Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Султалиева А. Р. на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 26 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12 января 2023 г. по административному делу N 2а-2859/2022 по административному исковому заявлению Султалиева А. Р. к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края об оспаривании решений об отказе в предоставлении денежной выплаты.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката Некрасовой М.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Султалиев А.Р. обратился в суд с административным иском к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края (далее также - Минстрой, министерство) об оспаривании решений об отказе в предоставлении денежной выплаты.
В обоснование своих требований указал на то, что на основании определения Арбитражного суда Ставропольского края от 10 октября 2016 г. N А63-12163/2015 он включен в реестр требований о передаче жилых помещений "данные изъяты"" (далее также - общество), этим же определением установлена сумма исполненных обязательств по договорам поставки от 22 мая 2015 г. N 1 в размере "данные изъяты" руб.; N - в размере "данные изъяты" руб.; N - в размере "данные изъяты" руб. На основании постановления "адрес" от 19 мая 2022 г. N 270-п "Об утверждении Порядка погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований" 28 июня 2022 г. он обратился в министерство с заявлениями NN 50, 51 об осуществлении погашения требований граждан-участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований с приложением соответствующих документов. Решениями административного ответчика от 22 июля 2022 г. NN 47 и 48 в предоставлении денежной выплаты ему отказано в связи с непредоставлением необходимых документов.
Считая указанные решения министерства нарушающими его права и законные интересы на получение денежной выплаты, Султалиев А.Р. просит признать незаконными отказы административного ответчика от 22 июля 2022 г. N 47, N 48 и возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Султалиева А.Р. путем направления в его адрес подписанного решения о предоставлении денежной выплаты в размере "данные изъяты" руб. за однокомнатную "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" этаж, позиция 3, и "данные изъяты" руб. за двухкомнатную "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" этаж, позиция "данные изъяты" по адресу: "адрес".
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 26 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12 января 2023 г, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 1 марта 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 14 марта 2023 г, Султалиев А.Р. просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права, указывая на то, что оспариваемые решения министерства не мотивированы, содержат лишь ссылку на подпункты 1, 3 пункта 14 Порядка предоставления денежной выплаты, подверг сомнению судебный акт об установлении суммы выплаты при этом считает, что в полномочия министерства не входит анализ и проведение проверки документов, подтверждающих оплату.
Относительно доводов жалобы Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката Некрасовой М.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22 мая 2015 г. между Султалиевым А.Р. и ООО "АртСтройТехно" заключены договора поставки N 1 и N 2, в соответствии с которыми Султалиев А.Р. обязался доставлять и отгружать, а общество принимать и оплачивать строительные материалы.
Пунктом 2.1 договора поставки N в качестве оплаты по договору предусмотрено, что общество обязуется передать в собственность Султалиева А.Р. объект недвижимого имущества: однокомнатную квартиру в строящемся доме, расположенном по адресу: "адрес"А, "данные изъяты" "адрес" (проектная площадь "данные изъяты".м), стоимость квартиры составляет "данные изъяты" руб.
В качестве оплаты по договору поставки N общество обязалось передать в собственность Султалиева А.Р. объект недвижимого имущества: двухкомнатную квартиру в строящемся доме, расположенном по адресу: "адрес", "данные изъяты" "адрес" (проектная площадь N кв.м), стоимость квартиры составляет N руб. (пункт 2.1 договора поставки).
Согласно пункту 3.1 договоров поставки N и N при приемке товара покупатель подписывает накладную или закупочный акт. Согласно закупочного акта N 1 от 22 июня 2015 г. СулталиевымА.Р. обществу поставлена арматура А3ф10мм (11, 7) стоимостью "данные изъяты" руб, закупочного акта N от ДД.ММ.ГГГГ поставлена арматура А3ф20мм стоимостью N руб.
Определением Арбитражного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ признаны обоснованными требования Султалиева А.Р. к ООО "АртСтройТехно"; требования Султалиева А.Р. о передаче однокомнатной "адрес", проектная площадь N кв.м, позиция N, по адресу: "адрес" включены в реестр требований о передаче жилых помещений ООО "АртСтройТехно"; сумма исполненных обязательств по договору поставки от ДД.ММ.ГГГГ N составляет N руб.; требования Султалиева А.Р. о передаче двухкомнатной "адрес", проектная площадь N кв.м, позиция N, по адресу: "адрес" включены в реестр требований о передаче жилых помещений ООО "АртСтройТехно"; сумма исполненных обязательств по договору поставки от 22 мая 2015 г. N 2 составляет N руб.; требования Султалиева А.Р. о передаче однокомнатной "адрес", проектная площадь N кв.м, позиция N, по адресу: "адрес" включены в реестр требований о передаче жилых помещений ООО "АртСтройТехно"; сумма исполненных обязательств по договору поставки от ДД.ММ.ГГГГ N составляет "данные изъяты" руб. и Султалиев А.Р. включен в реестр требований о передаче жилых помещений: однокомнатной "адрес", "данные изъяты" этаже, на сумму N руб. и двухкомнатной "адрес", проектной площадью "данные изъяты" кв. м, находящейся на "данные изъяты" этаже, позиция "данные изъяты", на сумму "данные изъяты" руб.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 27 июля 2022 г, исправлена опечатка, допущенная в пятом абзаце резолютивной части определения Арбитражного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, абзац пятый резолютивной части определения Арбитражного суда Ставропольского края от 10 октября 2016 читать: "сумма исполненных обязательств по договору поставки от 22 мая 2015 года N 2 составляет "данные изъяты" руб." и далее по тексту.
28 июня 2022 г. Султалиев А.Р. обратился в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края с заявлениями N 50 и N 51 об осуществлении погашения требований граждан-участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований с приложением соответствующих документов, а именно выписки из реестра требований кредиторов, копий договоров поставки от 22 мая 2015 г. N 1, N 2, копии закупочных актов от 22 июня 2015 г. N 1, N 2, копии определения Арбитражного суда Ставропольского края от 10 октября 2016 г, копии протокола выемки от 17 ноября 2016 г. документов.
Решениями Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края N 47 и N 48 от 22 июля 2022 г. Султалиеву А.Р. в предоставлении денежной выплаты в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт полной или частичной оплаты по договорам, а также расхождения в размере стоимости квартиры N 264, указанной в договоре поставки N 2.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. Отказывая в удовлетворении требований суды исходили из того, что в представленных Султалиевым А.Р. в качестве документов, подтверждающих факт оплаты договоров поставки N 1, N 2, закупочных актах от 22 июня 2015 г. N 1 на сумму "данные изъяты" руб. и N 2 на сумму "данные изъяты" руб. отсутствуют идентификационные данные, на основании которых их можно было бы отнести к договорами поставки, более того эти акты, являясь документами фиксирующими факт совершения сделки, подлежащей бухгалтерскому учету, вместе с тем не являются документами, подтверждающими факт оплаты по договору (платежное поручение, кассовый и товарный чек, бланк строгой отчетности), кроме того, Султалиев А.Р. в судебном порядке не признавался гражданином-участником строительства соответствующим критерию отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, сведения о которых подлежали включению в реестр пострадавших граждан, ведение которого осуществлялось до вступления в силу Федерального закона от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
В соответствии с Законом Ставропольского края от 7 февраля 2022 г. N 8-кз "О порядке погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований" в целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства и восстановления их прав, определен порядок погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований.
В статье 3 названного закона установлен порядок погашения требований граждан - участников строительства.
Погашение требований граждан - участников строительства осуществляется путем предоставления таким гражданам денежной выплаты. Порядок погашения требований граждан - участников строительства и размер денежной выплаты определяются Правительством Ставропольского края с учетом требований, установленных частью 2 настоящей статьи (часть 1).
Согласно части 2 статьи 3 указанного закона денежная выплата предоставляется гражданам - участникам строительства:
1) при одновременном соблюдении на 31 декабря 2021 года следующих условий: а) наличие сведений о гражданах - участниках строительства и (или) многоквартирных домах, для строительства которых привлечены денежные средства таких граждан (далее также - многоквартирный дом): в реестре требований участников строительства; в реестре пострадавших граждан либо едином реестре проблемных объектов; б) соответствие многоквартирных домов одному из следующих условий: отсутствие разрешения на строительство, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации; отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) многоквартирный дом; частичное погашение требований граждан - участников строительства юридическими лицами, акции которых находятся в государственной собственности Ставропольского края;
2) признанным на 31 декабря 2022 г. вступившим в законную силу решением суда соответствующими критерию отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, сведения о которых подлежали включению в реестр пострадавших граждан, ведение которого осуществлялось до вступления в силу Федерального закона от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В целях реализации вышеприведенного Закона Ставропольского края от 7 февраля 2022 г. N 8-кз "О порядке погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований" постановлением Правительства Ставропольского края от 19 мая 2022 г. N 270-п утвержден Порядок погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований (далее - Порядок), который определяет механизм погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований за счет средств бюджета Ставропольского края.
Согласно пункту 7 Порядка для предоставления денежной выплаты гражданин - участник строительства или его представитель подает в минстрой края заявление о предоставлении денежной выплаты по форме, утверждаемой минстроем края (далее - заявление), с приложением документов, указанных в пункте 8 Порядка.
В соответствии с пунктом 8 к заявлению гражданином - участником строительства прилагаются следующие документы: 1) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина - участника строительства; 2) выписка из реестра требований участников строительства о размере, составе и об очередности удовлетворения требований, заверенная конкурсным управляющим; 3) договор; 4) документы, подтверждающие оплату по договору:
справка, подтверждающая полную или частичную уплату цены договора гражданином - участником строительства застройщику, выступающему стороной договора участия в долевом строительстве, с указанием размеров и сроков внесения платежей, выданная конкурсным управляющим (в случае если договор зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации);
документ, подтверждающий факт полной или частичной оплаты по договору за счет собственных денежных средств гражданина - участника строительства (в случае если регистрация договора в соответствии с законодательством Российской Федерации не осуществлялась);
справка кредитной или другой организации, предоставившей ипотечный кредит (заем) на строительство жилого помещения, машино-места и нежилого помещения, приобретенного гражданином - участником строительства по договору, об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование кредитом (займом), заключенным для расчетов по договору, выданная на дату не ранее чем за 5 календарных дней до даты подачи заявления (в случае, если для расчетов по договору использовались заемные средства) (далее соответственно - кредит, справка о задолженности по кредиту);
5) копия вступившего в законную силу до 31 декабря 2022 г. строительства соответствующим критерию отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, сведения о которых подлежали включению в реестр пострадавших граждан, ведение которого осуществлялось до вступления в силу Федерального закона от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в случае, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 3 Закона Ставропольского края)
На основании пункта 13 Минстрой края в течение 20 рабочих дней со дня представления гражданином - участником строительства документов принимает одно из следующих решений: о предоставлении денежной выплаты (подпункт 1); об отказе в предоставлении денежной выплаты (подпункт 2).
Основания для принятия Минстроем края решения об отказе в предоставлении денежной выплаты перечислены в пункте 14: непредставление документов либо их предоставление в неполном объеме (подпункт 1); представление неправильно оформленных заявления и документов (подпункт 2); представление недостоверных, заведомо ложных сведений, указанных в заявлении и документах (подпункт 3); отсутствие информации о гражданине - участнике строительства и (или) многоквартирном доме в реестре пострадавших граждан либо в едином реестре проблемных объектов (4); отсутствие информации о многоквартирном доме в плане-графике (подпункт 5); погашение требований гражданина - участника строительства юридическими лицами, акции которых находятся в государственной собственности Ставропольского края (подпункт 6); превышение суммой задолженности по кредиту, указанной в справке о сумме задолженности по кредиту, размера денежной выплаты (подпункт 7).
Минстрой края в течение 5 рабочих дней со дня принятия одного из решений, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, уведомляет гражданина - участника строительства о принятом решении путем направления решения посредством почтовой связи (заказным письмом с уведомлением о его вручении) по почтовому адресу, указанному в заявлении, либо путем вручения лично под роспись (пункт 15 Порядка).
При этом пунктом 16 Порядка предусмотрено, что в случае принятия Минстроем края решения о предоставлении денежной выплаты гражданину - участнику строительства одновременно с уведомлением о принятом решении направляется (вручается) проект договора уступки права требования, соответствующий требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.
Проанализировав приведенные нормы, суды, правильно признали, что административным ответчиком в пределах полномочий Минстроя, исходя из представленных заявителем документов и в соответствии с установленными Правилами, приняты мотивированные решения об отказе в предоставлении административному истцу испрашиваемой выплаты.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что проведение проверки документов, подтверждающих оплату договора, не входит в полномочия Минстроя края, были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
При этом, как правильно указано судами, наличие определения арбитражного суда, которым определена сумма исполненных обязательств по договорам поставки не освобождает заявителя от представления с целью получения бюджетных средств, документов, подтверждающих факт оплаты по договору, а именно платежных поручений, кассового и товарного чека, бланка строгой отчетности, которые в силу подпункта 4 пункта 8 порядка являются обязательным для получения вышеуказанной выплаты.
Кроме того, Закон Ставропольского края от 7 февраля 2022 г. N 8-кз "О порядке погашения требований граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований", основной целью которого служит реализация государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства и восстановления их прав, предусматривает наличие обязательных условий, при которых предоставляется денежная выплата, в том числе соответствие критерию отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов об удовлетворении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 26 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Султалиева А. Р. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 апреля 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.