Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В.
судей Жидковой О.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Меджидова Р. Р. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года по административному делу N 2а-1809/2022 по административному иску Меджидова Р. Р. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
установила:
Меджидов Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-1 УФСИН по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в необеспечении условий его содержания при отбытии наказания в исправительном учреждении, присуждении денежной компенсации в размере 2 500 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что в отряде N 3 исправительного учреждения, СУОН, камерах ПКТ/ШИЗО не соблюдалась норма жилой площади, посадочных мест в комнате для просмотра телевизора недостаточно, отключалась подача воды в период с 22 до 06 часов, отсутствовало горячее водоснабжение, не своевременно обеспечивался вещевым довольствием в полном объеме, отсутствовала комната осуществления религиозных обрядов, недостаточно площади комнаты приема пищи, малой площади прогулочных дворов отряда СУОН, ШИЗО/ПКТ и их несоответствие нормам по материалу изготовления. В дополнение указано, что туалеты в помещениях ПКТ/ШИЗО не соблюдаются условия приватности, в камерах ШИЗО кровати на дневное время пристегиваются к стене, качество пищи не отвечает установленным требованиям.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечено УФСИН России по Республике Коми.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года, административное исковое заявление Меджидова Р.Р. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании условий содержания ненадлежащими, взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условии содержания, удовлетворено частично.
Признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении условий содержания Меджидова Р.Р. в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Меджидова Р.Р. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в размере 40 000 рублей.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд 20 февраля 2023 года Меджидова Р.Р. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на несоразмерность взысканной компенсации.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии с Приказом Минюста России от 03.12.2013г. N216, норма вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях: головной убор зимний 1 шт, головной убор летний, куртка утепленная 1 шт, костюм 2 комплекта, сорочка верхняя 2 шт, свитер трикотажный 1 шт, белье нательное 2 комплекта, белье нательное теплое 2 комплекта, майка 3 шт, трусы 2 шт, носки хлопчатобумажные 4 пары, носки полушерстяные 2 пары, брюки утепленные 1 шт, рукавицы утепленные 1 пара, ботинки комбинированные 1 пара, сапоги мужские комбинированные зимние 1 пара, полуботинки летние 1 пара, тапочки 1 пара, пантолеты литьевые 1 пара (ПриложениеN 1).
Согласно примечаниям к Приложению N 1, белье нательное выдается в местностях с жарким климатом.
Вещевое довольствие, изготовленное по утвержденной нормативно-технической документации, выдается осужденным к лишению свободы и лицам, содержащимся в следственных изоляторах, в готовом виде. Сроки носки предметов вещевого довольствия исчисляются с момента фактической выдачи. Выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету. Все предметы инвентарного пользования подлежат клеймению в установленном порядке. В случае преждевременного износа одежды и обуви или утраты вещевого довольствия осужденными к лишению свободы и лицами, содержащимися в следственных изоляторах, новые предметы выдаются им по распоряжению руководителя учреждения на основании их письменных заявлений. С согласия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, им могут выдаваться бывшие в употреблении предметы одежды, пригодные к дальнейшей эксплуатации, с возмещением их остаточной стоимости (Приложение N3 к приказу N216).
В пункте 4 Приложении N 3 Приказа N 216 установлено, что при перемещении осужденных к лишению свободы из одного исправительного учреждения в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осужденные обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону в пределах положенности по утвержденным нормам снабжения.
В соответствии с разделом 1 Приложения N 6 Приказа N 216, отпуск вещевого довольствия осужденным производится равномерно в течение года с учетом положенности.
Вещевое довольствие осужденных подразделяется на летнюю и зимнюю форму одежды. Переход на ношение летней и зимней формы одежды устанавливается приказами руководителей учреждений уголовно-исполнительной системы. На летний период: в районах с жарким климатом - до 1 апреля; в районах с умеренным климатом - до 15 апреля; в районах с холодным и особо холодным климатом - до 30 апреля. На зимний период: в районах с холодным и особо холодным климатом - до 1 октября; в районах с умеренным климатом - до 15 октября; в районах с жарким климатом - до 1 ноября. В зависимости от местных климатических условий руководители учреждений УИС могут принимать решения о переходе на зимнюю и летнюю форму одежды ранее или позднее установленных сроков.
При переходе на летнюю и зимнюю форму одежды руководители учреждений УИС проводят строевые смотры, на которых проверяется наличие и состояние предметов вещевого довольствия осужденных.
В соответствии с Приложением N 1 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", Приказом Минюста Российской Федерации N 130-ДСП от 02 июня 2003 года "Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП 17-02 Минюста России)" санитарный узел обеспечивается рукомойниками из расчета 1 рукомойник на 10 осужденных, напольными чашами (унитазами) из расчета не менее 1 единицы на 15 осужденных.
Согласно данным таблицы 14.2 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" уборная в мужских исправительных учреждениях должна быть оборудована одним унитазом и одним писсуаром, а также одним умывальником на 15 осужденных.
В соответствии с пунктами 19.2.1 и 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно -исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СГ1 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях, были предусмотрены ранее действующей Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 30-дсп, признанной утратившей силу Приказом Минюста России от 22 октября 2018 года N 217-дсп.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Меджидов Р.Р. отбывал меру уголовного наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 23 декабря 2017 года по 19 июня 2021 года, для дальнейшего отбытия наказания убыл в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
Судами установлено, что за заявленный период в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми административный истец находился с 23 декабря 2017 года по 23 января 2019 года, с 19 февраля по 19 июля 2019 года, с 26 июля по 27 сентября 2019 года, с 07 октября по 09 декабря 2019 года, с 19 декабря 2019 года по 13 февраля 2020 года, с 13 марта 2021 года по 19 июня 2021 года, в общей сложности около 2 лет 4 месяцев. Из них в ПКТ - 9 месяцев, ШИЗО - 2 месяца 5 дней, СУОН - 4 месяца.
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что условия содержания административного истца в приведенном исправительном учреждении не в полной мере соответствовали предъявляемым требованиям действующего законодательства, а именно: в части не обеспечения горячим водоснабжением при содержании административного истца в отрядах N 3, N 4 до 28 января 2020 года, отряде СУОН до 18 июня 2018 года, камерах ШИЗО до 27 июля 2020 года, ПКТ - до 10 февраля 2020 года; необходимой нормой площади в прогулочных двориках при содержании в отряде СУОН и ШИЗО/ПКТ; необеспечения на дату прибытия в исправительное учреждение положенным вещевым довольствием в полном объеме, в связи с чем, пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания компенсации в размере 40 000 рублей.
Иных нарушений условий содержания за спорный период, на которые ссылался административный истец, влекущих право на компенсацию за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, судами не установлено.
Из установленных при рассмотрении дела судом первой инстанции нарушений условий содержания, судом апелляционной инстанции исключено указание, как на нарушение прав административного истца - несоблюдение нормы площади в прогулочных двориках при содержании в отряде СУОН и ШИЗО/ПКТ, поскольку не установлено нарушений в реализации Меджидовым Р.Р. права пользоваться ежедневной прогулкой установленной продолжительностью.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии нарушений в части обеспечения нормы жилой площади, установив, что в период с 29 декабря 2017 года по 20 сентября 2018 года административный истец содержался в отряде N 3 (после 01 июня 2018 года в отряде N4), доступное личное пространство на одного заключенного составляло 1, 64 кв.м, без учета наличия предметов мебели.
При этом, указал, что установленные судом апелляционной инстанции дополнительные нарушения условий содержания административного истца, не влекут отмену или изменение решения суда первой инстанции, поскольку судом первой инстанции за административным истцом признано право на получение компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Определяя размер такой компенсации в сумме 40 000 рублей, суд первой инстанции исходил из характера допущенных нарушений, длительности содержания административного истца в исправительном учреждении в ненадлежащих условиях.
Такие выводы основаны на правильном применении судами первой и апелляционной инстанции норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суды дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года по административному делу N 2а-1809/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Меджидова Р. Р. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.