Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Карачаево-Черкесской Республики Бахникова С. Н. на решение Карачаевского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 30 ноября 2022 г. по административному делу N 2а-910/2022 по административному исковому заявлению прокурора г. Карачаевска Карачаево-Черкесской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Думе Карачаевского городского округа, главе Карачаевского городского округа Семенову А. Б, мэру Карачаевского городского округа Дотдаеву А. А. и Народному Собранию (Парламенту) Карачаево-Черкесской Республики о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационного представления, отзыва на него, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В, поддержавшую доводы представления, представителя Дотдаева А.А. по доверенности Цитаишвили В.Ш, возражавшую против удовлетворения кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Карачаевска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Думе Карачаевского городского округа, главе Карачаевского городского округа Семенову А.Б, мэру Карачаевского городского округа Дотдаеву А.А. и Народному Собранию (Парламенту) Карачаево-Черкесской Республики о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой республики проверкой выявлены нарушения мэром Карачаевского городского округа Дотдаевым А.А. антикоррупционного законодательства, в связи с чем 20 апреля 2021 г..главе Карачаево-Черкесской Республики внесено представление. В соответствии с распоряжением главы Карачаево-Черкесской Республики от 24 мая 2021 г..N 125-р Управлением Главы Карачаево-Черкесской Республики по вопросам противодействия коррупции в отношении Дотдаева А.А. проведена проверка, по результатам которой в Думу Карачаевского городского округа для рассмотрения по существу направлена информация от 10 декабря 2021 г..N 410-25/21. В Думу Карачаевского городского округа прокуратурой республики также направлены сведения от 20 декабря 2021 г..N 86-2-2021 ДСП, полученные в рамках международных запросов из подразделения финансовой разведки Королевства Испания, не отраженные в информации, направленной Управлением Главы Карачаево-Черкесской Республики по вопросам противодействия коррупции. Также прокурором указано на выявленные факты представления Дотдаевым А.А. недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также на то, что счета в иностранном банке, расположенном за пределами Российской Федерации, Дотдаев А.А. и его супруга обязаны были закрыть в течение трех месяцев с момента назначения на должность исполняющего обязанности мэра, то есть до 30 декабря 2020 г, чего сделано не было. Только в рамках декларационной кампании, после внесенного прокурором республики представления и в период проводимой на основании распоряжения главы республики проверки, Дотдаев А.А. 25 мая 2021 г..на имя главы республики представил уточненную справку в отношении супруги, где указал ее счет в банке BBVA, а также отразил имущество в Королевстве Испания, однако площадь земельного участка им была занижена в 60 раз.
Допущенные Дотдаевым А.А. нарушения обязанностей, запретов и ограничений, установленных законодательством о противодействии коррупции, прокурор считает грубыми нарушениями, влекущими в соответствии с действующим законодательством прекращение полномочий в связи с утратой доверия. Вместе с тем установленные факты нарушений Думой Карачаевского городского округа при принятии решения от 28 января 2022 г..N 279-5 об ответственности мэра Карачаевского городского округа Дотдаева А.А. проигнорированы, что послужило основанием для обращения прокурора г..Карачаевска в суд с административным иском.
Решением Карачаевского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 марта 2022 г. административный иск удовлетворен. Признаны незаконными действия Думы Карачаевского городского округа о непризнании нарушений антикоррупционного законодательства, допущенных мэром Карачаевского городского округа Дотдаевым А.А, основанием для освобождения его от замещаемой должности и увольнения в связи с утратой доверия, и решение Думы Карачаевского городского округа от 28 января 2022 г. N 279-5 "О рассмотрении вопроса о соблюдении мэром Карачаевского городского округа Дотдаевым А.А. требований Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Нарушения мэром Карачаевского городского округа Дотдаевым А.А. установленных законодательством о противодействии коррупции запретов, обязанностей и ограничений признаны основанием освобождения его от замещаемой должности и увольнения в связи с утратой доверия. На главу Карачаевского городского округа возложена обязанность расторгнуть заключенный 12 февраля 2021 г. контракт с мэром Карачаевского городского округа Дотдаевым А.А. в связи с утратой доверия, с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 22 июня 2022 г. решение Карачаевского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 марта 2022 г. отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Карачаевского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 30 ноября 2022 г, в удовлетворении административного иска прокурора г. Карачаевска отказано.
В кассационном представлении, поданном через суд первой инстанции 22 февраля 2023 г. и поступившем вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 7 марта 2023 г, исполняющий обязанности прокурора Карачаево-Черкесской Республики Бахников С.Н. просит отменить решение Карачаевского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 30 ноября 2022 г. и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая, что при вынесении решений в отношении мэра Карачаевского городского округа Дотдаева А.А. судами неправильно применены нормы материального права, а именно положений федеральных законов и Устава Карачаевского городского округа, что привело к несоответствию выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам административного дела, к необоснованному привлечению к участию в деле в качестве соответчика Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики. Допущенным Дотдаевым А.А. нарушениям антикоррупционного законодательства, за которые предусматривается безальтернативный вид ответственности - увольнение в связи с утратой доверия, судами надлежащая оценка не дана.
В отзыве на кассационное представление председатель Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики просит исключить Народное собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики из числа административных ответчиков, поскольку Народное собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики не является тем лицом, которое должно отвечать по заявленным требованиям.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационного представления. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационного представления, отзыва на него, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В, поддержавшую доводы представления, представителя Дотдаева А.А. по доверенности Цитаишвили В.Ш, возражавшую против удовлетворения кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций допущены.
Как следует из материалов дела, распоряжением мэра Карачаевского городского округа от 28 сентября 2020 г. N 43-лс Дотдаев А.А. назначен на должность первого заместителя мэра Карачаевского городского округа и принят на муниципальную службу с 28 сентября 2020 г, с 30 сентября 2020 г. исполнял обязанности мэра Карачаевского городского округа.
Решением Думы Карачаевского городского округа от 12 февраля 2021 г. N 199-5 Дотдаев А.А. назначен на должность мэра Карачаевского городского округа. В тот же день между главой Карачаевского городского округа Семеновым А.Б. и Дотдаевым А.А. заключен контракт.
20 апреля 2021 г. прокурором Карачаево-Черкесской Республики главе Карачаево-Черкесской Республики внесено представление N 86-8-2021, из которого следует, что по результатам прокурорской проверки соблюдения мэром Карачаевского городского округа Дотдаевым А.А. обязанностей, запретов и ограничений, установленных в целях противодействия коррупции, выявлен ряд нарушений требований Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", выразившееся в несоблюдении Дотдаевым А.А. запрета иметь счета в иностранных банках, участвовать в управлении коммерческими организациями, обязанностей не допускать конфликта интересов и принимать меры по его урегулированию, представлять полные и достоверные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Прокурором предложено рассмотреть представление, принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших, а также провести проверку, по результатам которой решить вопрос об обращении в Думу Карачаевского городского округа или в суд с заявлением о досрочном прекращении полномочий мэра Карачаевского городского округа Дотдаева А.А.
24 мая 2021 г. главой Карачаево-Черкесской Республики вынесено распоряжение N 125-р "О проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", которым Управлению Главы Карачаево-Черкесской Республики по вопросам противодействия коррупции поручено проведение соответствующей проверки в отношении Дотдаева А.А.
8 декабря 2021 г. Управлением Главы Карачаево-Черкесской Республики по вопросам противодействия коррупции составлено заключение по результатам служебной проверки, из содержания которого следует, что в результате проведения проверочных мероприятий установлен факт нарушения Дотдаевым А.А. требований статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в качестве кандидата на замещение должности мэра Карачаевского городского округа, на себя, свою супругу и несовершеннолетнего ребенка, представлены неполные сведения).
9 декабря 2021 г. начальником Управления Главы Карачаево-Черкесской Республики по вопросам противодействия коррупции в адрес главы Карачаево-Черкесской Республики составлен доклад по результатам проверки N 408-25/21, в котором содержится предложение направить информацию о результатах проверки в Думу Карачаевского городского округа для рассмотрения вопроса об ответственности мэра Карачаевского городского округа Дотдаева А.А. в части представления им неполных сведений при поступлении на муниципальную службу, а также запросить из прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики первичные документы, содержащие информацию о наличии у Додтаева А.А. и его супруги действующих счетов в иностранных банках. Соответствующее письмо 10 декабря 2021 г. направлено в адрес главы Карачаевского городского округа с предложением рассмотреть выявленные факты допущенных нарушений и принять соответствующее решение.
20 декабря 2021 г. исполняющим обязанности прокурора Карачаево-Черкесской Республики в адрес главы Карачаевского городского округа направлено письмо N 86-2-2021/723 ДСП, из содержания которого следует, что при рассмотрении Думой Карачаевского городского округа информации Управления Главы Карачаево-Черкесской Республики по вопросам противодействия коррупции от 10 декабря 2021 г. N 410-25/21 следует учесть факты владения Дотдаевым А.А. и его супругой банковскими счетами и недвижимостью в Королевстве Испания.
Из представления прокурора от 20 апреля 2021 г. N 86-8-2021 и письма от 20 декабря 2021 г. N 86-2-2021/723 ДСП усматривается, что проведенными проверками установлены факты, подтверждающие нарушения мэром Карачаевсого городского округа Дотдаевым А.А. антикоррупционного законодательства, а именно:
супруга Дотдаева А.А. - Дотдаева З.Х. является владельцем счета, открытого 16 ноября 2020 г. в отделении банка Испании "CatalunyaCaixa" (в настоящее время "BBVA");
Дотдаев А.А. и Дотдаева З.Х. являлись владельцами счета, открытого 22 марта 2012 г. в банке Испании "CatalunyaCaixa" (счет закрыт 14 мая 2021 г, то есть после внесенного прокуратурой республики представления на имя главы Карачаево-Черкесской Республики);
с 16 сентября 2012 г. Дотдаев А.А. и Дотдаева З.Х. являются совладельцами (в равных долях) недвижимого имущества на территории Испании (площадь строения 167 кв.м, площадь участка 7 632 кв.м), которое они приобрели в ипотеку и оплачивают через банк "CatalunyaCaixa";
Дотдаев А.А. участвовал в управлении коммерческой организацией "данные изъяты"", осуществляющей деятельность в сфере строительства жилых и нежилых зданий. В то же время "данные изъяты"" является арендатором земельного участка, расположенного на территории Карачаевского городского округа (кадастровый N, площадь N кв.м), при этом администрацией Карачаевского городского округа (арендодателем) меры по взысканию с "данные изъяты"" задолженности по договору аренды земельного участка, составляющей N рублей, не принимались;
арендатором земельных участков и злостным должником перед администрацией Карачаевского городского округа являлось "данные изъяты"", 100 % доли которого принадлежит "данные изъяты"", руководителем и учредителем которого до назначения на должность являлся Дотдаев А.А. Задолженность N" перед администрацией Карачаевского городского округа за аренду земельных участков под многоэтажную жилую застройку (земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью N кв.м; земельный участок с кадастровым номером N, площадью N кв.м) составляла "данные изъяты" рублей. Меры по взысканию с "данные изъяты"" указанной задолженности по договорам аренды земельных участков администрацией Карачаевского городского округа не принимались;
Дотдаев А.А. на основании договора от 17 февраля 2021 г, то есть спустя 4, 5 месяца после назначения на должность исполняющего обязанности мэра Карачаевского городского округа, передал акции N" в количестве N штук в доверительное управление своей дочери Дотдаевой А.А, с которой они зарегистрированы по одному адресу, тогда как передача ценных бумаг в доверительное управление лицам, состоящим со служащим в родственных отношениях, не может рассматриваться как мера по недопущению возможности возникновения конфликта интересов;
индивидуальный предприниматель Дотдаева М.Р, доводящаяся племянницей Дотдаеву А.А, являлась исполнителем находившихся на исполнении муниципальных контрактов, заключенных с управлением экономического развития, строительства и ЖКХ администрации Карачаевского городского округа, на общую сумму N рублей. По данным фактам Дотдаев А.А. своевременно в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов Думы Карачаевского городского округа не обращался, о конфликте интересов представителя нанимателя (работодателя) в письменной форме не уведомил, меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не принял.
Дотдаев А.А. представил недостоверные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, относящиеся к грубым нарушениям антикоррупционного законодательства, а именно: в разделе 4 своей справки о доходах, расходах за 2019 г, об имуществе, принадлежащем на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера на 1 сентября 2020 г. (далее - справка) не указал три счета, открытые в ПАО "Банк ВТБ, с остатком в размере N рублей; в разделе 4 справки супруги не отражены ее счета, открытые в АО "ОТП Банк", ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк", ПАО "Банк "Санкт- Петербург", АО "Тинькофф Банк", ПАО Банк ВТБ, и остатки на них; в разделе 4 справки несовершеннолетнего сына не указал счет, открытый в ПАО "Сбербанк России", и остаток на нем; в подразделе 5.1 раздела 5 своей справки Дотдаев А.А. не указал принадлежащие ему 100 % доли в ООО "КВАНТ", номинальной стоимостью N рублей; в подразделе 5.1 раздела 5 своей справки супруги Дотдаев А.А. не указал 100 % доли участия в ООО "ЧОО "ГРАНИТ" (ИНН N), номинальной стоимостью N рублей, принадлежащей ей с ДД.ММ.ГГГГ, и 100 % доли участия в "ФОТОН-ТУР" (ИНН N), номинальной стоимостью N рублей, принадлежащей ей с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Дотдаев А.А. представил неполные и недостоверные сведения за 2020 г. на имя главы республики в качестве кандидата на должность мэра Карачаевского городского округа. На момент представления сведений Дотдаев А.А. более пяти месяцев являлся муниципальным служащим (с ДД.ММ.ГГГГ - первым заместителем мэра Карачаевского городского округа, с 30 сентября 2020 г. - исполнял обязанности мэра Карачаевского городского округа). Счета в иностранном банке, расположенном за пределами Российской Федерации, Дотдаев А.А. и его супруга обязаны были закрыть в течение трех месяцев с момента назначения на должность исполняющего обязанности мэра Карачаевского городского округа, то есть до 30 декабря 2020 г, чего сделано не было. Только в рамках декларационной кампании, после внесенного прокурором республики представления и в период проводимой на основании распоряжения главы республики проверки, Дотдаев А.А. 25 мая 2021 г. на имя главы республики представил уточненную справку в отношении супруги Дотдаевой З.Х, где указал ее счет в банке BBVA, а также отразил имущество в Королевстве Испания, однако площадь земельного участка им была занижена в 60 раз.
28 января 2022 г. состоялось заседание Думы Карачаевского городского округа с участием старшего прокурора отдела по противодействию коррупции прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики Адзинова Р.М. и прокурора города Карачаевска Семеновой Ф.Ю, по итогам принято решение N 279-5, которым признано установленным нарушение Дотдаевым А.А. норм Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", выразившееся в представлении им при поступлении на муниципальную службы недостоверных и неполных сведений в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствам имущественного характера. Дума Карачаевского городского округа пришла к выводу, что данные нарушения не носили заведомого характера, и оснований для досрочного прекращения полномочий мэра не имеется.
Указывая, что установленные факты нарушений Думой Карачаевского городского округа при принятии решения от 28 января 2022 г. N 279-5 об ответственности мэра Карачаевского городского округа Дотдаева А.А. проигнорированы, 2 февраля 2022 г. прокурор г. Карачаевска обратился в суд с административным иском с требованиями о признании незаконными действий по непризнанию нарушений антикоррупционного законодательства основанием для освобождения от занимаемой должности и увольнения в связи с утратой доверия, признании незаконным решения по результатам рассмотрения вопроса о соблюдении требований антикоррупционного законодательства, признании нарушений установленных законом о противодействии коррупции запретов, обязанностей и ограничений, основанием для освобождения от занимаемой должности и увольнения в связи с утратой доверия, возложении обязанности расторгнуть контракт в связи с утратой доверия.
В ходе рассмотрения дела, 1 апреля 2022 г. мэр Карачаевского городского округа Дотдаев А.А. обратился к главе Карачаевского городского округа с заявлением об отставке; 6 апреля 2022 г. главой Карачаевского городского округа принято решение N 292-5 о досрочном прекращении полномочий мэра Карачаевского городского округа, в связи с отставкой по собственному желанию. Отставка принята досрочно с 1 апреля 2022 г, запись об освобождении от замещаемой должности и увольнении с муниципальной службы внесена в трудовую книжку Дотдаева А.А. серии N 8993049 1 апреля 2022 г. под номером 15.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции руководствовался положениями норм статей 36, 40, 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 31, 34, 78 Устава Карачаевского городского округа, пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и исходил из того, что главой Карачаево-Черкесской Республики в адрес Думы Карачаевского городского округа не выносилось обращение о досрочном прекращении полномочий мэра Карачаевского городского округа Дотдаева А.А. в связи с выявленными фактами несоблюдения им установленных законом ограничений и запретов; такой вопрос на разрешение Думы не выносился и депутатами Думы Карачаевского городского округа, в вязи с чем пришел к выводу, что у Думы Карачаевского городского округа, при отсутствии инициативы со стороны депутатов Думы и главы Карачаево-Черкесской Республики о досрочном прекращении полномочий главы Карачаевского городского округа Дотдаева А.А, не принять его отставку по собственному желанию, предусмотренные основания, отсутствовали.
Суд также исходил из того, что прокуратура в Думу Карачаевского городского округа с представлением о рассмотрении вопроса об удалении в отставку мэра Карачаевского городского округа Дотдаева А.А. в соответствии с процедурой, установленной Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не обращалась.
Со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 25 января 2021 г. N 114-О-О и от 16 июля 2013 г. N 1241-О, суд первой инстанции указал, что принятие решения об удовлетворении иска приведет к вмешательству в гарантированную нормативно-правовыми актами и Конституцией Российской Федерации муниципальному образованию самостоятельность в решении вопроса о досрочном прекращении полномочий должностного лица органа местного самоуправления, поскольку законодателем этот вопрос отнесен к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования и разрешается с соблюдением установленной законом процедуры его рассмотрения, инициированной специальными субъектами - депутатами представительного органа муниципального образования, высшего должностного лица республики, а также прокурора, от которых в рассматриваемом случае такая инициатива не исходила.
Проверяя законность решения и оставляя его в силе, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики со ссылками на положения норм статей 36, 40, 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 31, 34, 78 Устава Карачаевского городского округа, пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 25 января 2021 г. N 114-О-О и от 16 июля 2013 г. N 1241-О, выводы суда первой инстанции признала верными.
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального и норм процессуального права.
Деятельность мэра Карачаевского городского округа, которым в период с 30 сентября 2020 г. по 1 апреля 2022 г. являлся Дотдаев А.А. (с 30 сентября 2020 г. исполнял обязанности мэра Карачаевского городского округа, с 12 февраля 2021 г. по 1 апреля 2022 г. замещал должность мэра Карачаевского городского округа), регламентируется статьей 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-Ф), статьями 38, 39, 40 Устава Карачаевского городского округа, принятого решением Думы Карачаевского городского округа от 11 ноября 2013 г. N 49-4 (далее - Устав Карачаевского городского округа, Устав), а также специальным Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", которым регулируются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.
В силу части 9 статьи 38 Устава, части 9.1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ мэр Карачаевского городского округа должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, Федеральный закон "О противодействии коррупции"), Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ), Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ).
Основания досрочного прекращения полномочий мэра Карачаевского городского округа предусмотрены статьей 40 Устава, частью 10 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Так, основаниями досрочного прекращения полномочий мэра Карачаевского городского округа являются, в том числе: смерть; отставка по собственному желанию; отрешение от должности в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и т.д.
Частью 4 стать 40 Устава определено, что контракт с мэром Карачаевского городского округа может быть расторгнут в судебном порядке на основании заявления главы Карачаево-Черкесской Республики в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, которые установлены федеральными законами от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ, от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ, выявленными в результате проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Суды, отказывая в удовлетворении требований прокурора, между тем допущенным Дотдаевым А.А. нарушениям антикоррупционного законодательства, приведенным прокурором в обоснование заявленных требований, за которые предусматривается безальтернативный вид ответственности - увольнение в связи с утратой доверия, надлежащей оценки не дали, юридически значимые обстоятельства по делу не установили. Судами не учтено, что в системе действующего правового регулирования предусмотрено решение вопроса о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего должность муниципального служащего, в том числе в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных федеральными законами от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ, от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ.
Положения Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" возлагают на прокурора обязанность по осуществлению надзора за исполнением законов, в том числе законов о муниципальной службе, о противодействии коррупции.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Прокурор, реализуя полномочия по обращению в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, вправе заявить требование о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего должность муниципального служащего, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии коррупции".
В этом случае принятие решения о прекращении полномочий такого лица будет находиться в компетенции суда независимо от принятых представительным органом местного самоуправления решений об отказе в прекращении его полномочий. Тогда как возложение на представительный орган местного самоуправления обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего должность муниципального служащего, в связи с несоблюдением им ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных в том числе Федеральным законом "О противодействии коррупции", представляет собой вмешательство в компетенцию представительного органа муниципального образования, уже принявшего коллегиальное решение по данному вопросу, однако, как указано выше, не исключает прекращения таких полномочий в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 названного кодекса).
Данный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 данного кодекса), решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Как следует из части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, порядок и основания принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Приведенные законоположения, содержащие требования к разбирательству дела и судебному решению, направлены на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения и являются процессуальными гарантиями права на судебную защиту. Они исключают возможность произвольного изложения в судебном решении требований истца и изменения предмета административного искового заявления, а также не позволяют игнорировать доводы административного истца.
Разрешая спор, суд первой инстанции не проверял положенные прокурором в обоснование заявленных требований факты нарушения мэром Карачаевского городского округа Дотдаевым А.А. антикоррупционного законодательства, суждения судов об обоснованности либо необоснованности по всем заявленным прокурором требованиям в судебных актах отсутствуют, оценка оспариваемым действиям и решению Думы Карачаевского городского округа от 28 января 2022 г. N 279-5 "О рассмотрении вопроса о соблюдении мэром Карачаевского городского округа Дотдаевым А.А. требований Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" не дана.
Таким образом, в нарушение вышеприведенных норм суд не выяснил в соответствии с требованиями, изложенными в части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 названной статьи, в полном объеме; не определилимеющие значение для правильного разрешения административного дела обстоятельства в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле; в случае необходимости не предложил административному истцу уточнить заявленные требования.
Изложенное является существенным нарушением норм процессуального права, повлекшим принятие незаконного решения судом первой инстанции, которое не было устранено судом апелляционной инстанции.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют.
С учетом характера допущенного судебными инстанциями существенного нарушения норм процессуального и материального права принятые ими судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Карачаевского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 30 ноября 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 апреля 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.