Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Косицыной-Камаловой И.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Лопиной И.А. на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 28 июня 2022 года (N 2а-2062/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 12 октября 2022 года (N 33а-3051/2022) по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Мурманской области к Лопиной И.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Мурманской области (далее - МИФНС России N 9 по Мурманской области, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лопиной И.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, налогу на имущество физических лиц.
В обоснование заявленных требований указала, что Лопина И.А. является плательщиком транспортного налога, в связи с чем налоговым органом исчислен транспортный налог за 2016 год, который в установленные законом сроки административный ответчик не оплатила, в связи с чем налоговым органом на сумму недоимки начислены пени и выставлено требование N по состоянию на 21 июня 2018 года, с учетом произведенного перерасчета задолженность по транспортному налогу за 2016 год составила 206 рублей, пени по транспортному налогу - 3 рубля 98 копеек.
Кроме того, в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2018 год административному ответчику начислены пени в размере 9 рублей 12 копеек. Транспортный налог по требованию от 26 июня 2020 года N уплачен в полном объеме, однако пени по транспортному налогу за 2018 год административным ответчиком оплачены не были.
Кроме того, в 2016 году административный ответчик являлась собственником 1/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", в связи с чем Инспекцией исчислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в общей сумме 3022 рубля, направлено налоговое уведомление.
В связи с произведенным перерасчетом задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год составила 2266 рублей.
Поскольку сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц административным ответчиком оплачена не была, в адрес Лопиной И.А. направлено требование N по состоянию на 15 февраля 2018 года, которое не исполнено.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требований налогового органа Инспекция обратилась к мировому судьей с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка N 6 Первомайского судебного района города Мурманска от 11 октября 2021 года с административного ответчика взыскана указанная задолженность по транспортному налогу и пени, а также задолженность по налогу на имущество физических лиц, который определением мирового судьи от 19 ноября 2021 года отменен в связи с поступившими возражениями административного ответчика относительно его исполнения.
Административный истец просил взыскать с Лопиной И.А. задолженность по транспортному налогу за 2016 год в сумме 206 рублей и пени в размере 3 рубля 98 копеек, пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 9 рублей 12 копеек, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 2266 рублей, а всего в сумме 2485 рублей 10 копеек.
Решением Первомайского районного суда города Мурманска от 28 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 12 октября 2022 года, административное исковое заявление МИФНС России N 9 по Мурманской области удовлетворено в полном объеме.
В кассационной жалобе на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 28 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 12 октября 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 6 февраля 2023 года, Лопина И.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с нарушением норм материального и процессуального права, настаивая на отсутствии у нее подлежащей взысканию задолженности по налогам, пропуске налоговым органом срока обращения в суд, влекущих отказ в удовлетворении административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что на имя Лопиной И.А. в 2016 году и 2018 году зарегистрировано транспортное средство - автомобиль марки "КИА SLS (SPORTAGE, SL, SLS)", государственный регистрационный знак N, дата регистрации права 1 сентября 2016 года.
Инспекцией исчислена сумма транспортного налога за два месяца 2016 года в размере 374 рублей и направлено налоговое уведомление от 12 октября 2017 года N об уплате транспортного налога за 2016 год.
В установленный срок Лопина И.А. не оплатила транспортный налог за два месяца 2016 года, что послужило основанием для начисления пеней в размере 18, 85 рублей и направления в ее адрес требования N по состоянию на 21 июня 2018 года об уплате транспортного налога за 2016 год в сумме 374 рублей и пени за 2016 год в сумме 18, 85 рублей в срок до 31 июля 2018 года.
В связи с произведенным перерасчетом задолженность по транспортному налогу за 2016 год по требованию составила 206 рублей, пени - 3, 98 рублей.
Также в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление от 26 сентября 2019 года N об уплате транспортного налога за 2018 год в размере 224 рубля. Обязанность по уплате налога Лопиной И.А. исполнена не была, в связи с чем на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки начислены пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 9, 12 рублей, направлено требование N по состоянию на 26 июня 2020 года со сроком уплаты до 20 ноября 2020 года.
Транспортный налог за 2018 год уплачен административным ответчиком в полном объеме, однако пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 9, 12 рублей оплачены не были.
Кроме того, согласно сведениям, представленным налоговому органу, на имя административного ответчика в 2016 году зарегистрирован объект недвижимости: 1/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", кадастровый N, дата регистрации права 29 августа 2008 года, дата утраты права 13 октября 2020 года.
Инспекцией исчислена сумма налога на имущество физических лиц за 2016 года в размере 3022 рубля, направлено налоговое уведомление от 12 октября 2017 года N.
В связи с произведенным перерасчетом задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год составила 2 266 рублей, в связи с чем в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление от 6 декабря 2017 года N об уплате налога на имущество физических лиц в указанном размере.
Поскольку налог на имущество физических лиц уплачен не был, в адрес налогоплательщика направлено требование N но состоянию на 15 февраля 2018 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 2 266 рубля со сроком исполнения до 6 апреля 2018 года.
В связи с неисполнением требований об уплате налогов МИФНС России N 9 по Мурманской области обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка N 6 Первомайского судебного района города Мурманска 11 октября 2021 года вынесен судебный приказ N 2а-3944/2021 о взыскании с Лопиной И.А. указанной задолженности по транспортному налогу и пени, а также задолженности по налогу на имущество физических лиц, который определением мирового судьи от 19 ноября 2021 года отменен ввиду поступивших возражений административного ответчика относительно его исполнения.
Определением мирового судьи от 23 декабря 2021 года произведен поворот исполнения судебного приказа мирового судьи судебного участка N 6 Первомайского судебного района города Мурманска от 11 октября 2021 года N 2-3944/2021.
Разрешая требования налогового органа, суд первой инстанции, установив, что административный ответчик в указанные в административном иске налоговые периоды являлась плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, которые в установленный срок уплачены не были, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, с которым согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена также пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно части 5 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Положениями статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог па основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (пункт 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии со статьей 406 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Из материалов дела следует, что определение об отмене судебного приказа вынесено 19 ноября 2021 года, административный иск подан в суд 11 мая 2022 года, то есть в пределах установленного действующим законодательством шестимесячного срока.
Таким образом, административный истец обратился в суд с заявленными требованиями в пределах установленного законом срока, основания полагать, что с Лопиной И.А. взысканы уплаченные ею ранее налоги и пени отсутствуют.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Первомайского районного суда города Мурманска от 28 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 12 октября 2022 года без изменения, кассационную жалобу Лопиной И.А. - без удовлетворения.
Решение Первомайского районного суда города Мурманска от 28 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 12 октября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 4 мая 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.