Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Медведкиной В.А, судей Осиповой Е.М, Чекрий Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прилузского района Республики Коми к администрации муниципального района "Прилузский", обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор "Север" об обязании устранить нарушения законодательства об обращении с отходами производства и потребления
по кассационной жалобе администрации муниципального района "Прилузкий" на решение Прилузского районного суда Республики Коми от 9 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 9 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А, выслушав объяснения прокурора Бахтиной Н.И, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Прилузского района Республики Коми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района "Прилузский", обществу с ограниченно ответственностью "Региональный оператор Севера" об обязании устранить нарушения законодательства об обращении с отходами производства и потребления, указав в обоснование, что в ходе проверки земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного в "адрес", установлено ненадлежащее обращение с отходами производства и потребления - размещение на земельном участке отходов IV и V классов опасности.
Решением Прилузского районного суда Республики Коми от 9 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Прилузского районного суда Республики Коми от 9 декабря 2022 года, на ООО "Региональный оператор Севера" обязанность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" в срок не позднее 31 марта 2023 года; на администрацию МР "Прилузский" Республики Коми обязанность по обустройству площадки временного размещения отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части оборудования поверхности площадки твердым покрытием и обеспечения защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров в срок не позднее 31 октября 2023 года; принять меры по включению сведений о площадке накопления твердых коммунальных отходов, расположенной на вышеуказанном земельном участке в срок не позднее 31 декабря 2023 года. Судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины обращены за счет федерального бюджета.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судебными инстанциями тщательно исследованы обстоятельства дела, представленные доказательства и установлено, что прокуратурой Прилузского района Республики Коми по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО5 в интересах ФИО6 были проведены осмотр, обследование территории "адрес" а именно земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", с привлечением специалистов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Управления Росреестра по Республике Коми.
Исходя из выписки ЕГРН от 21 ноября 2022 года NКУВИ-001/2022-206211587, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: специальная деятельность из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
При осмотре земельного участка установлен факт размещения на нем одной металлической емкости (бункера) в виде кузова самосвальной автомашины зеленого цвета размером: высота -1, 5 метра, дина -23 метра, ширина - 1, 5 метра, объемом 8 куб м. По обеим сторонам емкости имеются надписи "УЖФ".
Сведения о собственнике указанной емкости и о лице, ее разместившем, отсутствуют. Емкость твердыми коммунальными отходами не наполнена, в верхней части открыта, то есть имеется свободный доступ для ее заполнения отходами и попадания атмосферных осадков. Емкость размещена непосредственно на почве, без твердого покрытия. Места (площадки) накопления ТКО, имеющие твердое покрытие и защищенные от попадания атмосферных осадков в пределах осматриваемой территории не обнаружены.
В тоже время в непосредственной близости к данной емкости непосредственно на почве без твердого покрытия размещены отходы IV и V классов опасности (в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242), а именно:
- горбыль из натуральной чистой древесины (код отходов 3 05 220 01 21 5);
- рейка из натуральной чистой древесины (код отходов 3 05 220 02 21 5);
- опилки натуральной чистой древесины (код отходов 3 05 230 01 43 5);
- отходы из жилищ несортированные, исключая крупногабаритные (код отходов 7 31 110 01 72 4);
- отходы из жилищ крупногабаритные (код отходов 7 31 110 02 21 5);
- отходы упаковочных материалов из бумаги и картона загрязненные (код отходов 4 05 910 00 00 0);
- отходы полиэтиленовой тары незагрязненной (код отходов 4 34 110 04 51 5);
- отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полимеров и пластмасс загрязненные (код отходов 4 38 100 00 00 0);
- отходы обуви (код отходов 4 03 100 00 00 0);
- тара стеклянная незагрязненная (код отходов 4 51 102 00 20 5);
- отходы продукции из целлофана незагрязненные (код отходов 4 34 199 01 20 5);
- бой стекла (код отходов 3 41 901 01 20 5);
- тара стеклянная загрязненная/незагрязненная (код отходов 4 51 810 00 00 0 / 4 51 102 00 20 5), что подтверждается заключением специалиста Прилузского районного отдела по охране окружающей среды от 1 сентября 2022 года N65-При-эк.
На период проведения обследования на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" также производилась выгрузка и загрузка твердых коммунальных отходов на большегрузной технике ООО "Региональный оператор Севера", а также ИП ФИО7, являющейся оператором по обращению с ТКО в соответствии с заключенным с региональным оператором договором N.
Из акта осмотра, обследования территории от 5 декабря 2022 года, составленного помощником прокурора Прилузского района с участием главного специалиста-эксперта Прилузского районного отдела по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми, начальника Управления строительства и ЖКХ администрации МО МР "Прилузский", следует, что на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" расположены отходы IV и V классов опасности.
Согласно открытым данным государственного реестра объектов размещения отходов на сайте в сети "Интернет" вышеназванное место накопления ТКО отсутствует в реестре информации.
Сведения о названном месте накопления ТКО также отсутствуют в Реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МР "Прилузский", утвержденном постановлением администрации МР "Прилузский" от 21 февраля 2019 года N125.
ООО "Региональный оператор Севера" на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми от22 июня 2018 года является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, то есть юридическим лицом, обеспечивающим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми. Согласно пункту 1.5 Соглашения зоной деятельности ООО "Региональный оператор Севера" является вся территория Республики Коми в соответствии с территориальной схемой.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по ликвидации несанкционированных накоплений отходов на территории "адрес" Коми лежит как на органе местного самоуправления - администрации Муниципального района "Прилузский", которая должна обустроить площадку временного размещения отходов, а также принять меры по включению сведений о площадке накопления твердых коммунальных отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", в государственный реестр объектов размещения отходов; так и на региональном операторе ООО "Региональный оператор Севера", на которого в соответствии с законом возложены обязанности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми.
Суд апелляционной инстанции, проверив соответствие выводов суда материалам дела, правильность применения к правоотношениям сторон норм материального и процессуального права, пришел к выводу о законности состоявшегося по делу судебного постановления и отсутствии оснований для удовлетворения поданных апелляционных жалоб.
Отклоняя доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми исходила из следующего.
Правовое регулирование в области обращения с отходами согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" осуществляется данным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В силу требований пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещаются размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п.3 ст.13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Пунктом 220 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
В силу положений статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 6.2 Территориальной схемы обращения с отходами Республики Коми, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 30 декабря 2021 г. N 2175 установлены требования к площадкам накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 9.2 Территориальной схемы обращения с отходами Республики Коми, образующихся на территории "адрес", осуществляется на полигоне ООО "ЭкоСфера" в "адрес" путем их транспортирования с площадки временного накопления ТКО вблизи "адрес".
Таким образом, оборудование площадки накопления ТКО, определенной пунктом 9.2 Территориальной схемы, для последующего ее использования в целях накопления ТКО, отнесено к компетенции администрации МР "Прилузский", и невыполнение администрацией данной обязанности привело к необходимости складирования твердых коммунальных отходов непосредственно на почву, что не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и создает угрозу причинения вреда окружающей среде.
Доводы апелляционной жалобы АМР "Прилузский" о том, что после утверждения Территориальной схемы ТКО в той редакции, в которой она размещена на официальном сайте Минприроды Республики Коми на территории "адрес" будет отсутствовать потребность в обустройстве площадки ТКО, поскольку сбор и транспортирование ТКО с территории "адрес" будет осуществляться силами Общества и транспортироваться непосредственно на полигон ТКО в районе "адрес"), признаныя несостоятельными, поскольку Территориальная схема ТКО, предусматривающая такой порядок сбора и транспортирования ТКО с территории "адрес", на дату принятия решения судом первой инстанции утверждена не была, следовательно, не являлась действующей.
В этой связи площадка временного накопления ТКО, расположенная на земельном участке, с кадастровым номером "данные изъяты", является действующей, из схемы не исключена, в связи с чем подлежит обустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, о необходимости обустройства площадки временного накопления ТКО сроком хранения до 11 месяцев сообщалось ООО "Региональный оператор Севера", поскольку до принятия решения уполномоченным органом об исключении из Территориальной схемы площадки временного накопления м. Ожындор "адрес" оператор обязан соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами.
На территории МО МР "Прилузский" в соответствии с Действующей схемой потоков ТКО предусмотрена площадка временного накопления отходов сроком хранения 11 месяцев (на близлежащей территории к исторически сложившейся свалке). При этом в Территориальной схеме не представлены ни координаты, ни номер кадастрового участка места временного накопления отходов вблизи "адрес".
Доводы апелляционной жалобы ООО "Региональный оператор Севера" о том, что в настоящее время проведены работы по транспортированию всего накопленного объема отходов, размещенных на площадке временного накопления отходов вблизи "адрес" на полигон ТБО в "адрес", не были приняты в качестве основания к отмене решения суда, поскольку на дату его принятия указанные обстоятельства не существовали, то есть полная транспортировка накопленного объема отходов произведена не была, в связи с чем суд первой инстанции не мог учесть и дать оценку данным доводам.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание приведенных выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, также не установлено.
В частности, все доводы и доказательства, приводимые ответчиком в обоснование своей позиции по делу, оценены судом двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
Несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке. Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения и апелляционного определения, либо отвергнутых судами первой и апелляционной инстанции, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Прилузского районного суда Республики Коми от 9 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 2 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района "Прилузкий" - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.