Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Косицыной-Камаловой И.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе МВД по Республике Карелия, МВД России на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 ноября 2022 года по административному делу N 2а-4348/2022 по административному исковому заявлению Адаменко А. Д. к Министерству внутренних дел России, Отделу Министерства внутренних дел России по Медвежьегорскому району о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Адаменко А.Д. обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел России, Отделу Министерства внутренних дел России по Медвежьегорскому району о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей по тем основаниям, что в период с 1 апреля 2022 года по 4 апреля 2022 года и с 17 апреля 2022 года по 27 апреля 2022 года он содержался в ИВС ОМВД России по Медвежьегорскому району, в котором был превышен установленный законом десятидневный срок содержания в ИВС в течение месяца.
Полагая, что в период пребывания в ИВС ОМВД России по Медвежьегорскому району был превышен установленный законом десятидневный срок содержания в указанном учреждении в течение месяца, что причинило нравственные страдания, Адаменко А.Д. просил суд взыскать компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере 7500 рублей.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 ноября 2022 года, заявленные Адаменко А.Д. требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконными и нарушающими права Адаменко А.Д. действия ОМВД России по Медвежьегорскому району по содержанию Адаменко А.Д. в апреле 2022 года в ИВС ОМВД России по Медвежьегорскому району за пределами установленного срока содержания 10 суток и взыскал с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации в пользу Адаменко А.Д. компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере 3000 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе МВД по Республике Карелия, МВД России на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 ноября 2022 года, поданной 6 февраля 2023 года, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 20 февраля 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, как незаконных, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу положений части 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в отношении Адаменко А.Д, обвиняемого в совершении пяти преступлений, предусмотренных п. "а" ч. 4 ст. 158, п. "а" ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 222 УК РФ, судом была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
После окончания предварительного следствия уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением было направлено для рассмотрения по существу в Медвежьегорский районный суд.
На основании постановлений судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 9 марта 2022 года и от 11 апреля 2022 года этапирование подсудимого Адаменко А.Д. из учреждения ФКУ СИЗО-2 УФСИН РФ по Республике Карелия осуществлялось в ИВС ОМВД России по Медвежьегорскому району.
По постановлению от 9 марта 2022 года Адаменко А.Д. содержался в ИВС ОМВД России по Медвежьегорскому району в период с 1 апреля 2022 года по 4 апреля 2022 года.
По постановлению от 11 апреля 2022 года административный истец содержался в ИВС ОМВД России по Медвежьегорскому району в период с 17 апреля 2022 года по 27 апреля 2022 года.
Разрешая административное дело и частично удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции, установив факт превышения установленного законом предельного допустимого срока содержания обвиняемого в ИВС ОМВД России по Медвежьегорскому району в течение месяца, усмотрел основания для взыскания в пользу административного истца компенсации в размере 3000 рублей.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия с указанными выводами суда первой инстанции согласилась.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.
Данное ограничение сроков обусловлено соблюдением прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей.
Согласно статье 4 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета (статьи 7 и 9 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
В силу положений части 1 статьи 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950, изолятор временного содержания рассчитан лишь на краткосрочное содержание под стражей, и в силу этого содержание осужденного сверх установленных законом 10 суток в месяц выходит за пределы неизбежного элемента страдания или унижения, связанного с применением такой формы правомерного обращения с осужденным, как исполнение наказания в виде лишения свободы.
Учитывая, что установленный законом предельный допустимый срок содержания Адаменко А.Д. в ИВС ОМВД России по Медвежьегорскому району в течение месяца был превышен, суд правомерно с учетом характера и продолжительности нарушения прав административного истца, обстоятельств, при которых допущено нарушение и его последствий, взыскал с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере 3000 рублей.
Доводы кассационной жалобы о том, что ОМВД России по Медвежьегорскому району принимались меры к недопущению нарушений требований статьи 13 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", срок был нарушен в силу независящих от него обстоятельств, не свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска. В силу положений части 2 статьи 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Оснований считать, что присужденная компенсация не соответствует принципам разумности и справедливости, при установленных обстоятельствах дела судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает. При этом суд кассационной инстанции также принимает во внимание, что ранее решением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 1 июля 2022 года по административному делу N 2а-425/2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 13 января 2023 года и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2023 года N 88а-6861/2023, признаны незаконными действия Отдела МВД России по Медвежьегорскому району, выразившиеся в нарушении установленного статьей 13 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ срока содержания в изоляторе временного содержания Адаменко А.Д. в августе, декабре 2021 года, в январе и феврале 2022 года; с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Адаменко А.Д. взыскана компенсация морального вреда в размере 5000 рублей. С учетом указанных судебных актов, нарушение установленного законом предельного допустимого срока содержания Адаменко А.Д. в ИВС ОМВД России по Медвежьегорскому району носило системный характер.
Несогласие с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права.
Ссылки подателя кассационной жалобы на иные судебные акты по иным административным делам на правильность выводов судов по данному административному делу не влияют, основанием для отмены постановленных судебных актов в кассационном порядке служить не могут, о нарушении принципа единства судебной практики не свидетельствуют. Основания для удовлетворения или отказа в удовлетворении заявленных требований устанавливаются судом при разрешении дела в каждом конкретном случае с учетом представленных доказательств по делу и установленных обстоятельств.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу МВД по Республике Карелия, МВД России - без удовлетворения.
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 ноября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 4 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.