Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Улановой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мертарчяна ФИО7 на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 11 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 22 ноября 2022 года по гражданскому делу N 2-1331/2022 по иску Мертарчяна ФИО8 к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области о назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснение представителя Мертарчяна А.Т. - Бусаркиной Е.И, действующей на основании доверенности от 22 марта 2022 года, проверив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Мертарчян А.Т. обратился в суд с настоящим иском, указав, что 19 июля 2018 года он подал ответчику заявление о назначении страховой пенсии по старости, однако получил отказ, поскольку отсутствовал требуемый стаж 9 лет.
18 ноября 2021 года истец повторно обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости, однако решением от 01 декабря 2021 года ответчик отказал в связи с отсутствием требуемой величины ИПК не ниже 13, 8.
Также Мертарчян А.Т. указал, что 21 октября 2020 года он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, о чем имеется уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе, присвоен ОГРНИП N. С этого момента регулярно платил налоги, оплачивал взносы в ПФР, в связи с чем увеличивается величина ИПК, однако ответчик в решении от 01 декабря 2021 года оплату страховых взносов во внимание не принял.
Полагая, что при вынесении решения об отказе в назначении пенсии по старости ответчиком необоснованно не принят во внимание 2021 год, в котором истцом ежеквартально оплачивались страховые взносы, и на дату подачи заявления он имел необходимый ИПК, Мертарчян А.Т. просил суд назначить страховую пенсию по старости на основании заявления от 18 ноября 2021 года, признать решение Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области об отказе в назначении страховой пенсии по старости от 01 декабря 2021 года N незаконным, возложить на ответчика обязанность выплатить пенсию по старости с 18 ноября 2021 года по 08 июня 2022 года.
Решением Красноглинского районного суда г. Самары от 11 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 22 ноября 2022 года, в удовлетворении исковых требований Мертарчяна А.Т. к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области о назначении страховой пенсии по старости отказано.
В кассационной жалобе Мертарчян А.Т. просит решение и апелляционное определение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылается на неправильное применение судами норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
В возражениях на кассационную жалобу Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Мертарчян А.Т. правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовался, надлежащим образом уведомлен о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представил.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области просило рассмотреть жалобу без их участия.
Выслушав объяснения представителя Мертарчяна А.Т. - Бусаркиной Е.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 18 ноября 2021 года Мертарчян А.Т. обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области N от 1 декабря 2021 года истцу отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемой величины ИПК не ниже 13, 8.
Также судом установлено, что Мертарчян А.Т. как индивидуальный предприниматель, реализовал свое право и обязанность на оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере (32 448 рублей) за 2021 года в срок до 31 декабря 2021 года, оплачивая страховые взносы ежеквартально по 8 112 рублей.
При этом установлено, что последний платеж истцом осуществлен 25 декабря 2021 года, то есть после обращения за назначением страховой пенсии по старости, в связи с чем, у пенсионного органа отсутствовали сведения об оплате страховых взносов на момент принятия оспариваемого решения от 1 декабря 2021 года и отсутствовали правовые основания для назначения пенсии в отсутствие требуемой величины ИПК.
Кроме того, судом установлено, что 8 июня 2022 года истец повторно обратился в пенсионный орган за назначением страховой пенсии, которым, учитывая предоставленные налоговым органом сведения об уплате страховых взносов за 2021 год, установлено наличие необходимой величины ИПК, учтено внесение в 2021 году страховых взносов в сумме 32 448 рублей (1, 007 ИПК), в связи с чем принято решение о назначении пенсии от 14 июня2022 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом установленных обстоятельств и норм пенсионного законодательства, подлежащих применению к спорным отношениям, пришел к выводу о том, что отказГУ - ОПФ РФ по Самарской области в назначении страховой пенсии по старости Мертарчян А.Т. в связи с недостаточностью требуемой величины ИПК является правомерным, так как ИПК истца на дату обращения с заявлением и на дату принятия пенсионным органом решения от 1 декабря 2021 года об отказе в назначении страховой пенсии составлял 13, 277 вместо требуемого ИПК не ниже 13, 8.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленных судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу частей 1, 2, 3 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2018 году, составляет девять лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", начиная с 01 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на день установления этой страховой пенсии.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения сведений от страхователя в форме электронного документа, а на бумажном носителе не позднее 10 рабочих дней со дня получения сведений от страхователя представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, в том числе сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; начисленных и уплаченных сумм страховых взносов.
Указанные сведения представляются в Пенсионный фонд РФ в форме электронных документов в порядке, установленном соглашением об информационном обмене, заключенным между Пенсионным фондом РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах (пункт 3 статьи 11.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ).
Статьей 16 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ на органы Пенсионного фонда РФ возложена обязанность обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также надежное хранение этих сведений.
Пенсионный фонд РФ обязан проверить полученные от налогового органа данные о страховых взносах, внести данные сведения на индивидуальные лицевые застрахованных лиц и назначать (пересчитать) и своевременно выплатить обязательное страховое обеспечение (пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" определение суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии в отношении застрахованных лиц осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения по установленным тарифам.
В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года.
Согласно пункту 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Согласно статье 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что требования закона для назначения истцу страховой пенсии по старости с заявленной им даты не выполнены, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости с 18 ноября 2021 года. При этом, как установлено судами, величина ИПК на дату обращения за назначением пенсии составляла менее 13, 8, в связи с чем у пенсионного органа отсутствовали основания для назначения Мертарчяну А.Т. страховой пенсии с 18 ноября 2022 года.
Судами правильно применены нормы материального права, дана оценка всем обстоятельствам дела, выводы судов являются правильными, оснований для отмены либо изменения состоявшихся судебных актов не имеется.
Доводы кассационной жалобы о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений. Более того, данные доводы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях.
Несогласие истца с толкованием судами норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильных судебных постановлений.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы Мертарчян А.Т.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноглинского районного суда г. Самары от 11 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 22 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мертарчяна ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Н.В.Бросова
Е.С.Уланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.