Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бурлова С. В. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 18 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года, по административному делу N 2а-2439/2022 по административному исковому заявлению Бурлова С. В. к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России о взыскании денежной компенсации.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
установила:
Бурлов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми о взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 100 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что он с 29.04.2022 по 14.05.2022 отбывал меру дисциплинарного взыскания в штрафном изоляторе в камере N 2 ФКУ ИК- 24 УФСИН России по Республике Коми, где коммунальные удобства и материальное оснащение не соответствуют стандартам и отклоняются от действующих норм, так как отсутствуют: горячее водоснабжение, доступ к питьевой воде, бак для питьевой воды, принудительная вентиляция, санузел не изолирован от общего помещения камеры, установлена чаша "Генуя", уборочный инвентарь не выдается, нет механизма открывания форточки, через окно не попадает дневной свет, искусственное освещение местами не работает, нет вешалки для одежды, столы для приема пищи приварены к полотну кровати, ночью опускаются на пол, выполняя функцию опоры для кровати, в камере грибок, плесень, мягкий инвентарь и постельное белье ветхое с дырами и пятнами, прогулочные дворы очень маленькие.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - УФСИН по Республике Коми.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 18 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года, отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 13 февраля 2023 года административный истец просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении требований в полном объеме, указывая на нарушения судами норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
Из разъяснений пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" следует, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
В силу пунктов 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 N 1454/пр здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе горячим водоснабжением; подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10.06.2010 N 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение.
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 N 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 N 217-дсп. Согласно п. 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно - исполнительной системы, за исключением тюрем.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Бурлов С.В. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми с 07.10.2014 по настоящее время. С 29.04.2022 по 14.05.2022 отбывал меру дисциплинарного взыскания в штрафном изоляторе, в камере N 2.
В указанный период установлено отсутствие горячего водоснабжения в камере N 2 ШИЗО ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми. При этом, административным ответчиком не представлено доказательств обеспечения Бурлова С.В. в спорный период горячим водоснабжением для принятия гигиенических процедур.
Вместе с тем, учитывая, что административный истец содержался в камере N 2 ШИЗО 15 суток, суд первой инстанции не нашел оснований для взыскания компенсации, предусмотренной частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с небольшим периодом времени, в течение которого административный истец претерпевал неудобства по причине отсутствия в камерах горячей воды.
Иных нарушений условий содержания в камере N 2 ШИЗО исправительного учреждения в заявленный период, на которые ссылался административный истец в своем административном исковом заявлении, которые свидетельствуют об отклонении от стандартного, неизбежного уровня страданий, за которые подлежит взысканию компенсация в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу об отказе в удовлетворении требования административного истца.
Такие выводы основаны на правильном применении судами первой и апелляционной инстанции норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суды дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 18 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года, по административному делу N 2а-2439/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Бурлова С. В. - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 18 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.