Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу Зарипова Хамита Ахметовича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 по Елабужскому судебному району Республики Татарстан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 по Елабужскому судебному району Республики Татарстан от 11 января 2023 года, решение судьи Елабужского районного суда Республики Татарстан от 15 февраля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Зарипова Хамита Ахметовича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 по Елабужскому судебному району Республики Татарстан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 по Елабужскому судебному району Республики Татарстан от 11 января 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Елабужского районного суда Республики Татарстан от 15 февраля 2023 года, Зарипов Х.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде конфискации предметов административного правонарушения. Изъятые денежные средства, являющиеся предметом административного правонарушения - денежные купюры номиналом 500 евро, в количестве 15 штук на общую сумму 7500 евро, обращены в доход государства.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Зарипов Х.А. выражает несогласие с судебными актами, просит их отменить, производство прекратить, применив положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения.
Примечанием к данной статье установлено, что, для целей применения настоящей статьи незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенному декларированию подлежат наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, если общая сумма таких наличных денежных средств и (или) дорожных чеков при их единовременном ввозе на таможенную территорию Союза или единовременном вывозе с таможенной территории Союза превышает сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США по курсу валют, действующему на день подачи таможенному органу пассажирской таможенной декларации.
Таким образом, незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков, превышающая 10 000 долларов США.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 257 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза может применяться система двойного коридора.
"Зеленый" коридор является специально обозначенным в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза местом, предназначенным для перемещения через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию.
Пересечение физическим лицом линии входа (въезда) в "зеленый" коридор является заявлением физического лица об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Как усматривается из материалов дела и установлено предыдущими судебными инстанциями, 12 сентября 2022 года в 00 часов 05 минут в зале вылета международных рейсов терминала 1А международного аэропорта "Казань", находящегося по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский район, Международный аэропорт "Казань", Зарипов Х.А. не заявил путем подачи письменной декларации таможенному органу о наличии у него вывозимых с территории Евразийского экономического союза наличных денежных средств в размере 17400 евро, превышающих в эквиваленте 10 000 долларов США. В соответствии с курсом Центрального Банка Российской Федерации по состоянию на 12 сентября 2022 года (1 доллар США = 60, 4696 рублей, 1 евро = 60, 8571 рублей) сумма 17 400 евро составляет в эквиваленте 17511 долларов США 50 центов, что за вычетом разрешенной к перемещению через таможенную границу ЕАЭС без декларирования суммы, составляет 7 511 долларов США и 50 центов или 454217 рублей.
Факт совершения Зариповым Х.А. административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности Зарипова Х.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1900-О, объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, конкретизируется таможенным законодательством Таможенного союза, определяющим порядок перемещения наличных денежных средств через таможенную границу, а также обязанность физических лиц по их декларированию сверх суммы, разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.
Обстоятельства фактического недекларирования Зариповым Х.А. наличных денежных средств, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих письменному декларированию, в размере 7500 евро с учетом пересечения линии "зеленого" коридора и нахождение в зоне таможенного контроля каких-либо сомнений, с учетом имеющейся в материалах дела видеозаписи, не вызывают.
Доводы жалобы об отсутствии вины Зарипова Х.А. ввиду того, что он был введен в заблуждение таможенным инспектором, своего подтверждения не нашли, кроме того при прохождении таможенного контроля Зарипов Х.А. не был лишен возможности ознакомиться с таможенными правилами, находящимися в открытом доступе, в том числе на информационных стендах.
Ссылка заявителя об отсутствии умысла на недекларирование перевозимых денежных средств не свидетельствует об отсутствии в действиях Зарипова Х.А. состава описанного выше административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол составлен в присутствии Зарипова Х.А, копия протокола вручена в установленном законом порядке. Правом не согласиться с вмененным нарушением Зарипов Х.А. не воспользовался.
Вопреки доводам заявителя, то обстоятельство, что на видеозаписи не зафиксирован момент разъяснения прав Зарипову Х.А. не свидетельствует о том, что права не разъяснялись до начала осуществления видеозаписи. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит требований о фиксации момента разъяснения прав на видеозаписи, при этом в протоколе об административном правонарушении, который прямо предусматривает фиксацию данных сведений, отметка о разъяснении прав имеется.
Протокол изъятия денежных средств составлен с участием понятых, применялась видеозапись. В указанном протоколе также имеется подпись Зарипова Х.А. о разъяснении процессуальных прав.
Вопреки доводам жалобы ходатайство о вызове сотрудника таможенной службы ФИО5 судьей районного суда было удовлетворено (л.д. 137).
Как следует из протокола судебного заседания ФИО5 в судебное заседание 15 февраля 2023 года не явился, Зарипов Х.А. не возражал против рассмотрения дела в отсутствие сотрудника таможни (л.д. 142).
Учитывая, что совокупность доказательств, имеющихся в деле, являлась достаточной для разрешения дела по существу, судья районного суда обоснованно рассмотрел дело в отсутствии данного должностного лица.
Санкция статьи 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает альтернативный вид наказания в виде административного штрафа в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств либо конфискацию предмета административного правонарушения.
Административное наказание назначено Зарипову Х.А. в пределах санкции статьи 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным. При назначении наказания учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В рассматриваемом случае, основания, позволяющие признать совершенное Зариповым Х.А. правонарушение малозначительным, по делу отсутствуют, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в создании реальной угрозы причинения вреда охраняемому объекту - национальным интересам государств - членов Таможенного союза в сфере оборота финансовых средств, валютного и таможенного регулирования.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Право на защиту не нарушено. Правила территориальной подсудности соблюдены. Определением мирового судьи судебного участка N 1 по Лаишевскому району Республики Татарстан от 25 октября 2022 года удовлетворено ходатайство Зарипова Х.А. о передаче дела по месту жительства.
Постановление о привлечении Зарипова Х.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 по Елабужскому судебному району Республики Татарстан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 по Елабужскому судебному району Республики Татарстан от 11 января 2023 года, решение судьи Елабужского районного суда Республики Татарстан от 15 февраля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Зарипова Хамита Ахметовича оставить без изменения, а жалобу Зарипова Хамита Ахметовича - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.