Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Кузьмичева В.А.
судей Савинова К.А, Бушминой А.Е.
при секретаре Чайко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мухи В.А. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о признании недействующими нормативных правовых актов в части по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 января 2023 года, которым административный иск Мухи В.А. удовлетворен, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - "данные изъяты" судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год или Перечень).
Данный документ опубликован на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан http://npa.bashkortostan.ru(zjo начала наступления налогового периода.
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Данные документы опубликованы на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ до начала наступления налогового периода.
Пунктом 2764 Перечня на 2019 год, пунктом 3164 Перечня на 2020 год, пунктом 1171 Перечня на 2021 год, пунктом 1684 Перечня на 2022 и пунктом 1546 Перечня на 2023 год, в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, было включено нежилое здание с кадастровым номером "Номер", по адресу: "Адрес"
Муха В.А, собственник помещения с кадастровым номером "Номер" в вышеуказанном здании, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия нормативного правового акта в части включения в вышеуказанные пункты Перечня на 2019-2023 год здания с кадастровым номером "Номер". В обоснование требований указано, что здание и земельный участок, на котором расположен объект капитального строительства, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в Перечни нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 января 2023 года постановлено. Административное исковое заявление Мухи В.А. удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт 2764 объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером "Номер", по адресу: "Адрес"
Признать недействующим с момента принятия приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт 3164 объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером "Номер", по адресу: "Адрес"
Признать недействующим с момента принятия приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт 1171 объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером "Номер", по адресу: "Адрес"
Признать недействующим с момента принятия приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт 1684 объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером "Номер" по адресу: "Адрес"
Признать недействующим с момента принятия приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт 1536 объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером "Номер", по адресу: "Адрес"
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу Мухи В.А. 1200 рублей государственную пошлину, уплаченную при обращении в суд с административным иском.
Взыскать с Правительства Республики Башкортостан в пользу Мухи В.А. 300 рублей государственную пошлину, уплаченную при обращении в суд с административным иском.
В апелляционной жалобе административный ответчик Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просит решение Верховного Суда Республики Башкортостан отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование доводов жалобы указано, что актами обследования фактического использования здания от 7 октября 2020 года, 2 апреля 2021 года, 2 ноября 2022 года установлено, что спорный объект соответствует требованиям статьи 378.2 НК РФ.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе участвующим в деле прокурором, административным истцом представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций", сделал верный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также возложена обязанность на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (абзац третий пункта 1).
Статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2).
Согласно статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (пункты 1, 2).
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно положений пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Пунктами 1 и 3 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
-административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
-отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Рассматривая заявленные требования по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из недоказанности наличия правовых и фактических оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечни.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, считает, что он сделан на основе правильного применения норм права при надлежащей оценке доказательств.
Судом первой инстанции установлено, что пункт 2764 Перечня на 2019 год, в пункт 3164 Перечня на 2020 год, в пункт 1171 Перечня на 2021 год, в пункт 1684 Перечня на 2022 и в пункт 1546 Перечня на 2023 год, в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, было включено нежилое здание с кадастровым номером "Номер" по адресу: "Адрес" том числе подземных 0, 1985 года завершения строительства, площадью 5970, 4 кв.м, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание.
Вышеуказанное здание расположено в границах земельных участков с кадастровыми номерами "Номер" и "Номер"
Из выписки ЕГРН и ответа публично-правовой компании "Роскадастр" усматривается, что земельный участок с кадастровым номером "Номер", относится к категории "земли населенных пунктов", имеет вид разрешенного использования "для обслуживания гаража и административных помещений" по состоянию на 24 декабря 2018 года, 24 декабря 2019 года, 15 декабря 2020 года, 15 декабря 2021 года и 13 декабря 2022 года.
Земельный участок с кадастровым номером "Номер" также относится к категории "земли населенных пунктов", имел вид разрешенного использования "под административное здание" по состоянию на 24 декабря 2018 года, а по состоянию на 24 декабря 2019 года, 15 декабря 2020 года, 15 декабря 2021 года и 13 декабря 2022 года "обеспечение внутреннего правопорядка".
Административный истец является сособственником земельного участка с кадастровым номером "Номер" (5/10 общая долевая собственность) и пользователем земельного участка с кадастровым номером "Номер"
Судом первой инстанции обосновано отмечено, что виды разрешенного использования земельного участка "обеспечение внутреннего правопорядка", "под административное здание", "для обслуживания гаража и административных помещений" не предусматривают размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, что является одним из предусмотренных пунктом 3 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации условий отнесения спорного здания к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества.
Наименование здания "нежилое" федеральным налоговым законодательством для определения объекта в целях статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации также не предусмотрено, правовое значение для признания объекта недвижимости административно-деловым или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений.
Из технического паспорта "данные изъяты" по состоянию на 30 января 2009 года следует, что спорное здание состоит из литер А, А1, Б, В, Д, Е площадью 4298, 9 кв.м.
Литер А (наименование: нежилые помещения в административном здании, фактическое использование: административное), литер А1 (наименование: гараж со складом, фактическое использование: гараж, склад), литер Б (наименование и фактическое использование: трансформаторная подстанция), литер В и Д (наименование и фактическое использование: гаражные боксы), литер Е (наименование: двухэтажный пристрой к существующему зданию, фактическое использование: административно-производственное).
По экспликации в состав здания входят помещения с наименованием: коридор, склад, кабинет, кладовая, лаборатория, диспетчерская, цех, аккумуляторная, мастерская, тепловой узел, бытовое, цех, производственное, электрощитовая, обеденный зал (34, 6 кв.м), кухня (18, 6 кв.м), гаражный бокс, ремонтное отделение, тамбур, мясной цех, холодный цех, комната отдыха, приемная, комната кладовщицы, бассейн, сауна, санузел, душевая, подсобное, малый обеденный зал (14, 9 кв.м), сварочный цех, столярный цех, медпункт, архив, бытовое.
Таким образом, документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное здание подлежало включению в Перечень на 2019, 2020, 2021, 2022 и 2023 год исходя из критерия предназначения расположенных в нем помещений.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного объекта недвижимости, не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений п.п. 1 п. 1, п. 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания на дату утверждения Перечней на 2019, 2020 годы не проводились, и акты обследования не составлялись.
Относительно представленных в материалы дела актов обследования фактического использования здания на 7 октября 2020 года, 2 апреля 2021 года, 2 ноября 2022 года, судебная коллегия учитывает следующее.
Содержание вышеуказанных актов не позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисной, торговой инфраструктуры, бытового обслуживания или общественного питания. Кроме того обследование по состоянию на 02 апреля 2021 года произведено без доступа в здание и исследования технической документации. В самих актах указывается, что техническая документация не предоставлялось, в связи с чем процентное соотношение площади используемой под деятельность соответствующей критериям ст.372 НК РФ либо не определялась (акты обследования по состоянию на 7 октября 2020 года, на 2 апреля 2021 года), либо определена визуально (акты обследования по состоянию на 2 ноября 2022 года)
Акты не содержат номеров помещений для подсчета площади, не содержится сведений о размере площади помещений, а также иная информация, подтверждающая размещение в спорном здании объектов используемых в установленных названной статьей целях.
Приложенные к Актам фотографии не имеют привязки к конкретным помещениям объекта недвижимости, что не позволяет определить площадь, используемую для размещения объектов, поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административными ответчиками относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания критериям, установленным Налоговым кодексам Российской Федерации и необходимым для включения названного объекта недвижимости в Перечни на 2019-2023 года, не представлено. Не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункта 7 статьи 3 НК РФ), судебная коллегия находит верным заключение суда первой инстанции о том, что объект недвижимости не мог быть включен в указанные Перечни.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 11 мая 2023 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.