственного управления следственного комитета России по Красноярскому краю и Республике Хакасия Шаровину А.С. В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 06 февраля 2023 года, представитель заявителей просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами первой и второй инстанции установлено, что Алиев Р.М. прибыл в СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю из ФКУ ИК - 27 ГУФСИН России по Красноярскому краю 23 мая 2022 г. и убыл 20 июня 2022 г. для отбывания наказания.
Ответом заместителя начальника СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю Слободенюк Д.В. от 15 июня 2022 г. N 24/ТО/63/12-А- 58 осужденному Алиеву Р.М. отказано в отправке корреспонденции, адресованной в адрес следователя Первого следственного отдела второго управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия Шаровина А.С. Основанием отказа со ссылкой на пункт 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. N 295, указано, что данная корреспонденция подается на отправку за счет осужденного.
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что осужденные обладают правом на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, как и другие граждане Российской Федерации, за счет исправительного учреждения при отсутствии на лицевом счете осужденного денежных средств, в связи с чем оспариваемый ответ ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю в отношении корреспонденции Алиева Р.М, адресованной следователю Первого следственного отдела второго управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия, входящего в систему федерального государственного органа - Следственного комитета Российской Федерации, противоречит требованиям закона и нарушает права административного истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и второй инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами- Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 КАС РФ).
В силу части 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пункта 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295 (действующих в период спорных правоотношений), предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к лишению свободы, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат.
При отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, указанные предложения, заявления, и жалобы отправляются за счет ИУ (за исключением направляемых в форме телеграмм).
В силу положений Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403- ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (статьи 1 - 3) и пунктов 1 - 3 Указа Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Положением о Следственном комитете Российской Федерации) Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства; Следственный комитет составляет единую федеральную централизованную систему следственных органов и учреждений, действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета Российской Федерации. Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ в систему Следственного комитета входят, в том числе следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
Суды правомерно пришли к выводу о признании незаконным ответа заместителя начальника СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 15 июня 2022 г. об отказе в отправке корреспонденции, и взыскании компенсации за нарушение условий содержания в учреждении.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда города Мурманска от 24 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 30 ноября 2022 года по административному делу N 2а - 2863/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1" Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю, Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Решение Первомайского районного суда города Мурманска от 24 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 30 ноября 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.