Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Тимохина И.В, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 28 февраля 2023 года кассационную жалобу Гусынина П.В. на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 18 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 29 ноября 2022 года по административному делу N 2а-2307/2022 по административному исковому заявлению УФНС по Ульяновской области к Гусынину П.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гусынин П.В. является плательщиком транспортного налога в связи с регистрацией за ним права собственности на автомобиль BMW Х3, государственный регистрационный знак N.
В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2017 и 2018 годы налоговым органом исчислены пени, направлены требования N 61441 от 26 июня 2020 года об уплате пени в размере 88, 62 руб. со сроком исполнения до 24 ноября 2020 года; N 95732 от 30 июня 2020 года об уплате пени в размере 9, 91 руб. со сроком исполнения до 26 ноября 2020 года.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление N 34083897 от 3 августа 2020 года об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 8 280 руб.
Поскольку в срок до 1 декабря 2020 года транспортный налог не был уплачен, в адрес Гусынина П.В. направлено требование N 3504 от 3 февраля 2021 года об уплате транспортного налога в размере 8 280 руб. и пени в размере 73, 90 руб. со сроком исполнения до 30 марта 2021 года.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление N 40926674 от 1 сентября 2021 года об уплате транспортного налога за 2020 год в размере 8 280 руб.
Поскольку в срок до 1 декабря 2021 года транспортный налог не был уплачен, в адрес Гусынина П.В. направлено требование N 47124 от 15 декабря 2021 года об уплате транспортного налога в размере 8 280 руб. и пени в размере 26, 91 руб. со сроком исполнения до 29 января 2022 года.
Перечисленные требования не были исполнены налогоплательщиком.
ИФНС России по Заволжскому району города Ульяновска обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. 5 марта 2022 года вынесен судебный приказ о взыскании с Гусынина П.В. задолженности по транспортному налогу за 2019, 2020 годы в размере 13 131, 33 руб. и пени за период с 4 декабря 2018 года по 14 декабря 2021 года в размере 149, 93 руб. На основании заявления должника судебный приказ отменён 4 мая 2022 года.
24 мая 2022 года УФНС по Ульяновской области обратилась в суд с настоящим административным иском, просила взыскать с Гусынина П.В. задолженность по транспортному налогу 2019 год в размере 4 851, 33 руб, по транспортному налогу за 2020 год в размере 8 280 руб, пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 25 июня 2020 года в размере 44, 18 руб, пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 по 29 июня 2020 года в размере 4, 94 руб, пени по транспортному налогу за период со 2 декабря 2020 года по 2 февраля 2021 года в размере 73, 90 руб, пени по транспортному налогу за период со 2 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года в размере 26, 91 руб.
Решением Заволжского районного суда города Ульяновска от 18 июля 2022 года, административное исковое заявления УФНС по Ульяновской области удовлетворено частично, с Гусынина П.В. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 4 851, 33 руб, пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 по 25 июня 2020 года в размере 44, 18 руб, пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 29 июня 2020 года в рамере 4, 94 руб, пени по транспортному налогу за период с 2 декабря 2020 года по 2 февраля 2021 года в размере 73, 90 руб, пени по транспортному налогу за период с 2 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года в размере 26, 91 руб, государственная пошлина в размере 400 руб.
В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 29 ноября 2022 года принят отказ УФНС по Ульяновской области от административного иска к Гусынину П.В. в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 4 851, 33 руб, за 2020 год в размере 8 280 руб. в связи с поступлением оплаты недоимки в данном размере, в связи с чем в этой части отменено решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 18 июля 2022 года, производство по делу в данной части прекращено. В остальной части решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Гусынин П.В. в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объёме. Указывает, что в силу положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок обращения в суд по требованию N 61441 от 26 июня 2020 года со сроком уплаты до 24 ноября 2020 года истек 24 мая 2021 года; срок обращения в суд по требованию N 95732 от 30 июня 2020 года со сроком уплаты до 26 ноября 2020 года истек 26 мая 2021 года; срок обращения в суд по требованию N 3504 от 3 февраля 2021 года со сроком уплаты до 30 марта 2021 года истек 30 сентября 2021 года. В этой связи взыскание налогов и пеней, указанных в требованиях N 61441, N 95732, N 3504, не основано на законе. Кроме этого, пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 25 июня 2020 года в сумме 44, 18 руб, а также пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 29 июня 2020 года в сумме 4, 94 руб. в указанных требованиях не заявлялись, в связи с чем обращение в суд за их взысканием противоречит положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
От представителя УФНС по Ульяновской области поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьями 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства - автомобили.
Пунктами 1 и 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Выяснив значимые по делу обстоятельства, судебные инстанции правильно установили размер неисполненного налогоплательщиком обязательства. При этом принята во внимание поступившая в бюджет сумма транспортного налога за 2019 год в размере 4 851, 33 руб, и за 2020 год в размере 8 280 руб.
Довод кассационной жалобы о взыскании транспортного налога за пределами установленного законом срока несостоятелен.
Судебными инстанциями обоснованно принято во внимание, что право на обращение в суд у налогового органа возникло лишь после того, как сумма недоимки превысила 10 000 руб. В этой связи вывод суда о соблюдении налоговым органом срока обращения в суд является правильным.
С выводом суда первой инстанции о взыскании с Гусынина П.В. пени суд апелляционной инстанции обоснованно согласился.
Данный вывод также является правильным, в полной мере согласуется с положениями пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
Положениями пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Налоговым органом в настоящем административном деле заявлена актуальная сумма недоимки. В этой связи довод о том, что взысканные судом пени не были указаны в требованиях, не может быть принят во внимание.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, с учетом апелляционного определения, не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 18 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гусынина П.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 21 апреля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.