Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "ИК-4 УФСИН России по Псковской области" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 15 сентября 2022 года по административному делу N 33а-1592\2022, 2а-237\2022, по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения "ИК-4 УФСИН России по Псковской области" к старшему государственному инспектору Российской Федерации по охране окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу Васильеву Д.Ю. и Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Макрачевой Е.А, возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области (далее - Учреждение) обратилось в суд с административным иском к старшему государственному инспектору Российской Федерации по охране окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу Васильеву Д.Ю. и Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) о признании незаконным предписания от 07.10.2021 N 159- ВВ/10-53/2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, связанных с допущенным на территории исправительного учреждения загрязнением и порчей земель нефтепродуктами.
В обоснование иска указано на незаконность и необоснованность вынесенного предписания, поскольку на лицо, причинившее вред почвам, как объекту охраны окружающей среды, не может быть одновременно возложена гражданская ответственность в виде возмещения вреда в денежной форме, который взыскан решением арбитражного суда в размере 3 360 000 рублей, и обязанность по устранению последствий посредством выполнения работ по рекультивации почв в отношении того же земельного участка.
Решением Псковского районного суда Псковской области от 17 марта 2022 года административный иск ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 15 сентября 2022 года решение Псковского районного суда Псковской области от 17 марта 2022 года отменено. Суд постановиладминистративное исковое заявление оставить без рассмотрения.
На вступившее в законную силу судебное постановление административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Согласно части 3 статьи 218 КАС РФ в случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
С 1 июля 2021 года вступил в законную силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 248-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 39 указанного Федерального закона правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 настоящего Федерального закона.
Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности (часть 2).
Статьей 98 Закона N 248-ФЗ установлен порядок его вступления в силу, согласно которому он вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Согласно части 3 статьи 98 Закона N 248-ФЗ часть 2 статьи 39 данного Закона вступает в силу с 01.01.2023, частью 13 статьи 98 установлено, что Правительство Российской Федерации определяет виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 01.07.2021.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2021 года N 663 утвержден Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется с 1 июля 2021 года обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб, среди которых пунктом 22 предусмотрен федеральный государственный экологический контроль (надзор), осуществляемый Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание N 159- ВВ/10-53/2021 года Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора об устранении выявленных нарушений обязательных требований вынесено 7 октября 2021 года, то есть после вступления в законную силу положений указанного выше ФЗ N 248-ФЗ (т.1 л.д.8).
В соответствии с частью 1 статьи 40 ФЗ N 248-ФЗ жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи.
Сведения о направлении ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области жалобы в уполномоченный орган или уполномоченному должностному лицу в порядке, установленном указанной статьёй 40 данного Федерального закона, административным истцом не представлено, что свидетельствует о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора. Направление исправительным учреждением жалобы на официальный сайт Росприроднадзора в электронном виде не свидетельствует о её подаче в установленном законом порядке.
Подлежат рассмотрению жалобы, поступившие в подсистему "Досудебное обжалование" государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности" (ГИС), о чём административному истцу было разъяснено письмом от 23 ноября 2021 года N 07-10/29105 (т. 1 л.д.21).
Жалоба на предписание от ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области в ГИС не поступала.
При таких обстоятельствах отклонение судом первой инстанции доводов административных ответчиков о несоблюдении административным истцом обязательного досудебного порядка урегулирования спора является необоснованным.
Таким образом, административным истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора, установленный законом для данной категории административных дел, что в силу положений пункта 1 части 1 статьи 196 КАС РФ является основанием для оставления административного иска ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области без рассмотрения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлении суда апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 15 сентября 2022 года по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения "ИК-4 УФСИН России по Псковской области" к старшему государственному инспектору Российской Федерации по охране окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу Васильеву Д.Ю. и Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "ИК-4 УФСИН России по Псковской области" - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 15 сентября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.