Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Непопалова Г.Г.
Судей Бросовой Н.В, Кириченко А.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Куртякова Олега Дмитриевича на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 5 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 24 ноября 2022 года по гражданскому делу N 2-1-574/2022 по иску Куртякова Олега Дмитриевича к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл о признании права на получение страховой пенсии по старости с повышением фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировкой страховой пенсии, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Куртяков О.Д. И.Г. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл (в настоящее время Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Республике Марий Эл) о признании права истца на получение как неработающим пенсионером страховой пенсии по старости с учетом индексации (увеличения) размера страховой пенсии. Требования мотивированы тем, что с 01 августа 2014 года истец принят на работу механиком в ЦНК им. Я.Эшпая, где впоследствии по совмещению исполнял обязанности водителя. 09 января 2020 года истец был уволен с занимаемой должности по сокращению штата. Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 13 марта 2020 года Куртяков О.Д. восстановлен в должности механика и водителя Центра народной культуры имени Эшпая с 09 января 2020 года. За период с февраля 2020 года по июнь 2021 года истцу, являющему получателем страховой пенсии по старости, произведена выплата страховой пенсии по старости с повышением фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировкой страховой пенсии как неработающему пенсионеру. С июля 2021 года выплата истцу этой надбавки прекращена. Поскольку с 09 января 2020 года истец на протяжении 2-х месяцев фактически не работал, полагает, что как неработающий пенсионер приобрел право на получение страховой пенсии по старости с повышением фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировкой страховой пенсии.
Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 5 сентября 2022 года исковые требования Куртякова Олега Дмитриевича к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл о признании права на получение страховой пенсии по старости с повышением фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировкой страховой пенсии, оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 24 ноября 2022 года решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 5 сентября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной Куртяковым О.Д, ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения, направлении дела на новое рассмотрение.
От ответчика поступили возражения.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, 1 августа 2014 года Куртяков О.Д. принят на работу в МБУК "Централизованная клубная система" муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" на должность водителя Центра народной культуры им. Я. Эшпая.
Куртяков О.Д. с 4 декабря 2017 года является получателем страховой пенсии по старости.
9 января 2020 года Куртяков О.Д. был уволен с занимаемых должностей механика и водителя на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с сокращением штата работников).
Вступившим в законную силу решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 13 марта 2020 года Куртяков О.Д. с 9 января 2020 года восстановлен в должностях водителя и механика Центра народной культуры им. Я. Эшпая МБУК "Централизованная клубная система" муниципального образования "Горномарийский муниципальный район".
В связи с тем, что в феврале 2020 года сведения о работе застрахованного лица Куртякова О.Д. в пенсионный орган от страхователя МБУК "Централизованная клубная система" муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" не поступили, в апреле 2020 года ответчиком принято решение о выплате истцу, как неработающему пенсионеру, страховой пенсии по старости с учетом индексации, то есть с повышением фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировкой страховой пенсии.
9 марта 2021 года страхователь МБУК "Централизованная клубная система" муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" представил сведения о Куртякове О.Д. за февраль 2020 года, как о застрахованном лице, работающем по трудовому договору.
С учетом этого 1 апреля 2021 года выплата истцу страховой пенсии с повышением фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировкой страховой пенсии прекращена.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, Куртяков О.Д. с февраля 2020 года являлся работающим пенсионером, по смыслу статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имел права на индексацию размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировку страховой пенсии. В связи с этим ГУ - ОПФР по Республике Марий Эл верно пересмотрен размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без удержания излишне выплаченных сумм.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении заявленных требований основаны на неверном толковании норм права, повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу или иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющим место в период осуществления работы и иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. (часть 4)
Пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона. (часть 5)
Как следует из приведенных положений, право на получение пенсии в увеличенном размере исходя из актуальной стоимости пенсионного коэффициента и с учетом актуального размера фиксированной выплаты, у работающего пенсионера возникнет только в случае увольнения.
Судами установлено, что истец является получателем страховой пенсии по старости, по состоянию на январь 2020 года ему выплачивалась сумма страховой пенсии по старости без учета индексации как работающему пенсионеру, за февраль 2020 года сведения о работе истца в пенсионный орган не поступали от работодателя, а при отсутствии сведений о работе и руководствуясь ст. 26.1 Федерального Закона N 400-ФЗ в апреле ответчиком было принято решение о выплате суммы страховой пенсии по старости истцу с учетом индексации, начиная с февраля 2020 года, работодатель в пенсионный орган предоставил с опозданием 9 марта 2021 года сведения о работе истца за февраль 2020 года, ответчик с апреля 2021 года выплату страховой пенсии с повышением фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировкой страховой пенсии прекратил.
Поскольку истец с февраля 2020 года являлся работающим пенсионером, истец не прекратил работать, согласно ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ индексация пенсии работающим пенсионерам не предусмотрена, то суды обосновано пришли к выводу о том, что у истца не возникло право на получение пенсии в увеличенном размере.
Доводы кассационной жалобы, что поскольку он был уволен с работы по сокращению штата, следовательно, правовые основания для производства индексации к пенсии наступили, следовательно отказ в иске неправомерен, основан на неправильном толковании норм права.
Истец восстановлен на работе со дня увольнения 9 января 2020 года и ему начислена заработная плата с 9 января 2020 года, с которой произведены отчисления в пенсионный фонд, истец считается работающим с 9 января 2020 года.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы основаны на неверном понимании действующего пенсионного законодательства и подлежат отклонению.
Таким образом, проверив все доводы кассационной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что они фактически повторяют правовую позицию заявителя, изложенную при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с оспариваемыми судебными постановлениями и направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали оспариваемые выводы суда, в связи с чем, признаются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций в нарушение своей компетенции, предусмотренной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обжалуемые судебные акты отвечают требованиям части 4 статьи 198, статьи 329 ГПК РФ, то есть включают в себя ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены вышеуказанных судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 5 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 24 ноября 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Куртякова Олега Дмитриевича без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Н.В. Бросова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.