Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Подгорновой О.С, судей Шабанова С.Г, Речич Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационнyю жалобу ФИО3 на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 9 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 15 марта 2023 г. по гражданскому делу N 2-4761/2022 по иску ФИО2 к администрации г. Ульяновска, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, ФИО3 о восстановлении срока для принятия наследства, признании фактически принявшим наследство, признании свидетельства о праве на наследство недействительным, признании права собственности на долю наследственного имущества.
Заслушав доклад судьи Подгорновой О.С, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к администрации "адрес", Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в "адрес" и "адрес", ФИО3 о восстановлении срока для принятия наследства, признании фактически принявшим наследство, признании свидетельства о праве на наследство недействительным, признании права собственности на долю наследственного имущества.
Исковые требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать ФИО1.
После смерти ФИО1 осталось наследство, состоящее из 7/19 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес".
Фактически он принял наследство после смерти ФИО1, так как принимал участие в сохранности дома, оплачивал коммунальные услуги, в том числе услуги по газоснабжению.
Свидетельство о праве на наследство после смерти ФИО1 выдано нотариусом ее дочери ФИО3, на основании данного свидетельства последняя зарегистрировала свои права на указанное недвижимое имущество.
ФИО2 просил суд установить факт принятия им наследства после смерти ФИО1, признать его фактически принявшим наследство, признать недействительным свидетельство о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ФИО3 после смерти ее матери ФИО1, прекратить право общей долевой собственности ФИО3 в размере 7/19 долей на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признать за ним и ФИО3 право общей долевой собственности на жилой дом в размере 7/38 долей за каждым.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 9 ноября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 15 марта 2023 г, исковые требования ФИО2 к ФИО3 о признании фактически принявшим наследство, признании свидетельства о праве на наследство недействительным, признании права собственности на долю наследственного имущества удовлетворены, в удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации "адрес", Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в "адрес" и "адрес" отказано.
В кассационной жалобе ФИО3 просит отменить судебные постановления, как незаконные и необоснованные, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении исковых требований.
Повторяя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, вновь указывает, что из анализа представленных доказательств следует, что наследодатель ФИО1 не проживала в спорном доме с 2014 г, в доме проживал больной отец истца, который умер в апреле 2022 г. В шестимесячный срок после смерти матери истец не производил в доме никаких ремонтных работ, газ, электричество, вывоз мусора оплачивал, потому что в доме проживал его отец. Налог на имущество не платил, расходов по содержанию наследственного имущества не нес, не мог посадить на участке огурцы, потому что в юридически значимый период с октября 2021 г. по апрель 2022 г. это сделать невозможно.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке надлежащим образом извещены, не возражали рассмотреть дело без их участия.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец ФИО2 является сыном ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" ФИО8 A.П. умерла.
В наследство после смерти ФИО1 вступила ее дочь ФИО3, которой нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по закону на 7/19 долей жилого дома, находящегося по адресу: "адрес".
В наследственном деле после смерти ФИО1 отсутствуют сведения о том, что нотариус была поставлена в известность о наличии второго наследника первой очереди - сына ФИО2, в его адрес не направлялось уведомление о необходимости обратиться к нотариусу с заявлением в случае желания вступить в наследство после смерти матери.
ФИО3 на основании указанного свидетельства о праве на наследство зарегистрировала свои права на указанное недвижимое имущество.
Судом первой инстанции также установлено, что о смерти ФИО1 истец ФИО2 узнал в ноябре 2021 г, к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство после смерти матери не обращался, однако наследство принял фактически, поскольку в предусмотренный законом шестимесячный срок произвел оплату жилищно-коммунальных услуг, в том числе услуги по газоснабжению "адрес" в "адрес", за счет которого, в том числе, происходит отопление жилого дома.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 218, 256, 1112, 1113, 1141, 1142, 1150, 1152, 1153, 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О судебной практике по делам о наследовании", суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что истец ФИО2 совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии им наследства после смерти матери, которые произведены в течение срока, установленного законом для принятия наследства.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО4 кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций по разрешению спора как основанными на законе и соответствующими установленным по делу обстоятельствам.
В силу положений части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.
Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников на его получение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Наследство открывается со смертью гражданина (статья 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (пункт 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства и регулирующие спорные отношения нормы права, разъяснения по их применению, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 об установлении факта принятия наследства, признании недействительным свидетельство о праве на наследство по закону и о признании права собственности на доли в наследственном имущество, поскольку истец совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Отклоняя доводы ответчицы о том, что действия по оплате коммунальных платежей ФИО1 были произведены в интересах отца, который проживал в данном жилом помещении, суд апелляционной инстанции указал, что они опровергаются квитанциями за газ, электроэнергию от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым обязанность по оплате указанных услуг лежала на собственнице жилья ФИО1, которая в квитанциях указана абонентом.
Оснований для иных выводов по доводам кассационной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Доводы заявителя о том, что истец не совершил действий, свидетельствующих о фактическом принятии им наследства, не свидетельствует о допущенных судами нарушениях, направлены на переоценку исследованных судами доказательств в подтверждение обстоятельств, имеющих значение для дела, верно установленных судами и получивших надлежащую правовую квалификацию.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
В связи с изложенным, отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 9 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 15 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационнyю жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий О.С. Подгорнова
Судьи С.Г. Шабанов
Е.С. Речич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.