Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 19 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 01 декабря 2022 года по административному делу N 2а-412/2022 по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Минприроды) к администрации Олонецкого национального муниципального района (далее - администрация района) об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Минприроды в ходе проверки исполнения требований законодательства об охране окружающей среды была выявлена несанкционированная свалка строительных отходов на территории д. Коткозеро Олонецкого национального муниципального района, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес", д. "адрес", "адрес". Полагая, что наличие несанкционированной свалки строительных отходов влечет загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, Минприроды обратилось в суд с административным исковым заявлением о возложении на администрацию района обязанности по ликвидации указанной несанкционированной свалки строительных отходов.
Решением Олонецкого районного суда Республики Карелия от 19 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 01 декабря 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела, 26.05.2022 должностным лицом Минприроды в рамках рассмотрения обращения Попова А.И. проведен осмотр участка местности, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером N расположенному по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", в ходе которого выявлена частично присыпанная грунтом несанкционированная свалка из смеси строительных отходов, ориентировочной площадью 724 кв. м; по результатам осмотра составлен акт N 8.
Учитывая, что указанная несанкционированная свалка расположена на территории д. Коткозеро на земельном участке, собственность на который не разграничена, а состав отходов (остатки разрушенного объекта недвижимости, стройматериалы от демонтажа кровли Дома культуры, остатки от снятого асфальта) не позволяет идентифицировать принадлежность отходов конкретному лицу, 08.06.2022 Минприроды направило в администрацию района письмо с требованием принять меры к ликвидации указанной свалки.
Поскольку меры по ликвидации свалки приняты не были, Минприроды 01.08.2022 обратилось в суд с административным иском.
Удовлетворяя заявленные требования и возлагая обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на администрацию района, суд первой инстанции исходил из наличия установленной законом компетенции указанного органа местного самоуправления по охране окружающей среды, в том числе по ликвидации несанкционированных свалок.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия признала выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 51 вышеуказанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 1-3 статьи 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно пунктам 9 и 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Подпунктом 14 пункта 1 статьи 7 Устава Олонецкого национального муниципального района, принятого решением Олонецкого районного Совета от 29.06.2005 N 89, к вопросам местного значения Олонецкого национального муниципального района отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Олонецкого национального муниципального района.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29.01.2019 N 258-0, действующее правовое регулирование не предполагает освобождение органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.
Понятие несанкционированных свалок отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), согласно которому такие свалки - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Согласно пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов являются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Из примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 следует, что в случае, если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Принимая во внимание, что несанкционированная свалка строительных отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории Коткозерского сельского поселения Олонецкого национального муниципального района, и именно администрация района в силу приведенных выше положений законодательства несет ответственность по надлежащему содержанию земель в границах сельского поселения, а документы, вопреки доводам апелляционной жалобы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном участке местности, в материалы дела не представлены, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у администрации района обязанности по ликвидации свалки.
Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в кассационном определении от 29 января 2020 г. N 53-КА19-14.
При этом судебная коллегия учитывает, что указанная свалка образовалась в результате сноса сооружения, а образованные отходы соответствуют критериям строительных отходов, под которыми в соответствии с пунктом 3 "ГОСТ Р 57678-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов", утвержденного приказом Росстандарта от 19.09.2017 N 1163-ст, понимаются отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций. В силу абзаца 9.4.3 пункта 9 данного ГОСТа допускается использование строительных отходов, в состав которых входит бетон, кирпич или щебень для подсыпки дорог, при изготовлении строительных материалов для возведения основания под дороги и фундаментные плиты, при благоустройстве территорий и т.п. при наличии соответствующей документации с соблюдением природоохранных, санитарно- эпидемиологических, противопожарных требований законодательства, однако материалы дела не содержат, а администрацией района не представлено указанной документации, равно как и не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии угрозы причинения вреда окружающей среде в результате образования данной свалки.
Таким образом, на администрацию Олонецкого муниципального района с учетом положений пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 8, 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, а также подпункта 14 пункта 1 статьи 7 Устава Олонецкого муниципального района судом первой инстанции правомерно возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территориях общего пользования сельского поселения в границах муниципального района.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 19 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 01 декабря 2022 года по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к администрации Олонецкого национального муниципального района об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Олонецкого национального муниципального района - без удовлетворения.
Решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 19 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 01 декабря 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 апреля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.