Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Жидковой О.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по образованию администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 1 декабря 2022 года по административному делу N 2а-8424/2022 по административному исковому заявлению "данные изъяты", действующей в защиту интересов "данные изъяты" Лахник И. С, к Комитету по образованию администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, возражения на кассационную жалобу прокурора генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, судебная коллегия
установила:
1 июня 2022 года Лахник О.В, действующая в защиту интересов "данные изъяты" Лахник И. С, "данные изъяты", обратилась в суд с административным иском к Комитету по образованию администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении "данные изъяты" местом в детском дошкольном образовательном учреждении и нарушении ее права на общедоступное бесплатное образование.
Просила обязать административного ответчика предоставить "данные изъяты". направление для получения бесплатного дошкольного образования в группе полного дня в МОУ "Всеволожский ЦО", реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В обоснование заявленных требований, административный истец указала, что её "данные изъяты" дочь Лахник И.С. с 11 марта 2020 года посредством автоматизированной информационной системы "электронный детский сад" поставлена на учет для зачисления в одной из следующих дошкольных образовательных учреждений: МОУ "Всеволожский ЦО", МДОБУ "ДСКВ "Южный" г. Всеволожска в возрастной категории от 1 до 2 лет на 2021- 2022 учебный год. Несмотря на подачу в феврале 2022 года заявления о предоставлении "данные изъяты" места в одном из указанных образовательных учреждений, 5 марта 2022 года Комитетом по образованию администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области ей направлен ответ, из которого следует, что вопрос о зачислении ребенка будет рассмотрен в период текущего комплектования образовательных учреждений на 2022-2023 учебный год, указано на отсутствие групп для детей в возрасте до двух лет в учреждениях, перечисленных в заявлении, что, по ее мнению, является результатом бездействия ответчика в исполнении возложенных на него законом обязательств.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 1 декабря 2022 года, административный иск удовлетворен.
Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, выразившееся в необеспечении "данные изъяты" Лахник И.С, 06.02.2020 г.р. свободным местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
На администрацию муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить "данные изъяты" Лахник И.С. местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня (10, 5 - 12 часового пребывания) по месту регистрации "данные изъяты".
В удовлетворении остальной части требований административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Всеволожский городской суд Ленинградской области 17 февраля 2023 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 21 февраля 2023 года, Комитет по образованию администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на отсутствие в материалах дела доказательств бездействия администрации и нарушения прав истца, ссылаясь на то, что плановое комплектование образовательных организаций начинается с 15 апреля текущего года и заканчивается 31 июля текущего календарного года, в то время как истец обратилась с настоящим административным иском в суд преждевременно 1 июня 2022 года. Кроме того, считает, что судами необоснованно не дана оценка возражениям администрации о введении в эксплуатацию в 2021 -2022 гг. значительного количества дошкольных образовательных учреждений; планируемом введении в эксплуатацию в 2023 г. еще нескольких школ и дошкольных образовательных учреждений; принятии альтернативных мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат целому ряду категорий родителей, дети которых состоят на учете в информационной системе "электронный детский сад", но не обеспечены местом в дошкольной общеобразовательной организации.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), оценив представленные сторонам доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что ребенок истца был поставлен на очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, достиг возраста, требуемого для зачисления в детское дошкольное образовательное учреждение, факт подачи истцом заявления о предоставлении места в дошкольном учреждении "данные изъяты" в 2021-2022 учебном году, пришел к выводу, что у администрации муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области возникла обязанность обеспечить ребенка истца после 1 сентября 2021 года местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании, которая не была исполнена.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась, и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на соблюдении принципа обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Как предусмотрено статье 5 указанного закона, право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
В соответствии со статьей 9, частью 5 статьи 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
Согласно положениям статьи 67 Закона об образовании, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).
На основании Рекомендаций по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования: в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего гола (пункт 22).
Судами установлено, что плановое комплектование образовательных учреждений на 2021-2022 учебный год проводилось в период с 15 апреля по 31 июля 2021 года.
"данные изъяты" Лахник И.С, 6 февраля 2020 года рождения, зарегистрирована по месту жительства с родителями в гор. Всеволожск Ленинградской области.
Согласно данным автоматизированной информационной системы "Электронный детский сад" ребенок истца, 6 февраля 2020 года рождения, состоит на учете с 11 марта 2020 года в МОУ "Всеволожский ЦО", МДОБУ ДСКВ "Южный" г.Всеволожска в возрастной категории 1-2 года на 2021-2022 учебный год.
На основании изложенного суды пришли к верному выводу о том, что у администрации муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области обязанность по предоставлению "данные изъяты". места в детском дошкольном учреждении возникла с 1 сентября 2021 года.
О наличии у административного истца желания по зачислению ребенка в дошкольное учреждение свидетельствует установленный судам факт обращения Лахник О.В. 9 февраля 2022 года в Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области с заявлением об устранении нарушения прав ребенка и предоставлении "данные изъяты" с сентября 2022 года места в детском дошкольном образовательном учреждении.
Из материалов дела следует, что в поданном заявлении родителями ребенка четко выражено желание в получении места в 2021-2022 гг. в возрастной категории от 1 до 2 лет, при этом "данные изъяты", "данные изъяты", достигла возраста 2 лет 6 февраля 2022 года, а потому должна была быть обеспечена местом в дошкольном образовательном учреждении именно в 2021-2022 учебном году.
Вместе с тем, из оспариваемого ответа следует, что плановое комплектование образовательных учреждений на 2021-2022 учебный год проводилось в период с 15 апреля по 31 июля 2021 года, поскольку в указанных в поданной заявке образовательных учреждениях отсутствуют группы возрастной категории от 1 года до 2 лет, указано, что вопрос о зачислении ребенка будет рассматриваться в период планового комплектования образовательных учреждений на 2022-2023 годах при наличии групп возрастной категории, указанных в заявлении. Одновременно разъяснено право на получение мер социальной поддержки в связи с отсутствием мест в виде ежемесячной денежной выплаты
Изложенное свидетельствует о том, что установленная законом обязанность по обеспечению "данные изъяты" в 2022 году местом в дошкольном учреждении административным ответчиком исполнена не была, в связи с чем оснований полагать ошибочными выводы судов о наличии совокупности условий для признания оспариваемого бездействия незаконным не имеется.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями части 2 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 1 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по образованию администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 1 декабря 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 28 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.