Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Жидковой О.В, Зеленского А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Анфимова В. В. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 7 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 2 августа 2022 года по административному делу N 2а-8546/2021 по административному исковому заявлению Анфимова В.В, действующего в своих интересах, а также в интересах "данные изъяты" Анфимова А. В, к администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, объяснения административного истца Анфимова В.В. и его представителя Румянцевой Н.Ю, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
17 февраля 2021 года в администрацию Невского района Санкт- Петербурга поступило заявление Анфимова В.В. о принятии его на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий в виде получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, адаптированного для проживания инвалида-колясочника и членов его семьи.
Решением жилищного отдела администрации Невского района Санкт- Петербурга от 28 апреля 2021 года N 315-2021 Анфимову В.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий на основании п.п.1, 2 ч.1 ст. 10-1 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", со ссылкой на то, что семья административных истцов не относится к категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в содействии Санкт- Петербурга в улучшении жилищных условий (представлен не полный пакет документов: не представлены документы на жену; занимаемая квартира не является коммунальной).
Оспаривая правомерность данного отказа, Анфимов В.В. 3 августа 2021 года обратился в суд с административным иском к администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании его незаконным.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что его "данные изъяты" жилое помещение - "адрес", распоряжением администрации Невского района Санкт-Петербурга признано непригодным для проживания инвалида- колясочника и членов его семьи, в связи с чем у администрации района в силу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона Санкт- Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" не имелось правовых оснований для вынесения обжалуемого решения.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Анфимов В.М.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 7 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 2 августа 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Невский районный суд Санкт-Петербурга 6 февраля 2023 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 8 февраля 2023 года, Яковлев С.Л. со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Выражает несогласие с произведенной судами оценкой доказательств по делу. Настаивает на заявленных требованиях.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такого рода нарушения допущены судам обеих инстанций.
Разрешая спор и отказывая Анфимову В.М. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что занимаемое административными истцами жилое помещение признано непригодным для проживания инвалида вследствие неприспособленности жилого помещения к проживанию инвалида, а не по причине ненадлежащего технического состояния жилого помещения, что не может служить основание для его постановки на учет в соответствии с положениями Закона Санкт- Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан".
Кроме того, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом не было представлено документов, предусмотренных положениями ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61, в соответствии с которыми устанавливается состав семьи заявителя и степень родства: не представлены документы на супругу Анфимова В.В, с которой он состоял в зарегистрированном браке, указав, что указанное обстоятельство также влечет отказ в постановке на соответствующий жилищный учет.
Также, суд первой инстанции указал на пропуск административным истцом установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока на обращение в суд с требованиями о признании постановления административного ответчика незаконным, не усмотрев наличия уважительных причин или обстоятельств, препятствовавших обращению в суд в установленные законом сроки.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводом суда о пропуске административным истцом срока обращения в суд не согласилась.
В то же время посчитав, что ошибочность суждения суда о пропуске административным истцом срока обращения в суд не повлекла принятия неправильного решения об отказе в иске, суд апелляционной инстанции оснований для вмешательства в указанное решение не усмотрел, согласившись с его выводами о том, что положениями п. 4 п. 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" в качестве основания для принятия гражданина на учет нуждающегося в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий предусмотрено именно ненадлежащее техническое состояние жилого помещения, в связи с чем у административного ответчика не имелось правовых оснований для принятия семьи административного истца на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан, равно как и по причине представления неполного пакета документов.
С указанными выводами судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции согласиться не может.
Согласно статье 114-11 Социального кодекса Санкт-Петербурга граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, имеют право на предоставление за счет средств бюджета Санкт-Петербурга социальных выплат на строительство или приобретение жилья в случаях, порядке и на условиях, которые установлены законам и Санкт-Петербурга.
В силу части 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 7 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий" содействие в улучшении жилищных условий оказывается гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга. Указанный учет ведется исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 названного Закона, граждане Российской Федерации, проживающие в Санкт-Петербурге на законном основании в общей сложности не менее десяти лет, в том числе граждане без определенного места жительства, обратившиеся с заявлением о принятии на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий (далее - заявление о принятии на жилищный учет) в уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, признаются нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий в случае, если они проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Как следует из материалов дела, решением Всеволожского городского суда от 15 мая 2014 года мать "данные изъяты" - Быкова С.И лишена родительских прав в отношении сына, ребенок оставлен на воспитание отцу - Анфимову В.В, с которым "данные изъяты" и проживает.
В свою очередь, Анфимов В.В. является нанимателем двухкомнатной квартиры "адрес".
Согласно справке о регистрации (форма 9) в вышеуказанном жилом помещении административный истец Анфимов В.В. зарегистрирован с 18 марта 2003 года, его отец Анфимов В.М. - с 6 января 3972 года, "данные изъяты", был зарегистрирован в жилом помещении на период с 20 февраля 2021 года по 18 августа 2021 года, до указанного времени был зарегистрирован в квартире по месту пребывания.
26 сентября 2012 года "данные изъяты".
20 ноября 2020 года межведомственной комиссией Невского района Санкт-Петербурга вынесено заключение N 386 о выявлении оснований для признания квартиры "адрес" непригодной для проживания инвалида Анфимова А.В. и членов его семьи, в соответствии с пунктом 54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
На основании указанного заключения, 1 декабря 2020 года администрацией Невского района Санкт-Петербурга вынесено распоряжение N 5274-р о признании жилого помещения по адресу: "адрес" непригодным для проживания инвалида - Анфимова А.В. и членов его семьи, подлежащим расселению с целью дальнейшего использования под жилые цели. Срок отселения установлен до 1 июля 2022 года.
17 февраля 2021 года в администрацию Невского района Санкт- Петербурга поступило заявление Анфимова В.В. о принятии его на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий в виде получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, адаптированного для проживания инвалида-колясочника и членов его семьи.
К данному заявлению административным истцом были приложены: документы, удостоверяющие личность административного истца и членов его семьи; справка об установлении инвалидности на имя Анфимова А.В.; СНИЛС административных истцов; договор социального найма на занимаемое жилое помещение; свидетельство о регистрации "данные изъяты". по месту пребывания; решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 15 мая 2014 года о лишении Быковой С.И. родительских прав в отношении "данные изъяты".; заключение МВК Невского района Санкт-Петербурга от 20 ноября 2020 года N 386; распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 1 декабря 2020 года N 5274-р.
Признавая законным отказ административного ответчика в постановке семьи Анфимова на жилищный учет, суды исходили из того, что Закон Санкт-Петербурга от 7 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий" (пункт 4 части 1 статьи 3) предусматривает в качестве оснований для такой постановки непригодность жилого помещения для проживания исключительно ввиду ненадлежащего технического состояния такого помещения, чего в данном случае в отношении занимаемой семьей административного истца квартиры, не установлено.
Данные выводы судов следует признать ошибочными.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7); Правительство Российской Федерации обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни, (пункт "в.2" части 1 статьи 114).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики России предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования (постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П, от 8 июня 2010 года N 13-П; определения от 15 февраля 2005 года N 17-0, от 9 февраля 2017 года N 215-0).
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и социальных прав и свобод, установленных конституцией государства, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами государства, определяется Модельным законом "О социальной защите инвалидов" (принят 25 ноября 2008 года в г. Санкт-Петербурге на 31-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, постановление N 31-19).
В соответствии с пунктом 6 статьи 22 названного модельного закона жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В силу пункта 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из буквального содержания приведенных норм федерального закона следует, что непригодными для проживания признаются жилые помещения не только многоквартирных домов, но и частного жилищного фонда, в том числе на предмет его приспособления с учетом потребностей инвалидов подлежит оценке как общее имущество в многоквартирном доме, так и приспособленные к таким потребностям занимаемые ими жилые помещения.
Согласно пункту 1 Положения оно устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).
В силу пункта 5 Положения жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем; многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6).
Пунктами 7 и 8 Положения определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.
Согласно пункту 54 Положения отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее также - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".
Правила устанавливают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учётом потребностей инвалидов.
В соответствии с пунктом 2 Правил они применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).
Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учётом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (пункт 4 Правил).
Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учётом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 6 Правил).
Согласно пункту 20 Правил заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: акта обследования; решения комиссии об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, предусмотренного подпунктом "б" пункта 17 Правил.
Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида (пункт 21 Правил).
Из анализа приведенных норм права следует, что жилое помещение, в котором проживает инвалид, подлежит признанию непригодным для проживания в нем инвалида в случае невозможности приспособления помещения под потребности и доступность для инвалида.
Жилые помещения, занимаемые семьями, нуждающимися в приспособленном жилье для инвалидов, не отвечающие специальным требованиям доступности, не приспособленные для их проживания, при невозможности надлежащего приспособления путем ремонта или реконструкции должны признаваться непригодными для проживания, что в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для внеочередного предоставления другого жилья по договору социального найма.
С учетом изложенного оснований для вывода о том, что такое основание для признания нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий Санкт-Петербурга как проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, поименованное в пункте 4 части 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 7 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий", относится исключительно к помещениям, находящимся в ненадлежащем техническом состоянии, у судов первой и апелляционной инстанции не имелось, поскольку непосредственно из данной нормы такой вывод не вытекает, а из вышеприведенных положений следует иное.
Кроме того, указывая на неполному представленных документов (паспорта супруги административного истца - Быковой, суды первой и апелляционной инстанции не учли, что супруга Анфимова В.В. в квартире адресу: "адрес", не зарегистрирована и не проживает, и каким образом в данном случае непредставление в отношении нее документов (паспорта и сведений о ее жилищной обеспеченности) может повлиять на право "данные изъяты" на меры социальной защиты в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 7 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий", не указали.
Не свидетельствует о правильности оспариваемых судебных актов и вынесенное администрацией Невского района Санкт-Петербурга распоряжение N 5274-р о признании квартиры "данные изъяты" непригодной для "данные изъяты". и членов его семьи, подлежащей расселению с целью дальнейшего использования под жилые цели в срок до 1 июля 2022 года, поскольку основанием к отказу в постановке административного истца и его "данные изъяты" "данные изъяты" Анфимова А.В. на жилищный учет в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга от 7 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий", указанное распоряжение не являлось и в силу положения указанного закона - не является.
Указанное выше свидетельствует о допущенных судами существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административных истцов, однако исходя из того, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое апелляционное рассмотрение, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, принять меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по делу и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами материального и процессуального права, регулирующими спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 2 августа 2022 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Санкт-Петербургский городской суд.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 19 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.