Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Стерлитамакского ГО СП УФССП по Республике Башкортостан Хабибуллина А.З., на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 октября 2022 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Стерлитамакского городского отдела судебных приставов УФССП России по Республике Башкортостан Хабибуллина А.З. от 22 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Стерлитамаксого городского суда Республики Башкортостан от 18 августа 2022 года, администрация муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан (далее - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 октября 2022 года (N 21-1066/2022) постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены указанные постановление и решение.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, Хабибуллин А.З. приводит доводы о незаконности решения судьи Верховного Суда Республики Башкортостан, ставит вопрос о его отмене.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в адрес администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан направлена копия жалобы должностного лица и уведомление о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения на жалобу не представлены.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации к административной ответственности) неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Из материалов дела следует, что на основании вступившего в законную силу решения Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 20 января 2021 года выдан исполнительный лист серии ФС N 033398433 в отношении должника - администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан об обязании администрации предоставить Макуневой Р.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма на пять лет.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Стерлитамакского городского отдела судебных приставов УФССП России по Республике Башкортостан от 29 марта 2021 года возбуждено исполнительное производство N 75282/21/02024-ИП в отношении администрации, установлен пятидневный срок исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В установленный срок требования исполнительного документа не исполнены.
28 мая 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
2 июня 2021 года администрации установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 14 июня 2021 года.
Требование об установлении нового срока исполнения вручено администрации 4 июня 2021 года.
В установленный срок требование не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан и привлечения ее постановлением должностного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья городского суда, оценив имеющиеся в деле доказательства, с выводами должностного лица согласился. Оставляя постановление должностного лица без изменения, судья исходил из тех обстоятельств, что объективных данных, указывающих на отсутствие у администрации возможности к принятию всех своевременных, необходимых и достаточных мер к исполнению, содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, материалы дела не содержат.
Отменяя постановление должностного лица и решение судьи городского суда, и прекращая производство по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены указанные постановление и решение, судья Верховного суда Республики Башкортостан пришел к выводу о том, что протокол составлен в отсутствие представителя администрации, при этом материалы дела не содержат надлежащего извещения администрации о составлении протокола об административном правонарушении. При этом судья исходил из тех обстоятельств, что указание в требовании об установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа даты и места составления протокола об административном правонарушении является недостаточным.
Вместе с тем данные выводы суда второй инстанции не основаны на материалах дела, доводы жалобы должностного лица заслуживают внимания.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 данного Кодекса.
Как следует из материалов дела, в адрес администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан судебным приставом-исполнителем направлено требование от 2 июня 2021 года о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 14 июня 2021 года (л.д. 75).
Согласно указанному требованию в случае неисполнения требований исполнительного документа до 14 июня 2021 года администрации предложено обеспечить явку представителя 15 июня 2021 года в 10 часов 00 минут в Стерлитамакский ГО СП УФССП России по Республике Башкортостан на составление протокола по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требование вручено администрации 4 июня 2021 года.
Таким образом, выводы судьи второй инстанции о том, что материалы дела не содержат сведений об извещении администрации о времени и месте составления протокола, являются ошибочными.
Выводы судьи верховного суда республики о наличии оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи городского суда по указанному основанию сделаны без учета положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Такое разрешение жалоб, поданных в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не отвечает установленным статьей 24.1 названного кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 названного кодекса является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Однако в настоящее время исключена возможность возобновления производства по делу, устранения допущенных ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений указанной нормы и статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на изменение основания прекращения производства по делу об административном правонарушении при пересмотре состоявшегося постановления, если будет установлено, что на предыдущей стадии в указанной части принято неправильное решение. При этом решение, которым изменено основание прекращения производства по делу об административном правонарушении, не должно содержать выводов о виновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности на момент его вынесения (пункт 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 декабря 2022 года)).
При таких обстоятельствах, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 октября 2022 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, подлежит изменению путем указания на прекращение производства по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, а также исключения указания на прекращение производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены указанные постановление и решение.
В остальной части решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 октября 2022 года подлежит оставлению без изменения.
Означенные изменения не ухудшают положение лица, в отношении которого было прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 октября 2022 года изменить в части основания прекращения производства по делу:
- указать в резолютивной части решения судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 октября 2022 года на прекращение производства по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности;
- исключить из описательно-мотивировочной и резолютивной частей данного судебного акта указание на прекращение производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых были вынесены указные постановление и решение.
В остальной части указанный судебный акт оставить без изменения.
Судья Матыцина Е.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.