Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 5 сентября 2022 года по административному делу N 2а-667/2022 по административному исковому заявлению Егорова А. В. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Имущество Санкт-Петербурга" о признании незаконным решения об отказе в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, об обязании сформировать земельный участок.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, объяснения представителя Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - Спиридоновой В.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против кассационной жалобы представителя Егорова А.В. - Карпова А.Е, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Егоров А.В. обратился в Смольнинский районный суд Санкт- Петербурга с административным исковым заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Имущество Санкт-Петербурга", в котором просил признать незаконным отказ Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: "адрес" (Жилищный комплекс "Шуваловский Дом"), оформленный письмом Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Имущество Санкт-Петербурга" (далее - СПБ ГКУ "Имущество Санкт- Петербурга") от 13 сентября 2021 года N 04-19-44271/21-0-1.
В качестве меры по восстановлению нарушенных прав Егоров А.В. просил обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга сформировать (образовать) земельный участок (земельные участки), необходимый для эксплуатации и обслуживания указанного дома с элементами озеленения и благоустройства, в составе земельных участков (с учетом проведения кадастровых работ по перераспределению указанных земельных участков с землями находящимися в неразграниченной государственной собственности, с целью установления кадастровых границ земельных участков по существующей фактической границе землепользования) с кадастровыми номерами: N
В обоснование заявленных требований Егоров А.В. указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: г. "адрес".
Административный истец, уполномоченный решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обратился в КИО Санкт-Петербурга с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Письмом СПБ ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" от 13 сентября 2021 года N 04-19-44271/21-0-1 в формировании земельного участка под многоквартирном домом отказано со ссылкой на то, что земельные участки, на которых расположен многоквартирный дом сформированы в соответствии с требованиями действующего законодательства, при этом указанные земельные участки расположены в границах территории, на которую не утвержден проект межевания, что в силу положений подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации препятствует удовлетворению требований административного истца.
Оспариваемый отказ, по мнению административного истца, является незаконным, поскольку факт нахождения многоквартирного дома и общего имущества на земельных участках подтвержден судебными актами и экспертизами.
Отсутствие утвержденного проекта межевания территории не может служить основанием для отказа в формировании земельного участка для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома, поскольку КИО Санкт-Петербурга вправе самостоятельно инициировать вопрос о разработке уполномоченным органом проекта межевания территории. Участок под многоквартирным домом может быть сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет не только на основании проекта межевания территории, но и на основании межевого плана, то есть на основании результатов проведения кадастровых работ. Отказ в формировании земельного участка под многоквартирным домом в составе нескольких смежных земельных участков, необходимых для эксплуатации и обслуживания как самого дома, так и общего имущества дома, расположенного на указанных земельных участках, ведет к нарушению принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, Товарищество собственников жилья "Шуваловский Дом".
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 5 сентября 2022 года, административный иск удовлетворен.
Признан незаконным отказ в формировании земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома и его общего имущества, расположенных по адресу: 194356, Санкт-Петербург, Большая Озерная ул, д.77, лит.Б, (Жилищный комплекс "Шуваловский Дом"), оформленный письмом СПБ ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" от 13 сентября 2021 года N 04-19-44271/21-0-1.
На Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Егорова А.В. о формировании земельного участка.
В кассационной жалобе административного ответчика Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 5 сентября 2022 года, поданной 8 февраля 2023 года, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 16 февраля 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с нарушением норм материального права, отказав в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Относительно кассационной жалобы Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга административным истцом Егоровым А.В. представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Егоров А.В. является собственником "адрес", расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес" (далее - МКД).
16 ноября 2020 года протоколом N02/20 внеочередного общего собрания собственников помещений МКД по адресу: "адрес", принято решение об обращении в государственные (муниципальные) органы с заявлением о формировании земельного участка под МКД по указанному адресу, включающему в себя земельные участки с кадастровыми номерами:
- N, общей площадью 7 705, 0 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, адрес: "адрес"
- N, общей площадью 1 231, 0 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, адрес: "адрес";
- N, общей площадью 1 529, 0 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, адрес: "адрес"). Подписать и подать соответствующее заявление уполномочен собственник "адрес".
Егоров А.В, собственник квартиры "адрес" по адресу: г. "адрес", уполномоченный решением общего собрания собственников помещений МКД, 19 августа 2021 года обратился в КИО Санкт-Петербурга с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен МКД.
Письмом СПБ ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" от 13 сентября 2021 года N 04-19- 44271/21-0-1 Егорову А.В. отказано в формировании земельного участка под МКД.
Причиной отказа послужило то, что земельные участки, на которых расположен многоквартирный дом сформированы в соответствии с требованиями действующего законодательства, при этом указанные земельные участки расположены в границах территории, на которую не утвержден проект межевания, что в силу положений подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации препятствует удовлетворению заявления административного истца.
Разрешая административное дело и удовлетворяя заявленные административным истцом требования о признании незаконным отказа в формировании земельного участка под МКД, оформленного письмом СПБ ГКУ "Имущество Санкт- Петербурга" от 13 сентября 2021 года N 04-19-44271/21-0-1, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствие утвержденного проекта межевания территории не может служить основанием для отказа в реализации права на формирование земельного участка под МКД, поскольку законодательное регулирование исходит из того, что именно на уполномоченном органе лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, осуществив для этого все необходимые действия. Отказ в формировании земельного участка под МКД в составе нескольких смежных земельных участков, которые необходимы для эксплуатации и обслуживания как самого МКД, так и общего имущества МКД, расположенного на указанных земельных участках, ведет к нарушению принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, что противоречит положениям подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда с указанными выводами суда первой инстанции согласилась.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было. При установленных обстоятельствах дела нормы материального права применены судами верно.
Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установилв Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного Федерального закона).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Осуществляя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установилв Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).
Реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе N 189-ФЗ предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу жилищного законодательства.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Из частей 2-5 статьи 16 указанного Федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Из изложенного следует, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", следовательно, собственники помещений в многоквартирном жилом доме вправе требовать формирования границ земельного участка в целях надлежащей эксплуатации такого дома.
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П).
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса (часть 1). Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (часть 2).
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений (пункт 4 части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общим правилам, принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи.
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2015 года N 98, является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения Комитет проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга, контроля над его использованием и сохранностью, а также в сфере земельных отношений.
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга реализует следующие полномочия и функции, в частности, утверждает границы земельных участков в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.39); готовит и утверждает схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, если указанное полномочие не отнесено к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (пункт 3.49).
Порядок формирования земельных участков под многоквартирными домами на территории Санкт-Петербурга утвержден распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29 марта 2005 года N 25-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом" (далее - Распоряжение N 25-рп).
Пунктами 9, 9.1 и 9.2 Распоряжения 25-рп установлено, что Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в 20-дневный срок с момента приемки документов о межевании земельного участка издает распоряжение об утверждении границ земельного участка и обеспечивает проведение кадастрового учета земельного участка на основании заявления уполномоченного лица в органе, осуществляющем ведение Государственного земельного кадастра Санкт-Петербурга.
С учетом приведенных норм действующего законодательства вывод судов о том, что именно на административном ответчике лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, при этом отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка, следует признать правильным.
Судами установлено, что МКД и общее имущество МКД располагаются на трех смежных земельных участках:
земельный участок, общая площадь 7705, 0 кв.м, кадастровый N, категория земель - земли населенных пунктов, адрес: "адрес"
земельный участок, общая площадь 1231, 0 кв.м, кадастровый N, категория земель - земли населенных пунктов, адрес: "адрес"
земельный участок, общая площадь 1529, 0 кв.м, кадастровый N, категория земель - земли населенных пунктов, адрес: "адрес"
Факт нахождения МКД и общего имущества МКД на указанных земельных участках подтвержден судебными актами: решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-61896/2016 от 29 августа 2019 года, постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2020 по делу N А56-61896/2016.
Довод кассационной жалобы о том, что единый земельный участок не может быть сформирован, поскольку существующие земельные участки имеют различный вид разрешенного использования, не может быть признан состоятельным. По делу, с учетом вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов, установлено, что все три участка используются как единое землепользование без обозначения смежных границ. Наружные инженерные сети МКД пересекают и находятся в границах земельного участка-1, земельного участка-2 и земельного участка-3; элементы озеленения и благоустройства, являющиеся общим имуществом МКД, располагаются в границах земельного участка-1, земельного участка-2 и земельного участка-3, пешеходные дорожки мощенные тротуарной плиткой - пересекают и находятся в границах земельного участка-1, земельного участка-2 и земельного участка-3.
При этом, как установлено в заключении специалистов от 5 июня 2019 года N 21-К/2019 по делу N А56-61896/2016, минимальный размер земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации как отдельно МКД, так и МКД с учетом общего имущества (наружных инженерных сетей и элементов озеленения и благоустройства), составляет 10 608 кв.м, в том числе в целях соблюдения санитарных и пожарных норм и правил (в частности, проезд к МКД машин скорой медицинской помощи, пожарных машин, иной спецтехники). Указанный вывод подтверждается постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2020 года.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции также отмечает, что при необходимости административный ответчик не лишен возможности инициировать в установленном порядке через уполномоченные органы внесение соответствующих изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга и Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга.
Положения пункта 2 Распоряжения N 25-рп содержат исчерпывающий перечень документов, которые уполномоченное на формирование земельного участка под МКД лицо обязано приложить к заявлению и проект межевания территории в указанном перечне отсутствует.
С учетом изложенного отказ в формировании земельного участка под МКД в составе нескольких смежных земельных участков, которые необходимы для эксплуатации и обслуживания как самого МКД, так и общего имущества МКД, расположенного на указанных земельных участках, ведет к нарушению принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, что противоречит положениям подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, действующим законодательством не предусмотрена необходимость предоставления документов, подтверждающих волеизъявление всех собственников многоквартирного дома на переход в общую долевую собственность земельного участка при обращении в уполномоченный орган за его формированием. С учетом вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Постановлении от 28 мая 2010 года N 12 и в силу положений части 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Отсутствие у государственного органа или недостаточность финансирования не может служить основанием для освобождения государственного органа или специально созданного учреждения от надлежащего выполнения возложенных на них нормативным правовым актом публичных обязанностей.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку в постановленных по делу судебных актах, оснований не согласиться с которой судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судами верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 5 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 5 сентября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 24 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.