Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу Зеленской Оксаны Анатольевны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 74 судебного района г. Отрадного Самарской области от 18 ноября 2022 года, решение судьи Отрадненского городского суда Самарской области от 23 января 2023 года, вынесенные в отношении исполняющей обязанности "данные изъяты" Зеленской Оксаны Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 74 судебного района г. Отрадного Самарской области от 18 ноября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Отрадненского городского суда Самарской области от 23 января 2023 года, Зеленская Оксана Анатольевна (далее - Зеленская О.А.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Зеленская О.А. просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно статье 22 Закона о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является внесение представления о его устранении.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре вносит представление об устранении нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).
Из материалов дела усматривается, что 23 августа 2022 года по результатам проверки, проведенной прокуратурой города Отрадного по обращению гражданина ФИО9 от 10 июня 2022 года за N, в адрес исполняющей обязанности "данные изъяты" Зеленской О.А. внесено представление N об устранении нарушений законодательства (далее - представление).
В указанном представлении исполняющим обязанности прокурора города Отрадного Самарской области изложено требование о рассмотрении настоящего представления и принятии конкретных мер к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих (пункт 1); о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лица, виновного в допущенных нарушениях (пункт 2); об уведомлении прокурора о времени и месте рассмотрения представления (пункт 3); о сообщении прокурору о результатах рассмотрения представления в установленный законом срок (пункт 4).
23 сентября 2022 года исполняющей обязанности "данные изъяты" Зеленской О.А. прокурору дан ответ N, из содержания которого следует, что представление рассмотрено, в целях устранения выявленных нарушений в летний период 2022 года ООО "данные изъяты" осуществили работы по выравниванию и бетонированию бордюрного камня с заменой части разрушенных секций.
Согласно акту проверки от 29 сентября 2022 года, проведенной прокуратурой города Отрадного, установлено, что повреждения бордюрных камней внутриквартальной дороги от въезда с автомобильной дороги по "адрес" и по всему периметру внутриквартальной дороги, проходящей по адресу: "адрес", не устранены, замена или восстановление поврежденных бордюрных камней, не осуществлена.
В установленный законом месячный срок мер по устранению допущенных нарушений закона Зеленской О.А. не принято.
Невыполнение изложенных в представлении требований прокурора послужило основанием для возбуждения в отношении должностного лица - исполняющей обязанности "данные изъяты" Зеленской О.А, дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего привлечения указанного лица постановлением мирового судьи к административной ответственности, с выводами которого согласился судья городского суда.
Между тем, с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим обстоятельствам.
В силу пункта 1 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.
Исходя из положений пункта 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос и выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности может быть вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в случае, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его судьи.
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17.7 данного Кодекса.
Абзацем вторым части 3 указанной статьи предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
Санкцией статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон о муниципальной службе) должностью муниципальной службы признается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Закона о муниципальной службе).
Согласно материалам дела, Зеленская О.А. замещает должность - исполняющая обязанности "данные изъяты".
Эта должность включена в Реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Самарской области, утвержденный Законом Самарской области от 30 декабря 2005 года N 254-ГД "О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Самарской области", и относится к высшим муниципальным должностям.
Таким образом, настоящее дело подлежало рассмотрению судьей городского суда.
Данное обстоятельство мировым судьей судебного участка N 74 судебного района г. Отрадного Самарской области оставлено без внимания как при принятии настоящего дела к производству, так и при его рассмотрении.
Таким образом, 18 ноября 2022 года мировой судья судебного участка N 74 судебного района г. Отрадного Самарской области рассмотрел настоящее дело с нарушением правил подсудности.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года N 623-О-П и от 15 января 2009 года N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Допущенное при рассмотрении настоящего дела нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не было устранено судьей Отрадненского городского суда Самарской области при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 74 судебного района г. Отрадного Самарской области от 18 ноября 2022 года, решение судьи Отрадненского городского суда Самарской области от 23 января 2023 года, вынесенные в отношении исполняющей обязанности "данные изъяты" Зеленской Оксаны Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Шестом кассационном суде общей юрисдикции жалобы Зеленской О.А. срок давности привлечения ее к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, дело подлежит направлению в Отрадненский городской суд Самарской области для нового рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Зеленской Оксаны Анатольевны удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 74 судебного района г. Отрадного Самарской области от 18 ноября 2022 года, решение судьи Отрадненского городского суда Самарской области от 23 января 2023 года, вынесенные в отношении исполняющей обязанности "данные изъяты" Зеленской Оксаны Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Отрадненский городской суд Самарской области.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.