Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вербицкого М. Н. на решение Псковского районного суда Псковской области от 22 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 29 сентября 2022 года по административному делу N 2а-536/2022, по административному исковому заявлению Вербицкого М. Н. к Администрации Псковского района о признании решений об отмене уведомлений о планируемом строительстве незаконными.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения Вербицкого М.Н, его представителей - Фролковой В.В, Кузовлевой Я.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вербицкий М.Н. обратился в суд с административными исковыми заявлениями к Администрации Псковского района о признании решений от 28 января 2022 г, оформленных в виде требований за NN 274, 275, 276, об отмене уведомлений о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта.
В обоснование административных исков указано, что административным истцом в целях развития внутреннего туризма приобретены земельные участки с КН: N, расположенные по адресу: "адрес", в кадастровом квартале N. Данные участки находятся в черте населенного пункта д. Череха и в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки (далее ПЗЗ), утвержденными Решением Собрания депутатов сельского поселения "Ядровская волость" от 23 октября 2014 г. N 113, расположены в зоне "ЖД" (многофункциональная зона малоэтажных жилых домов и объектов общественно-деловой застройки, расположенных на территории сельских населенных пунктов), где основным видом использования является жилищное строительство.
С целью строительства на данных земельных участках жилых домов в 2021 г. согласован проект подключения к сетям централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения с МП Псковского района "Коммунальные услуги", получены технические условия, построены и введены в эксплуатацию наружные сети водоснабжения и водоотведения для подключения объектов на вышеуказанных земельных участках. 30 ноября 2021 г. заключен договор водоснабжения и водоотведения, подписан акт
разграничения балансовой принадлежности.
12 августа 2021 г. Администрацией Псковского района выданы разрешительные уведомления NN УС-368-2021, УС-369-2021, УС-370-2021 о соответствии указанных в уведомлениях истца о планируемом строительстве жилых домов. Жилые дома были построены, к ним подведены центральные сети водоснабжения и канализации.
28 января 2022 г. административный ответчик в адрес административного истца направил оспариваемые решения в виде требований NN 274, 275, 276, согласно которыми ранее выданные разрешительные уведомления в отношении уже построенных к тому времени домов отменены.
Полагая отмену разрешительных уведомлений необоснованной, поскольку она влечет за собой незаконность строительства жилых домов, возможность признания их самовольной постройкой, административный истец просит признать незаконными решения Администрации Псковского района от 28 января 2022 г. об отмене уведомлений о планируемом строительстве от 12 августа 2021 г. за NN УС-368-2021, УС-369-2021, УС-370-2021, оформленные в виде требований N 274, 275, 276.
Определением Псковского районного суда Псковской области от 25 мая 2022 г. указанные административные иски объединены в одно производство.
Решением Псковского районного суда Псковской области от 22 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 29 сентября 2022 года, отказано в удовлетворении административного иска.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов административного дела, 21 марта 2014 г. между Абрамовым Н.Н. и Вербицким М.Н. заключен договор купли-продажи земельного участка с КН N, площадью 5 354 кв.м, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, д. Череха, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
Данный земельный участок находился и продолжает находиться во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта регионального значения "Санаторий "Череха", что не оспаривается сторонами по делу.
27 февраля 2018 г. Вербицкий М.Н. обратился в Администрацию Псковской области по вопросу возможности строительства жилья во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта регионального значения "Санатории "Череха".
В ответе 15 марта 2018 г. Администрация Псковской области указала, что при рассмотрении вопроса о выдаче разрешений на индивидуальное строительство в данной зоне рекомендовано руководствоваться позицией верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15 июня 2017 г. N 91-КФ17-95, согласно которой отсутствие принадлежности строящегося жилья к инфраструктуре сферы курортного лечения и отдыха не является самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Между тем, из Определения Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 91-КФ17-95 следует, что, изучив кассационную жалобу Абрамовой В.Н. на решение Псковского районного суда Псковской области от 26 августа 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 01 декабря 2016 г. по административному делу по административному иску Абрамовой В.Н. к Администрации Псковского района о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, судья Верховного Суда Российской Федерации отказал Абрамовой В.Н. в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации. В данном определении выражено согласие с выводами нижестоящий судебных инстанций о том, что Администрацией Псковского района правомерно отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке, находящимся во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта регионального значения "Санаторий "Череха".
В 2019 г. Вербицкий М.Н. произвел раздел земельного участка с КН N на 8 земельных участков, в т.ч. с КН: N
Согласно выпискам из ЕГРН три земельных участка с КН: N, расположенные по адресу: "адрес", "адрес" относятся к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства; находятся в границах водоохранной зоны, зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта регионального значения "Санаторий "Череха", в связи с чем законодательством установлены ограничения по использованию земельных участков.
Данные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.
В 2021 г. Вербицкий М.Н. заключил с МП Псковского района "Коммунальные услуги" договоры о подключении к центральным системам холодного водоснабжения и водоотведения.
04 августа 2021 г. обратился в Администрацию Псковского района с Уведомлениями о планируемом строительстве объектов индивидуального жилищного строительства на земельных участках с КН: N
12 августа 2021 г. Администрацией Псковского района выданы Уведомления NN УС-368-2021, УС-369-2021, УС-370-2021 о соответствии указанных в уведомлениях о планируемом строительстве объектов индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства на земельных участках с КН: N
21 января 2022 г. Комитет по строительству и ЖКХ Псковской области в адрес Главы Псковского района направил предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности, предложил отменить Уведомления NN УС-368-2021, УС-369-2021, УС-370-2021, поскольку на земельных участках, принадлежащих Вербицкому М.Н, и находящихся во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта регионального значения "Санаторий "Череха", строительство запрещено.
28 января 2022 г. Администрацией Псковского района в адрес Вербицкого М.Н. сообщено в виде письменных требований за N 274, 275, 276 о принятии решений об отмене Уведомлений от 12 августа 2021 г. NN УС 368-2021, УС- 369-2021, УС-370-2021.
Отказывая в удовлетворении административных исков Вербицкого М.Н. о признании решений Администрации Псковского района об отмене Уведомлений незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что принадлежащие административному истцу земельные участки находятся во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта регионального значения "Санаторий "Череха", в которой строительство жилых домов запрещено; орган местного самоуправления в порядке самоконтроля вправе отменить ранее изданный им муниципальный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства; изложенный в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 91-КФ17-95 вывод не может быть применен без учета полных текстов решений судов первой и апелляционной инстанций, в которых указано не только на необходимость подключения к центральным сетям водоснабжения и водоотведения, но и на соблюдение условия об отнесении объекта строительства к сфере курортного лечения и отдыха.
Судебная коллегия по административным делам Псковского областного суда признала выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства и обстоятельствах дела.
Пунктом 1 части 2 статьи 56 ЗК РФ предусмотрена возможность установления ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Ограничения прав на землю устанавливаются, в том числе актами исполнительных органов государственной власти (часть 3 статьи 56 ЗК РФ).
Частью 2 статьи 96 ЗК РФ предусмотрено, что в целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством.
К видам зон с особыми условиями использования территорий относится, в том числе округ санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов (пункт 15 части 1 статьи 105 ЗК РФ).
Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются независимо от. категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков (пункт 23 статьи 106 ЗК РФ).
В силу части 2 статьи 104 ЗК РФ в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Со дня установления зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям (часть 1 статьи 107 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее ФЗ N 26-ФЗ) природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, устанавливаются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Ф3N 26-ФЗ).
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению (часть 3 статьи 16 ФЗ N 26-ФЗ).
Постановлением Администрации Псковской области от 18 октября 2004 г. N 421 "О признании территорий лечебно-профилактических учреждений "Санаторий "Голубые озера", "Санаторий "Череха" курортами регионального значения" природные территории лечебно-профилактического учреждения "Санаторий "Череха" признаны курортом регионального значения, утверждены границы и режим: округа горно-санитарной охраны курорта регионального значения "Санаторий "Череха".
Согласно пункту 2 раздела 2 приложения N 2 к Постановлению Администрации Псковской области от 18 октября 2004 г. N 421 на территории второй зоны округа запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе: строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации (подпункт 6).
Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно- оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, утвержденное Администрации Псковской области от 20 сентября 2004 г..N 372, предусматривает, что на территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, недра, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий (пункт 10); округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения (пункт 11); режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства (пункт 13); на территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации (пункт 13); проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической экспертизе в установленном порядке (пункт 16); развитие и
застройка территорий в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны осуществляются в строгом соответствии с генеральным планом курорта регионального значения, утвержденным в установленном порядке (пункт 17).
Таким образом, исходя из приведенных выше положении статьи 107 ЗК РФ, статьи 16 ФЗ N 26-ФЗ и постановлений Администрации Псковской области от 18 октября 2004 г. N 421 и от 20 сентября 2004 г. N 372, на территорий второй зоны запрещается размещение объектов и сооружении, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, в том числе строительство жилых домов; могут размещаться палаточные туристические стоянки с централизованными системами водоотведения и канализации, в том случае, если они связаны непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха; застройка территорий в пределах округов осуществляется в строгом соответствии с генеральным планом курорта, проектируемые к строительству объекты подлежат государственной экологической экспертизе.
Из чего следует, что в силу федерального закона и указанных постановлений органа государственной власти Псковской области запрещено строительство жилых домов во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта регионального значения "Санаторий "Череха".
Законность постановлений Администрации Псковской области от 18 октября 2004 г. N 421 проверена судом, в том числе Верховным Судом Российской Федерации (апелляционное определение N91-АПГ17-2).
Доводы административного истца о том, что строительство во второй зоне округа разрешено исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 91-КФ17-95, правильно признаны несостоятельными, поскольку данным определением отказано в передаче кассационной жалобы Абрамовой В.Н. для дальнейшего рассмотрения ее судом кассационной инстанции; в определении выражено согласие с выводами нижестоящих судов о запрете строительства в указанной зоне; административное дело Верховным Судом Российской Федерации по существу заявленных требований не рассматривалось, правовые позиции по нему не высказывались.
В связи с этим, приводимая административным истцом выдержка из текста Определения Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 91-КФ17-95 не является правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации по рассматриваемому спору, и не свидетельствует о возможности строительства жилых домов во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта регионального значения "Санаторий "Череха".
Порядок выдачи уведомления о планируемом строительстве предусмотрен статьей 51.1 ГрКРФ.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Поскольку в рассматриваемом случае индивидуальное жилищное строительство на земельных участках, принадлежащих истцу и расположенных во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта регионального значения "Санаторий "Череха", не допускается, то оснований для выдачи Уведомлений от 12 августа 2021 г. о соответствии планируемого строительства не имелось. На основании пункта 2 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ орган местного самоуправления должен был отказать в согласовании строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 48 ФЗ N 131-ФЗ муниципальные Правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из содержания приведенной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону. Также из смысла приведенной нормы следует, что право отмены муниципального правового акта отнесено к компетенции органа, наделенного полномочиями по его принятию.
При таких обстоятельствах, отмена Администрацией Псковского района ранее выданных Уведомлений NN УС-368-2021, УС-369-2021, УС-370-2021 не противоречит требованиям действующего законодательства.
То обстоятельство, что статья 51.1 ГрК РФ не содержит положений, предусматривающих возможность отмены органами местного самоуправления ранее выданных Уведомлений, по мнению судебной коллегии, не может быть расценена как запрет на их отмену, поскольку полномочия органов местного самоуправления по отмене правовых актов без каких-либо изъятий содержатся в пункте 1 статьи 48 ФЗ N 131-ФЗ.
Ссылку административного истца на положения части 21.1 статьи 51 ГРК РФ, нельзя признать состоятельной, поскольку в рассматриваемом административном деле отсутствуют обстоятельства, связанные с прекращением разрешения на строительство.
Что касается доводов административного истца о необходимости использования земельных участков в соответствии с их видом разрешенного использования и ПЗЗ, то судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
На карте градостроительного зонирования, входящей в состав ПЗЗ, в обязательном порядке должны отображаться границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, и другие границы (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
Градостроительный регламент определяет правовой режим земельных участков, включает в себя устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, а также ограничения использования земельных участков (пункт 9 статьи 1, часть 1 статьи 36 ЗК РФ).
Применительно к зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно пункту 7 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны Лечебно-Оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, утвержденного Постановление Администрации Псковской области от 20.09.2004 N 372, территория и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны учитываются при разработке схем территориального планирования области и муниципальных районов, генеральных планов поселений и городских округов, правил землепользования и застройки, проектов межевания территорий, правил проведения лесоустройства.
Таким образом, установленные законодательством ограничения по использованию земельных участков, в т.ч. в связи с установлением зон округа горно-санитарной охраны курорта регионального значения "Санаторий "Череха", являются обязательными для ПЗЗ и устанавливаемых градостроительных регламентов.
Доводы административного истца о том, что жилые дома отвечают требованиям подпунктов 2 и 3 пункта 33 статьи 26 ФЗ N 342-ФЗ признаны необоснованными судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 33 статьи 26 ФЗ N 342-ФЗ в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных, в том числе в силу закона, до 1 января 2025 г. (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, указанных в части 27 настоящей статьи), независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах таких зон, допускаются:
использование земельных участков для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешений на строительство, выданных до 1 января - 2025 г, или в случае начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства до 1 января 2025 г, если для строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства не требуется выдача разрешений на строительство;
использование зданий, сооружений, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до 1 января 2025 г. или которые построены, реконструированы в соответствии с пунктом 2 настоящей части и в соответствии с их видом разрешенного использования (назначения).
Исходя из содержания данных положений закона, они подлежат применению в случае, если разрешение на строительство выдано на законных основаниях и зона с особыми условиями использования территорий не соответствует требованиям части 27 статьи 26 ФЗ N 343-ФЗ.
В настоящем деле Уведомления о соответствии планируемого строительства выданы органом местного самоуправления незаконно, зона с особыми условиями использования территории соответствует части 27 статьи 26 ФЗ N 343-ФЗ.
В частности, часть 27 статьи 26 ФЗ N 342-ФЗ предусматривает возведение здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в границах зоны с особыми условиями использования территории, которая установлена до 1 января 2025 г. и сведения о границах которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости, и размещение или использование (назначение) таких здания, сооружения, объекта незавершенного строительства не соответствует ограничениям использования земельных участков, установленным в границах указанной зоны.
Согласно имеющимся в материалах административного дела выпискам из ЕГРН сведения об ограничении использования земельных участков с КН: N в пределах зоны: режим использования округа горно-санитарной охраны курорта регионального значения "Санаторий "Черёха" (вторая зона) внесены в ЕГРН 24 марта 2014 г.
В соответствии с частью 37 статьи 26 ФЗ N 342-ФЗ публичный доступ к сведениям о зоне с особыми условиями использования территории и границах такой зоны считается обеспеченным, если на дату начала создания объекта недвижимого имущества на земельном участке, расположенном в границах зоны с особыми условиями использования территории, соблюдалось одно из условий, в том числе сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории внесены в ЕГРН.
Поскольку на момент подачи уведомлений о планируемом строительстве административный ответчик и административный истец располагали сведениями об установленных ограничениях использования земельных участков в связи с их расположением во второй зоне округа и данные сведения содержались в ЕГРН, то оснований для применения положений пунктов 2 и 3 части 33 статьи 26 ФЗ N 342-ФЗ не имеется.
В связи с этим, судом апелляционной инстанции отвергнуты доводы административного истца и его представителя об "амнистии", распространяющейся на принадлежащие истцу земельные участки, расположенные в зоне с особыми условиями использования территорий.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец подтвердил, что на момент приобретения земельных участков знал об установленных, в отношении них ограничениях в связи с расположением их во второй зоне округа.
Факт информированности истца об установленных ограничениях также подтверждается представленной в материалах дела перепиской истца с органами государственной власти по вопросу возможности строительства в указанной зоне, переписка начата в 2018 г.
Письма Администрации Псковской области от 15 марта 2018 г, Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 марта 2022 г. N 3-12-24/142, Министерства строительства и ЖКХ РФ от 03 марта 2022 г. N 8395-0Д/08, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Псковской области от 03 марта 2022 г. N 4247/2022 содержат неверное толкование Определения Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 91- КФ17-95 и пунктов 2 и 3 части 33 статьи 26 ФЗ N 342-ФЗ, не являются обязательными для судов.
Ссылка административного истца на часть 16 статью 65 ВК РФ и Приказ Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды от 18 сентября 2017 г. N 801, согласно которым в границах водоохранных зон допускаются строительство объектов при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды не является основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку запрет на строительство жилых домов на принадлежащих истцу земельных участках установлен в связи с нахождением их во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта регионального значения "Санаторий "Череха", а не в связи с их нахождением в водоохраной зоне.
Доводы о том, что у Комитета по строительству и ЖКХ Псковской области отсутствовали основания и полномочия по внесению Администрации Псковского района предписания не имеют отношения к рассматриваемому спору об оспаривании решений Администрации Псковского района.
Доводы о том, что оспариваемые решения от 28 января 2022 г. об отмене Уведомлений оформлены в ненадлежащей форме - в виде требований за NN 274, 275, 276 не являются основанием к отмене вынесенных по делу судебных постановлений.
ФЗ N 131-ФЗ и другие нормативные правовые акты не содержат требований к виду и форме муниципального правового акта, отменяющего незаконно выданное уведомление о соответствии уведомления о планируемом строительстве объекта.
В связи с этим, вынесение оспариваемых письменных решений в виде требований, подписанных уполномоченным лицом - первым заместителем Главы Администрации Псковского района, не противоречит действующему законодательству.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Псковского районного суда Псковской области от 22 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 29 сентября 2022 года по административному исковому заявлению Вербицкого М. Н. к Администрации Псковского района о признании решений об отмене уведомлений о планируемом строительстве незаконными, оставить без изменения, кассационную жалобу Вербицкого М. Н. - без удовлетворения.
Решение Псковского районного суда Псковской области от 22 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 29 сентября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 апреля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.