Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции на решение Ставропольского краевого суда от 11 марта 2022 г..и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 октября 2022 г..по административному делу N 3а-143/2022 по административному исковому заявлению Леонтьевой Л. И, Леонтьева В. В, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Профи", товариществ собственников жилья: "Артемида", "Белый Уголь", "Гагарина 97", "Вокзальная 57Б", "Долина Роз 21", "Дружба-2007", "Каштан", "Клен", "Металлург", "Озерное", "Октябрьская 274А", "Пушкина 25А", "Радуга", "Рассвет", "Садовый 6А", "Стимул", "Октябрьская 422", "А-Сергеева 21", "Заря", "Маркова 65", "Маяк", "Новый Мир", "Ермолова 127", "Маяк-17", "Никольская 21", "Эверест", "Новый 5", "Аллея", "Новое 5А", "Гагарина 50", "Павлова 45Д", "Московская 96", "Кольцо", "Центральное", "Раевского 12", "Гагарина 5 к 3", "Павлова 12", "Пикетная 2", "Школьный", "Велинград", "Белинского 15", "Вершина", "Губина 22", "Березка", "Дом с Кариатидами", "Химик", "Солнечный-3", "Веселый", "Нежинский 9", "Нежинский 10", "Тополек", "Нежинский 14", "Нежинский 15", "Радуга", "Нежинский 24", "Нежинский 30", "Нежинский 36", "Нежинский 40", "Нежинский 51", "Нежинский 53", "Нежинский 54", "Нежинский 55", "Нежинский 57", "Нежинский 59", "Нежинский 60", "Нежинский 61", "Нежинский 62", "Нежинский 63", "Нежинский 64", "Гвоздика" к Правительству Ставропольского края, Управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции о признании недействующими с момента принятия распоряжения Правительства Ставропольского края от 9 июня 2020 г..N 283-рп "О дополнительных мерах по обеспечению антитеррористической защищенности многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края", приказа
Управления Ставропольского края - государственная жилищная инспекция от 25 июня 2020 г..N 145-од "Об утверждении перечня мер, направленных на антитеррористическую защищенность многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края".
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административных истцов товариществ собственников жилья Захарьящева М.С, возражавшего против кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкиной И.В, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Леонтьева Л.И, Леонтьев В.В, общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Профи", товарищества собственников жилья: "Артемида", "Белый Уголь", "Гагарина 97", "Вокзальная 57Б", "Долина Роз 21", "Дружба-2007", "Каштан", "Клен", "Металлург", "Озерное", "Октябрьская 274А", "Пушкина 25А", "Радуга", "Рассвет", "Садовый 6А", "Стимул", "Октябрьская 422", "А-Сергеева 21", "Заря", "Маркова 65", "Маяк", "Новый Мир", "Ермолова 127", "Маяк-17", "Никольская 21", "Эверест", "Новый 5", "Аллея", "Новое 5А", "Гагарина 50", "Павлова 45Д", "Московская 96", "Кольцо", "Центральное", "Раевского 12", "Гагарина 5 к 3", "Павлова 12", "Пикетная 2", "Школьный", "Велинград", "Белинского 15", "Вершина", "Губина 22", "Березка", "Дом с Кариатидами", "Химик", "Солнечный-3", "Веселый", "Нежинский 9", "Нежинский 10", "Тополек", "Нежинский 14", "Нежинский 15", "Радуга", "Нежинский 24", "Нежинский 30", "Нежинский 36", "Нежинский 40", "Нежинский 51", "Нежинский 53", "Нежинский 54", "Нежинский 55", "Нежинский 57", "Нежинский 59", "Нежинский 60", "Нежинский 61", "Нежинский 62", "Нежинский 63", "Нежинский 64", "Гвоздика" обратились в Ставропольский краевой суд с административным иском к Правительству Ставропольского края, Управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции о признании недействующими с момента принятия распоряжения Правительства Ставропольского края от 9 июня 2020 г. N 283-рп "О дополнительных мерах по обеспечению антитеррористической защищенности многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края", приказа Управления Ставропольского края - государственная жилищная инспекция от 25 июня 2020 г. N 145-од "Об утверждении перечня мер, направленных на антитеррористическую защищенность многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края".
В обоснование своих требований указали, что оспариваемые акты приняты административными ответчиками с превышением полномочий по их изданию, этими актами незаконно возложены на административных истцов не предусмотренные законом дополнительные обязанности при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами, введена обязательная реализация дополнительных мероприятий, направленных на антитеррористическую защищенность, возложены не предусмотренные законом дополнительные расходы, введен дополнительный вид контроля.
Решением Ставропольского краевого суда от 11 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 октября 2022 г, административный иск удовлетворен, суд признал недействующими с момента принятия Распоряжение Правительства Ставропольского края от 9 июня 2020 г. " 283-рп "О дополнительных мерах по обеспечению антитеррористической защищенности многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края", приказа Управления Ставропольского края - государственная жилищная инспекция от 25 июня 2020 г. N 145-од "Об утверждении перечня мер, направленных на антитеррористическую защищенность многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края".
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 20 февраля 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 2 марта 2023 г, управление Ставропольского края - государственная жилищная инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административных истцов товариществ собственников жилья Захарьящева М.С, возражавшего против кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкиной И.В, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В силу с части 2 статьи 5.1 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере противодействия терроризму, в том числе организует выполнение юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 9 июня 2020 г. N 283-рп "О дополнительных мерах по обеспечению антитеррористической защищенности многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края", официально не опубликованным, управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции в целях принятия мер по совершенствованию форм и методов предупредительной профилактической работы в вопросах антитеррористической защищенности многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края указано на необходимость:
1.1. В срок до 1 июля 2020 г. разработать и утвердить перечень мер, направленных на антитеррористическую защищенность многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края (далее - многоквартирный дом), для лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.
1.2. В срок до 1 августа 2020 г. довести до организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами (далее - управляющие организации), перечень мер, указанный в подпункте 1.1 настоящего пункта.
1.3. Осуществлять контроль (постоянно) за исполнением управляющими организациями перечня мер, указанного в подпункте 1.1 настоящего пункта.
Во исполнение названного распоряжения управлением Ставропольского края - государственной жилищной инспекцией издан приказ от 25 июня 2020 г. N 145-од "Об утверждении перечня мер, направленных на антитеррористическую защищенность многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края", которым постановлено:
1. Утвердить прилагаемый перечень мер, направленных на антитеррористическую защищенность многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края (далее - Перечень), для лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Ставропольского края согласно приложению 1.
2. Утвердить прилагаемую форму отчета о выполнении Перечня, для лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Ставропольского края согласно приложению 2.
3. Установить периодичность и срок предоставления отчета об исполнении мероприятий, направленных на антитеррористическую защищенность многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края - ежеквартально до 05 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Приложение N 1 к приказу содержит сведения о наименовании мероприятия, направленного на антитеррористическую защищенность многоквартирного дома, о периодичности выполнения мероприятий, об источнике финансирования, об ответственном исполнителе.
Приложение N 2 к приказу содержит сведения (графы) о наименовании мероприятия, направленного на антитеррористическую защищенность многоквартирного дома, о периодичности выполнения мероприятий, о выполнении мероприятия, подпись ответственного исполнителя.
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края "данные изъяты" 26 июня 2020 г.
Признавая вышеприведенные распоряжение и приказ недействующими, суды правильно исходили из того, что полномочия, предусмотренные пунктом 2 статьи 5.1 Федерального закона от 6 марта 2006 г..N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", отнесены к компетенции высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем на управление Ставропольского края - государственная жилищная инспекция, которое в силу Положения "Об Управлении Ставропольского края - государственной жилищной инспекции", утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2019 г..N 607-п участвует в организации Правительством Ставропольского края выполнения юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в государственной собственности Ставропольского края и функционирующих в установленной сфере деятельности управления или находящихся в ведении управления, не могли быть возложены обязанности по разработке комплекса мер по обеспечению антитеррористической защищенности многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края, для лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, следовательно, издавая приказ от 25 июня 2020 г..N 145-од "Об утверждении перечня мер, направленных на антитеррористическую защищенность многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края", управление также вышло за пределы своей компетенции и незаконно расширило круг субъектов, на которых могут быть возложены такие обязанности.
Также, как верно отмечено судами, определяя источник финансирования расходов на совершение комплекса мер по антитеррористической защищенности многоквартирных домов, управление Ставропольского края - государственная жилищная инспекция указала на финансирование расходов за счет платы на содержание и ремонт жилья, что противоречит статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г, согласно которому расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Кроме того, как указал суд апелляционной инстанции, оспариваемое распоряжения от 9 июня 2020 г. N 283-рп "О дополнительных мерах по обеспечению антитеррористической защищенности многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края", вопреки доводам административных ответчиков, принято в пределах компетенции Правительства Ставропольского края, предусмотренной статьей 5.1 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", так как именно на высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации возложены полномочия по принятию организации мер по противодействию терроризму. При этом, проанализировав положения норм статей 13, 23 Закона Ставропольского края от 6 ноября 1997 г. N 32-кз "О Правительстве Ставропольского края" Правительство Ставропольского края, установив, что распоряжение Правительства Ставропольского края от 9 июня 2020 г. N 283-рп "О дополнительных мерах по обеспечению антитеррористической защищенности многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края" в нарушение приведенных выше норм не соответствует форме принятия нормативных актов, а также не опубликовано, руководствуясь пунктом 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", пришел к правильному заключению о том, что оспариваемый акт подлежит признанию недействующим со дня его принятия вне зависимости от иных обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Изложенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и мотивированно отклонены, выводов судов не опровергают, основаны на ином толковании законодательства, применимого к спорным правоотношениям.
Доводы жалобы о том, что распоряжение Правительства Ставропольского края от 9 июня 2020 г. N 283-рп не является нормативным правовым актом, подлежат отклонению, поскольку указанным распоряжением на управление возложена обязанность разработать и утвердить перечень мер, направленных на антитеррористическую защищенность многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края, для лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, что влечет соответствующие правила поведения (правовые нормы), обязательные для неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятые судебные акты вынесенными в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Оснований, предусмотренных законом для их отмены в кассационном порядке, в том числе по доводам жалобы, не имеется, поскольку доводы кассационной жалобы фактически основаны на переоценке выводов судов, не влияют на обоснованность и законность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводы судов и не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 11 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 апреля 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.