Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ромасловской И.М, судей Бочкова Л.Б, Мирсаяпова А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы представителя АО "Преображенскнефть" и представителя АО "Ойлгазтэт" на решение Дзержинского районного суда г.Оренбурга от 03 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 22 сентября 2022 года по гражданскому делу N2-807/2022 по исковому заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации к Акционерному обществу "Преображенкснефть", акционерному обществу "Ойлгазтэт" о понуждении устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства, заслушав доклад судьи Ромасловской И.М, пояснения представителя АО "Преображенскнефть" и АО "Ойлгазтэт" Даскаловой Л.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов жалобы прокурора Макарова Е.Н,
УСТАНОВИЛА:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Преображенскнефть", акционерному обществу "Ойлгазтэт", в котором с учетом изменений в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил:
1. Обязать АО "Преображенскнефть" и АО "Ойлгазтэт" обеспечить соблюдение экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства путем недопущения превышения ПДК вредных (загрязняющих) веществ в пределах воздуха рабочей зоны (внутри СЗЗ) нефтеналивного комплекса, а также за пределами СЗЗ ННК.
2. Обязать АО "Преображенскнефть" и АО "Ойлгазтэт" актуализировать источники негативного воздействия на состояние атмосферного воздуха для нефтеналивного комплекса в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 04.05.1999 года N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
3. Обязать АО "Преображенскнефть" и АО "Ойлгазтэт" установить окончательную санитарно-защитную зону для нефтеналивного комплекса, а именно:
- в срок до 01.09.2022 года разработать проект обоснования окончательной санитарно-защитной зоны, получить в уполномоченном органе санитарно- эпидемиологическое заключение по проекту обоснования санитарно-защитной зоны; провести натурные измерения загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия на атмосферный воздух в соответствии с программой наблюдений в составе проекта обоснования санитарно-защитной зоны;
- в срок до 01.12.2022 года получить в уполномоченном органе окончательное решение по установлению санитарно-защитной зоны.
4. Обязать АО "Преображенскнефть" и АО "Ойлгазтэт" разработать и выполнять программу производственного контроля для ННК с проведением мероприятий производственного контроля, лабораторных исследований в полном объеме в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
5. Обязать АО "Преображенскнефть" и АО "Ойлгазтэт" до 01.03.2022 года внедрить наилучшие доступные технологии для ННК, путем установки и оборудования системой газоотвода и газоочистки четырех РВС-1000 (Р-1, Р-2, Р-3, Р-4) и одного РВС-2000 (Р-5, N5), на площадках слива нефти N1, N2 подземных емкостей для приема нефти ЕП-7/1, ЕП-7/2, ЕП-7/3, ЕП-7/4, ЕП N2/1, ЕП-2/2, ЕП-2/3, ЕП-2/4, железнодорожной эстакады (18 стояков) с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду.
6. Обязать АО "Ойлгазтэт" в срок до 01.08.2022 года подать в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду.
Требования мотивированы тем, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности акционерного общества "Преображенскнефть" (далее - АО "Преображенскнефть", Общество), в ходе которой был выявлен ряд нарушений. В целях устранения выявленных нарушений 09.11.2021 года спецпрокуратурой в адрес генерального директора АО "Преображенскнефть" внесено представление об устранении нарушений экологического законодательства. Согласно ответу от 08.12.2021 года, Обществом принимаются меры с целью недопущения нарушений требований законодательства. Вместе с тем, фактически требования прокурора не исполнены, продолжаются нарушения прав на благоприятную окружающую среду граждан, проживающих в п.Красный Коммунар, с.Дворики (населенные пункты, расположенные вблизи с ННК), превышения имеют место быть (06.12.2021, 07.12.2021, 08-09.12.2021, 10.12.2021, 12-13.12.2021). Вышеуказанные нарушения, в том числе систематические, как указывает истец, приводят к нарушениям экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, к нарушению прав на благоприятную окружающую среду граждан, проживающих вблизи с ННК АО "Преображенскнефть".
Решением Дзержинского районного суда г.Оренбурга от 03.06.2022 года исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации к Акционерному обществу "Преображенкснефть", акционерному обществу "Ойлгазтэт" о понуждении устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворены частично.
На Акционерное общество "Преображенскнефть" и акционерное общество "Ойлгазтэт" возложена обязанность обеспечить соблюдение экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства путем недопущения превышения ПДК вредных (загрязняющих) веществ в пределах воздуха рабочей зоны (внутри СЗЗ) нефтеналивного комплекса, а также за пределами СЗЗ ННК.
На Акционерное общество "Преображенскнефть" и акционерное общество "Ойлгазтэт" возложена обязанность актуализировать источники негативного воздействия на состояние атмосферного воздуха для нефтеналивного комплекса в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 04.05.1999 года N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
На Акционерное общество "Преображенскнефть" и акционерное общество "Ойлгазтэт" возложена обязанность установить окончательную санитарно-защитную зону для нефтеналивного комплекса, а именно:
- в срок до 01.11.2022 года разработать проект обоснования окончательной санитарно-защитной зоны, получить в уполномоченном органе санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту обоснования санитарно-защитной зоны; провести натурные измерения загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия на атмосферный воздух в соответствии с программой наблюдений в составе проекта обоснования санитарно-защитной зоны;
- в срок до 01.12.2022 года получить в уполномоченном органе окончательное решение по установлению санитарно-защитной зоны.
На Акционерное общество "Преображенскнефть" и акционерное общество "Ойлгазтэт" возложена обязанность разработать и выполнять программу производственного контроля для ННК с проведением мероприятий производственного контроля, лабораторных исследований в полном объеме в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
На Акционерное общество "Преображенскнефть" и акционерное общество "Ойлгазтэт" возложена обязанность до 01.11.2022 года внедрить наилучшие доступные технологии для ННК, путем установки и оборудования системой газоотвода и газоочистки четырех РВС-1000 (Р-1, Р-2, Р-3, Р-4) и одного РВС-2000 (Р-5, N5), на площадках слива нефти N1, N2 подземных емкостей для приема нефти ЕП-7/1, ЕП-7/2, ЕП-7/3, ЕП-7/4, ЕП N 2/1, ЕП-2/2, ЕП-2/3, ЕП-2/4, железнодорожной эстакады (18 стояков) с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду.
На акционерное общество "Ойлгазтэт"" возложена обязанность в срок до 01.11.2022 года подать в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 22.09.2022 года решение Дзержинского районного суда г.Оренбурга от 03.06.2022 года в части возложения обязанности на акционерное общество "Преображенскнефть" и акционерное общество "Ойлгазтэт" до 01.11.2022 года внедрить наилучшие доступные технологии для ННК с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду отменено.
В удовлетворении требований Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации к Акционерному обществу "Преображенкснефть", акционерному обществу "Ойлгазтэт" о внедрении до 01.11.2022 года наилучших доступных технологий для ННК, путем установки и оборудования системой газоотвода и газоочистки четырех РВС-1000 (Р-1, Р-2, Р-3, Р-4) и одного РВС-2000 (Р-5, N 5), на площадках слива нефти N 1, N 2 подземных емкостей для приема нефти ЕП-7/1, ЕП-7/2, ЕП-7/3, ЕП-7/4, ЕП N2 2/1, НП-2/2, ЕП-2/3, ЕП-2/4, железнодорожной эстакады (18 стояков) с целью снижения воздействия на окружающую среду отказано.
В кассационной жалобе представитель АО "Преображенскнефть" и АО "Ойлгазтэт" ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных, необоснованных, принятых с нарушением норм материального права, без учета значимых деля дела обстоятельств.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему:
Согласно п.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушение допущены судами нижестоящих инстанций.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Оренбургским природоохранным межрайонным прокурором проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды АО "Преображенскнефть" на основании решения о проведении проверки от 12.10.2021 года, в ходе которой были выявлены нарушения.
Проведенной проверкой установлено, что АО "Преображенскнефть" в Сакмарском районе эксплуатируется нефтеналивной комплекс, который является объектом негативного воздействия на окружающую среду II категории, поставлен на учет (кода 53-0156-000106-П, свидетельство о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 10.01.2017 года), источниками которого в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, в том числе сероводород.
Согласно разработанной для ННК проектной документации (выполненная ЗАО "СТРОНГ" в 2005 году) и проекта "Реконструкция нефтеналивного комплекса на ж.д. станции "Сакмарская", 1 этап", нефтеналивной комплекс предназначен для приема нефти, поступающей на площадку слива нефти из автоцистерн, а также приема бензина, дизтоплива и растворителя из одиночных железнодорожных цистерн, перекачки целевых продуктов в резервуары и последующей подачи нефти в железнодорожные цистерны для отправки потребителю и подачи бензина, дизтоплива и растворителя на стояки налива и отправки целевых продуктов грузополучателю.
В состав территории промплощадки нефтеналивного комплекса Общества входят: здание АБК нефтеналивного комплекса, резервуарный парк нефти, эстакада налива ГСМ, ж/д наливная эстакада с 18 наливными стояками в ж/д цистерны, выполнена из стальных конструкций, установлена на бетонной плите с бортами для сбора утечек, ж/д сливная эстакада, насосная N1, насосная N2, блок управления задвижками (БУЗ 2), блок управления задвижками (БУЗ 1), пожарная насосная, площадка слива обводненной нефти, площадка слива товарной нефти, автомобильные весы, железнодорожные пути, автомобильная дорога.
Согласно представленным Обществом сведениям, объемы получения и отгрузки нефти определяются уровнем добычи и составляет 2700-3000 т. в сутки.
В соответствии с декларацией о воздействии на окружающую среду для ННК АО "Преображенскнефть" от 10.09.2020 года от деятельности нефтеналивного комплекса осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от источников нефтеналивного комплекса, выбросы от источников содержат сероводород, а также следующие вредные (загрязняющие) вещества: диЖелезо триоксид, марганец и его соединения, натрий гидроксид, азотная кислота, соляная кислота, серная кислота, фториды газообразные, смесь углеводородов предельных С1-С5, смесь углеводородов предельных С6-С10, смесь углеводородов предельных С12-С19, бензол, ксилол, толуол, ацетон, пыль абразивная.
Проведенной в 2021 году инвентаризацией установлено, что в результате производственной деятельности на ННК АО "Преображенскнефть" выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется из 55 источников.
Основными источниками выделения в атмосферу нефтяных паров при работе ННК являются емкости для приема нефти, резервуары и ж/д цистерны. В составе выбросов содержатся предельные углеводороды С1-С5 и С6-С10, сероводород, ароматические углеводороды - бензол, толуол, ксилоц, диоксид и оксид азота, сажа, диоксид серы, оксид углерода и предельные углеводороды С12-С19 (вещества 4 класса опасности). Технологические средства подавления образования загрязняющих веществ и внешние пылегазоочистные устройства на технологическом оборудовании не используются.
Установлено, что Обществом не актуализированы источники негативных выбросов для ННК.
Установлено, что в нарушение требований закона, а также п.1, п.2 ст.22 Закона N96-ФЗ, п.14 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 года N352, отчет по инвентаризации за 2020 год и бланкам инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух нефтеналивного комплекса в районе железнодорожной станции "Сакмарская" (Сакмарский район) АО "Преображенскнефъ" за 2021 год содержат источники 0046-0049 (открытый люк ж/д цистерн при отборе проб), при этом в декларации о воздействии на окружающую среду от 30.10.2019 года данные порядковые номера привязаны к источникам "Люк автоцистерны (слив нефти) (Ст-3/1-4)" (присвоен открытым люкам ж/д цистерн при отборе проб номера, ранее использовавшиеся при инвентаризации выбросов).
В нарушение требований закона, отчет по инвентаризации за 2020 год не содержит сведений об источнике люк автоцистерны (слив нефти) (стояк N6) (0029), который эксплуатируется более четырех лет (согласно данным инвентаризации от 2017 года), также данный источник учтен в декларации о воздействии на окружающую среду от 30.10.2019 года.
Также, в нарушение требований бланки инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ННК за 2021 год не содержат сведений об источнике Люк автоцистерны (слив нефти) (стояк N5) (0028), который эксплуатируется обществом более четырех лет (согласно данным инвентаризации от 2017 года), также данный источник учтен в декларации о воздействии на окружающую среду от 30.10.2019 года и отчете по инвентаризации за 2020 год.
В нарушение требований, а также ст.ст.1, 12, 19, 30 Закона N96-ФЗ, п.21 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от 28.11.2019 года N811 (далее - Требования к мероприятиям при НМУ), п.8 Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Оренбургской области, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 27.03.2012 N263-п, Обществом не проведена корректировка мероприятий при НМУ по результатам проведенной 15.10.2020 года инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ, в части изменения максимально-разового выброса источников более чем на 25%, на которых реализуются (изменение мощности выброса от источника дыхательный клапан ЕП-3/2 (0006) более чем на 60%).
В нарушение требований в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год указаны недостоверные сведения о нормативах допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по всем указанным для нефтеналивного комплекса АО "Преображенскнефть" источникам негативного воздействия на окружающую среду (к примеру, выбросы Алканов С6-С10 и С1-С5 от стационарного источника 0015 (свеча) составили 96.4656 и 260.817 тонн соответственно, норматив выбросов согласно декларации о плате за НВОС составляет 96.4656 и 260.817 т/г соответственно). При этом, согласно декларации о воздействии на окружающую среду от 29.07.2019 года и 30.10.2019 года нормативы выбросов составляли 157.304 и 425.308 т/г соответственно. В декларации не представлены сведения о выбросе загрязняющего вещества Алканы С6-С10 от источника 0007.
АО "Преображенскнефть" не выполнило обязанность по актуализации учетных сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на объекте НВОС "Нефтеналивной комплекс (ННК) в районе железнодорожной станции "Сакмарская" АО "Преображенскнефть" в части внесения сведений об источниках НВОС, введенным в эксплуатацию более года назад, а именно: дыхательный клапан емкости ЕП-7/1 (0032); дыхательный клапан емкости ЕП-7/2 (0033); дыхательный клапан емкости ЕП-7/3 (0034); дыхательный клапан емкости ЕГ1-7/4 (0035); дыхательный клапан N1 РВС-2000 N 6 (0038); дыхательный клапан N2 РВС-2000 N6 (0039); люк автоцистерны (слив нефти) (Ст-7/1) (0040); люк автоцистерны (слив нефти) (Ст-7/2) (0041); люк автоцистерны (слив нефти) (Ст-7/3) (0042); люк автоцистерны (слив нефти) (Ст-7/4) (0043); люк автоцистерны (слив нефти) (Ст-7/5) (0044); люк автоцистерны (слив нефти) (Ст-7/6) (0045); открытый люк ж/д цистерн (отбор проб) (0046); открытый люк ж/д цистерн (отбор проб) (0047); открытый люк ж/д цистерн (отбор проб) (0048); открытый люк ж/д цистерн (отбор проб) (0049); открытый люк ж/д цистерн (отбор проб) (0050).
Указанные нарушения послужили основанием для привлечения 10.11.2021 года Росприроднадзором АО "Преображенскнефть" к административной ответственности по ст.ст.8.1, 8.5, 8.46 КоАП Российской Федерации.
Также прокурорской проверкой установлено, что АО "Преображенскнефть" не установлена санитарно-защитная зона (далее - СЗЗ) для ННК.
Основной объем регистрируемых в 2019-2020 годах превышений ПДК по содержанию сероводорода в п.Красный Коммунар, в том числе объявляемых неблагоприятных метеорологических условий приходятся на период с апреля по сентябрь.
В нарушение вышеуказанных требований, а также ст.ст.11, 21, 22 Закона N52-ФЗ, п.2 Постановления N222, п.п.2.1, 2.2, 3.1, 3.13, 4.1, 4.2, 6.1, 6.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 натурные исследования в полном объеме не проведены, СЗЗ для рассматриваемого объекта не установлена, не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на Проект установленной (окончательной) СЗЗ зоны для пункта налива и отгрузки нефти, заявление об установлении СЗЗ для промплощадки Общества в установленные законом сроки в Роспотребнадзор не поступало, решение об установлении СЗЗ не принято.
Также прокурорской проверкой установлено, что ответчиком в полном объеме не выполнены мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу в период объявления неблагоприятных метеорологических условий для их рассеивания (далее - НМУ).
В соответствии с п.3 ст.19 Закона N96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Установлено, что 06.02.2020 года АО "Преображенскнефть" согласованы с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство) мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ для ННК (далее - мероприятия ННК при НМУ), согласно которым в период объявление НМУ I степени происходит отказ от эксплуатации ряда источников негативного воздействия на атмосферу, в том числе от налива нефти в РВС-2000, являющийся объектом негативного воздействия на атмосферу с выбросами вредных (загрязняющих) веществ (дыхательный клапан N1 РВС-2000 N6 (номер источника 0038), дыхательный клапан N2 РВС-2000 N6 (номер источника 0039)).
В соответствии с инвентаризацией источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ННК, при наполнении подземных емкостей производится перекачка поступившей на ННК нефти в вертикальные стальные резервуары со стационарной крышей Р-1, Р-2, Р-3, Р-4, Р-5 (откачка нефти из подземных емкостей производится под давлением 0.3-0.5 МПа в резервуары РВС-1000 и РВС-2000 полупогруженными насосами).
В мероприятиях ННК при НМУ РВС-2000 указан под N6 с дыхательными клапанами N1 (номер источника 0038) и N2 (номер источника 0039), четыре РВС-1000 числятся под номерами: N1 (дыхательные клапаны N1 и N2 (номера источников 0007 и 0008); N2 (дыхательные клапаны N1 и N2 (номера источников 0009 и 0010); N3 (дыхательные клапаны N1 и N2 (номера источников ООН и 0012); N4 (дыхательные клапаны N1 и N2 (номера источников 0013 и 0014). В журнале приема нефти в резервуары и залива ж/д цистерн ННК четыре РВС-1000 числятся под номерами Р-1, Р-2, Р-3, Р-4, а РВС-2000 - под номером Р-5.
В период времени с 19:00 до 10:00 в числах с 03.11.2021 года по 06.11.2021 года, с 06.11.2021 года по 08.11.2021 года на территории Центральной части области для ННК АО "Преображенскнефть" в установленном порядке прогнозировалось наступление неблагоприятных метеорологических условий I степени, в том числе в следующие периоды: с 19:00 03.11.2020 года до 10:00 04.11.2021 года; с 19:00 07.11.2021 года до 10:00 08.11.2021 года.
Вышеуказанные сведения о наступлении неблагоприятных метеорологических условий I степени отражены в журнале записи предупреждений (оповещений) о неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) АО "Преображенскнефть", которые передавались в ННК.
В нарушение вышеуказанных требований, а также ст.3 Закона N7-ФЗ, ст.1, п.п.1, 2 ст.19 Закона N96-ФЗ, п.п.1-3 Требований к мероприятиям при НМУ, п.4 приказа Минприроды России от 17.11.2011 N899 "Об утверждении порядка предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам", п.п.2, 6 Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Оренбургской области, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 27.03.2012 N263-п "Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Оренбургской области", АО "Преображенскнефть" при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий I степени на территории Центральной части области для ННК Общества в периоды с 19:00 03.11.2020 года до 10:00 04.11.2021 года; с 19:00 07.11.2021 года до 10:00 08.11.2021 года мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с согласованными 06.02.2020 года с Министерством мероприятиями по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ при эксплуатации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в полном объеме не исполнены, поскольку осуществлялся налив нефти в РВС-2000 (в 08:10 04.11.2021 года и в 19:40 07.11.2021 года), являющийся объектом негативного воздействия на атмосферу с выбросами вредных (загрязняющих) веществ (дыхательные клапаны N1 (номер источника 0038) и N2 (номер источника 0039) РВС-2000 N6).
Также прокурорской проверкой установлено, что ответчиком не приняты надлежащие меры по внедрению наилучших доступных технологий, организации надлежащего производственного контроля.
Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований, а также ст.ст.11.32 Закона N52-ФЗ, п.п.1.3, 1.5, 2.1, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 3.3, 3.9 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СП 1.1.1058-01) Обществом для ННК надлежащая программа производственного контроля не разработана, а также не проводятся исследования полного перечня химических веществ, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания.
Так, в нарушение п.3.1 СП 1.1.1058-01 программа (план) производственного контроля не дополнена перечнем официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью (отсутствует СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21 и т.д.), в программу включены документы, утратившие силу с 01.01.2021 года и 01.03.2021 года (СанПин2.2.3.1384-03, СП 2.2.2.1327-03, СанПин 2.2.2.540-96, СанПин 2.1.6.1032-01 и т.д.).
В план график контроля атмосферного воздуха на границах СЗЗ нефтеналивной комплекс в районе ж/д станции "Сакмарская" (500 м) и окраины п.Красный Коммунар со стороны ННК не включены исследования полного перечня химических веществ, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания. Не обеспечено проведение лабораторного производственного контроля в соответствии с СП 1.1.1058-01.
В нарушение вышеуказанных требований в программу производственного контроля АО "Преображенскнефть" не включены исследования по контролю за соблюдением нормативов выбросов на границах жилой зоны, СЗЗ по веществам: из 13-ти веществ (углерод чёрный (сажа), керосин, бензол, ксилол, толуол, смесь углеводородов С1-С10, С12-С14), включены только 4 (диоксид азота, сероводород, диоксид серы, керосин).
В нарушение вышеуказанных требований, а также п.п.3.3, 2.6 СП 1.1.1058-01 в программу производственного контроля не внесены необходимые изменения, дополнения в связи реконструкцией предприятия, влияющие на санитарно- эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно- эпидемиологическому благополучию населения.
В нарушение п.п.1.4, 2.2, 4.35 СП 2.2.3670-20 отсутствует программа производственного контроля за условиями труда для ННК.
В нарушение вышеуказанных требований, а также ст.11 Закона 52-ФЗ, п.73 СанПиН 2.1.3684-21 Обществом не обеспечено проведение лабораторных исследований на границе СЗЗ ННК с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными проектом СЗЗ для объекта ННК в районе железнодорожной станции "Сакмарская" АО "Преображенскнефть" (северная граница СЗЗ, южная граница СЗЗ, отсутствуют исследования на загрязняющие вещества: азота диоксид, керосин).
Вышеуказанные нарушения допущены в результате эксплуатации Обществом нефтеналивного комплекса, в том числе без применения наилучших доступных технологий (ИТС 30-2017. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Переработка нефти, утвержденный приказом Госстандарта от 14.11.2017 года N2424, ИТС 28-2017. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Добыча нефти, утвержденный приказом Госстандарта от 15.12.2017 года N2838), эффективного процесса газоотвода и газоочистки на оказывающих негативное воздействие объектах (дыхательных клапанах подземных и наземных резервуаров, наливных стояках, свече рассеивания).
Прокурорской проверкой выявлены факты отклонения деятельности ННК от допустимых проектных решений (превышения допустимых проектной документацией объемов перевалки нефти).
На территории п.Красный Коммунар Сакмарского района в марте-ноябре текущего года неоднократно регистрировались факты превышений ПДК по содержанию сероводорода, что свидетельствует о нарушении вышеуказанных требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а также ст.22 Закона N7-ФЗ, ст.ст.12, 14, п.1 ст.16, ст.19, п.2 ст.25, п.1 ст.30 Закона N96-ФЗ.
С учетом движения воздушных масс с переменным направлением (неустойчивым), источником загрязнения атмосферного воздуха в населенном пункте является нефтеналивной комплекс АО "Преображенскнефть", расположенный в 800 м от п.Красный Коммунар.
Основное влияние на состояние атмосферного воздуха в п.Красный Коммунар оказывает нефтеналивной комплекс АО "Преображенскнефть", от которого осуществляются выбросы 755 тонн в год загрязняющих веществ (в том числе дигидросульфид (сероводород), смеси предельных углеводородов С1-С5, смеси предельных углеводородов С6-С10, бензол, ксилол, толуол).
Также судом установлено, что в целях осуществления деятельности для ННК разработана проектная и рабочая документация (выполненная ЗАО "СТРОНГ" в 2005 году). Согласно указанной документации проектная производительность ННК по нефти рассчитана до 365000 тонн нефти в год.
В рамках проводимой реконструкции ННК разработана проектная документация "Реконструкция нефтеналивного комплекса на ж.д. станции "Сакмарская", 1 этап", на которую получено положительное заключение экспертизы ООО "Кови", утвержденное 26.10.2018 года. Согласно документации, в ходе реконструкции предусматривается расширение резервуарного парка за счет установки резервуаров общим объемом 3000 м3, увеличение сливноналивного оборудования, а также перепланировка существующего здания АБК и установка блочного здания КПП.
При этом, согласно разделам "Сведения о функциональном назначении объекта" и "Технико-экономические показатели проектируемого объекта", пояснительной записки проектной документации "Реконструкция нефтеналивного комплекса на ж.д. станции "Сакмарская", 1 этап", производительность ННК по сырью в ходе реконструкции не изменяется и составляет 365000 тонн нефти в год. В разделе "Данные о проектной мощности объекта капитального строительства" указано, что в соответствии с техническим заданием на проектирование на территории ННК предусматривается прием, хранение и отпуск товарной нефти, а также газового конденсата, проектная производительность ННК: по нефти - 360000 т в год.
Согласно Технологическому регламенту "Нефтеналивного комплекса на ж.д. станции "Сакмарская" 2018 г. 1 этап. ТР-21 ННК-2018" (далее - Технологический регламент), разработанному в рамках Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности" в разделах "Производительность нефтеналивного комплекса" и "Описание принципиальной технологической схемы нефтеналивного комплекса" указано, что технологическая схема ННК, проектная производительность ННК по нефти составляет до 365000 тонн нефти в год.
В разделе "Характеристика сырья, вспомогательных материалов и готовой продукции" Технологического регламента указано, вторсырьем и одновременно готовой продукцией является товарная нефть с УПСВ Колганское месторождение ЗАО "Преображенскнефть". Поступающая (отпускаемая) на территорию ННК нефть соответствует требованиям ГОСТ 31378-2009 "Нефть. Общие технические условия" и ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия". В таблице 2.2 "Паспорт качества товарной нефти (по ГОСТ Р51858-2002) приведены показатели, в том числе концентрация общей серы по ГОСТ 1437-85 с фактическим показателем 1.35%. Также указано, что поступающая на ННК нефть относится ко 2 классу по содержанию серы, 1 типу по плотности, 2 группе по содержанию воды и солей, что соответствует шифру нефти 2.1.2.
Согласно декларации о воздействии на окружающую среду для ННК АО "Преображенскнефть" от 10.09.2020 года доставка товарной нефти на ННК осуществляется автоцистернами, в разделе "виды и объем производимой продукции (товара)" указано нефть сырая в объеме 1762.6 тыс. тонн.
Согласно представленных Обществом документов и сведений, на ННК поступает нефть с различных месторождений АО "Преображенскнефть", OOО "Геопрогресс", АО "Ойлгазтэт". При поставке на ННК смешивается при сливе в РВС (Р-1 - Р-5) и наливается в ж/д цистерны (после ее смешения).
Вместе с тем, при производстве прокурорской проверки было установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства, объемы получения и отгрузки нефти на ННК превышают допустимые проектной документацией объемы и составляют от 2700 до 3000 тонн нефти в сутки (81000 - 90000 т в месяц или 972000 - 1080000 т в год). Согласно представленным Обществом сведениям за 2020 год на ННК принято 1063196.387 т нефти, отгружено - 1058869.048 т, только за январь-июль текущего года на ННК принято 571880.464 т нефти, отгружено - 570982.475 т.
Кроме того, в нарушение вышеуказанных требований на ННК осуществляется поставка нефти с месторождений, не предусмотренных проектной документации на ННК и проектной документации "Реконструкция нефтеналивного комплекса на ж.д. станции "Сакмарская", 1 этап", которая имеет разные характеристики по свойствам и составу.
08 ноября 2021 года спецпрокуратурой совместно со специалистами ЦТО Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, лаборатории ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области" (далее - Учреждение) произведен отбор ряда проб атмосферного воздуха (воздух рабочей зоны) на объектах Общества.
Согласно протоколу лабораторных исследований Учреждения от 09.11.2021 года N17-03-972 в результате проведенных исследований установлено, что пробы атмосферного воздуха (воздух рабочей зоны), отобранная на рабочем месте слесаря по ремонту технологического оборудования (РВС-1000 N4, перекачка, наполнение или нефтепродуктов в момент отбора на данном объекте не осуществлялась) показала содержание дигидросульфида 8.31?2.08 мг/м3, а также отобранная на рабочем месте сливщика-разливщика (эстакада налива нефти в железнодорожные цистерны) показала содержание дигидросульфида 9.97?2.49 мг/м3, что не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21, СанПиН 2.1.3684-21 (с учетом погрешности метода исследования) по показателям: сероводород (дигидросульфид).
Атмосферный воздух должен отвечать гигиеническим нормативам по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ (максимальным или минимальным их значениям) (далее - ПДК), ориентировочным безопасным уровням воздействия, предельно допустимым уровням физического воздействия, а также по биологическим факторам, обеспечивающим их безопасность для здоровья человека (п. 66 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", далее - СанПиН 2Л.3684-21).
Согласно п.п.70, 74 СанПиН 2.1.3684-21 не допускается превышение гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в жилой зоне - 1.0 ПДК (ОБУВ). Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства РФ об охране окружающей среды.
В ГН 2.1.6.3492-17 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" указано, что ПДК дигидросульфида (H2S или сероводород) в атмосферном воздухе городских и сельских поселений составляет 0.008 мг/мЗ.
На основании вышеизложенного, не допускается осуществление деятельности, которая оказывает негативное воздействие на атмосферный воздух, выходя за пределы предельно-допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ. В данном случае не превышать ПДК по дигидросуцьфиду (H2S или сероводород) в атмосферном воздухе городских и сельских поселений более 0.008 мг/м3.
На территории п.Красный Коммунар в марте-декабре текущего года неоднократно регистрировались факты превышений ПДК по содержанию сероводорода, что свидетельствует о нарушении вышеуказанных требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а также ст.22 Закона N7-ФЗ, ст.ст.12, 14, п.1 ст.16, ст.19, п.2 ст.25, подп.7, 13 п.1 ст.30 Закона N96-ФЗ.
Установлено, что основное влияние на состояние атмосферного воздуха в п.Красный Коммунар оказывает нефтеналивной комплекс АО "Преображенскнефть", от которого осуществляются выбросы 755 тонн в год загрязняющих веществ (в том числе дигидросульфид (сероводород), смеси предельных углеводородов С1-С5, смеси предельных углеводородов С6-С10, бензол, ксилол, толуол).
Проверка показала, что в нарушение вышеуказанных требований, а также ст.20 Закона N52-ФЗ, пп.66, 70, 74 СанПиН 2.1.3684-21, п.176 таблицы 1.1 СанПиН 1.2.3685-21, п.2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Обществом допущены факты превышений ПДК по содержанию сероводорода на территории п.Красный Коммунар.
Так же из материалов дела установлено, 18.02.2022 года между АО "Преображенскнефть" и АО "Ойлгазтэт" заключен договор купли-продажи объектов недвижимости, в том числе сооружение - нефтеналивной комплекс, расположенный по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, станция Сакмарская, кадастровый номер "данные изъяты":2957.
Разрешая требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2022 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона N96-ФЗ от 04.05.1999 года "Об охране атмосферного воздуха" (ст.ст.15, 16, 22, 30), Федерального закона от 30.03.1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст.ст.11, 20, 39), принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, факт того, что осуществление производственной деятельности на нефтеналивном комплексе, расположенном на станции Сакмарской, должно производиться без нарушения санитарных правил, поскольку обратное несет в себе общественную опасность, установив, что из деятельности АО "Преображенскнефть", а с 18.02.2022 года - АО "Ойлгазтэт", возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, сославшись на то, что материалами дела подтверждено, что действия ответчика АО "Преображенскнефть" оказывали негативное воздействие на окружающую природную среду, пришел к выводу о возложении на указанного ответчика обязанности по принятию мер, направленных на прекращение противоправных действий в отношении неопределенного круга лиц, допускаемых в процессе производственной деятельности нефтеналивного комплекса, расположенного на станции Сакмарской. Поскольку с 18.02.2022 года собственником спорного сооружения - нефтеналивного комплекса - является АО "Ойлгазтэт", соответственно, обязанность по соблюдению экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при производственной деятельности на вышеуказанном нефтеналивном комплексе, судом была возложена и на него.
Суда апелляционной инстанции, по итогам рассмотрения дела, отметил, что поскольку выявленное нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора.
В тоже время, суд апелляционной инстанции признал, что решение суда в части понуждения АО "Преображенскнефть" и АО "Ойлгазтэт" до 01.11.2022 года внедрить наилучшие доступные технологии для ННК подлежит отмене ввиду того, что в указанной части фактически является не исполнимым, поскольку конкретных данных о том, какие технологии являются лучшими, заявленные требования не содержат, а категория "доступности" технологий является оценочной.
В остальной части суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрел.
Довод АО "Ойлгазтэт" о том, что на него фактически возложена обязанность нести ответственность за нарушения АО "Преображенкснефть", суд апелляционной инстанции признал несостоятельным, поскольку на АО "Ойлгазтэт" решением суда возложен ряд обязанностей не как на правопреемника АО "Преображенкснефть", либо как на виновное в нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства лицо, а как на нового собственника нефтеналивного комплекса, являющегося объектом, загрязняющим окружающую среду, в отношении которого существует ряд специальных требований, выполнение которых должен исполнить правообладатель данного объекта - в данном случае АО "Ойлгазтэт".
Также не были приняты во внимание и ссылки АО "Преображенкснефть" на то, что они надлежащим ответчиком не являются в связи с переходом права собственности на нефтеналивной комплекс, с ссылкой на то, что материалами дела подтверждается, что деятельность АО "Преображенскнефть" по эксплуатации нефтеналивного комплекса в части отгрузки нефти не прекращалась.
Из совокупности документов, представленных в материалы дела, судом апелляционной инстанции установлено, что АО "Преображенскнефть" во взаимосвязи с АО "Ойлгазтэт" на момента рассмотрения дела фактически продолжает производственную деятельность на нефтеналивном комплексе, расположенном на станции Сакмарской, официально, несмотря на заключение договора купли-продажи, числится ее правообладателем, доказательств, опровергающих данный вывод ответчиком не представлено, в связи с чем вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для исключения общества из числа ответчиков признал правомерным.
Суд кассационной инстанции полагает данный вывод суда апелляционной инстанции является преждевременным.
Так, правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года N222 (далее - Правила N222).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 года N222 на правообладателе объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, возлагается обязанность в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления проведения исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п.14 утвержденных указанным постановлением Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
В соответствии с п.1 Правил N222 санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно п.13 Правил N222 заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны и документы, указанные в п.14 данных Правил, представляются или направляются в уполномоченный орган лицами, указанными в пунктах 6, 7, 9 и 10 Правил, по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями.
Исходя из положений пунктов 7, 9 10 Правил N222, обязанность обращения с соответствующим заявлением возлагается на правообладателя объекта.
Из материалов дела следует, что на момент рассмотрения заявленных требований, с 18.02.2022 года собственником нефтеналивного комплекса является АО "Ойлгазтэт".
Соответственно для возложения на АО "Преображенкснефть" обязанностей, связанных с установлением санитарно-защитной зоны, необходимо установить, относится или нет АО "Преображенкснефть" к лицам, указанным в пунктах 7, 9 10 Правил N222.
Кроме того, в мотивировочной части решения не указан закон, которым суд руководствовался, возлагая на АО "Преображенкснефть" обязанность по исполнению иных обязанностей.
Удовлетворяя требования истца о возложении обязанности обеспечить соблюдение экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства путем недопущения превышения ПДК вредных (загрязняющих) веществ в пределах воздуха рабочей зоны (внутри СЗЗ) нефтеналивного комплекса, а также за пределами СЗЗ ННК, судами не учтено, что в соответствии с п.3 ст.131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
Лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведённых в ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты либо иной, предусмотренный законом способ, который бы обеспечил восстановление этих прав. Выбор способа защиты должен соответствовать характеру нарушенного права.
Согласно указанной норме защита гражданских прав осуществляется, в частности, путём восстановления положения, существовавшего до нарушения, принуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков и иными способами, предусмотренными законом.
Требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации, что судом первой инстанции сделано не было.
Судом апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения не устранены.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции находит, что допущенные судом апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Учитывая положения подп.2 п.1 ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 года N17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", ст.6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о разумных сроках судопроизводства, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить апелляционное определение с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании вышеуказанного и, руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального Российской Федерации, судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 22 сентября 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Оренбургский областной суд.
Председательствующий И.М. Ромасловская
Судьи Л.Б. Бочков
А.И. Мирсаяпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.