Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кунижева Р. М. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 2 сентября 2022 г. по административному делу N 2а-699/2022 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике к Кунижеву Р. М. о взыскании налоговых платежей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее также - УФНС России по Кабардино-Балкарской Республике, управление, налоговый орган) обратилось в суд с административным иском к Кунижеву Р.М. о взыскании налоговых платежей.
В обоснование своих требований управление указало на то, что Кунижев Р.М. является плательщиком налога на имущество физических лиц, а также страховых взносов, в установленный срок свою обязанность по уплате налоговых платежей не исполнил, направленные в адрес налогоплательщика налоговое уведомление, требования об уплате налога оставлены без исполнения, вынесенный в отношении должника судебный приказ отменен в связи с возражениями должника.
Решением Чегемского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 мая 2022 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 2 сентября 2022 г..решение Чегемского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 мая 2022 г..отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск удовлетворен, с Кунижева Р.М. взысканы: налог на имущество физических лиц за 2017 г..в размере "данные изъяты" руб.; налог на имущество физических лиц за 2018 г..в размере "данные изъяты" руб. и пени в размере "данные изъяты" руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г, за 2017 год в размере "данные изъяты" руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 г..в размере "данные изъяты" руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г, за 2018 г..в размере "данные изъяты" руб. и пени в размере "данные изъяты" руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 г..в размере "данные изъяты" руб. и пени в размере "данные изъяты" руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г, за 2020 г..в размере "данные изъяты" руб. и пени в размере "данные изъяты" руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020 г..в размере "данные изъяты" руб.
и пени в размере "данные изъяты" руб, всего "данные изъяты" руб. Взыскана с Кунижева Р.М. в доход местного бюджета государственная пошлина в размере "данные изъяты" руб.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 9 марта 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 14 марта 2023 г, Кунижев Р.М. просит отменить судебный акт суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и норм процессуального права, указывая на пропуск налоговым органом срока обращения в суд.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судом апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс).
Согласно статье 400 Кодекса налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).
В силу подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 Кодекса налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45, пунктом 2 статьи 52, статей 399 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога на имущество должна быть выполнена налогоплательщиком - физическим лицом в срок, установленный законодательством о налогах и сборах на основании налогового уведомления налогового органа.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьями Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 402 Кодекса регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании пункта 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 указанного Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 указанного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен уплатить пеню (часть 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней и штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Кунижев Р.М. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" и плательщиком налога на имущество. Налоговым органом произведен расчет налога на имущество и в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 25 июля 2019 г. N 46907357 сроком исполнения не позднее 2 декабря 2019 г, поскольку в установленный законом срок налоговые обязательства Кунижевым Р.М. не были исполнены, налоговым органом в его адрес направлено требование от 7 декабря 2020 г. N 65863 сроком исполнения до 31 декабря 2020 г.
Судами также установлено, что Кунижев Р.М. в период 2017-2020 гг. являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование, в установленный законом срок свою обязанность по их уплате не исполнил, в связи с чем управлением Кунижеву Р.М. выставлены требования от 26 января 2018 г. N 57450, от 27 февраля 2019 г. N 20157 и от 25 января 2021 г. N 1692 об уплате в установленные сроки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в размере.
В связи с неисполнением своей обязанности по уплате налога и страховых взносов по заявлению налогового органа определением мирового судьи судебного участка N 2 Чегемского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 26 июля 2021 г. вынесен судебный приказ, который определением мирового судьи от 29 ноября 2021 г. отменен по возражениям должника.
Разрешая заявленные УФНС России по Кабардино-Балкарской Республике требования, суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства по делу, отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду пропуска налоговым органом процессуального срока обращения в суд.
Полагая вывод суда первой инстанции ошибочным, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, проверив правильность расчета задолженности по налогу и пени, соблюдения налоговым органом порядка обращения в суд, процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погашения задолженности по налогам, предшествующей обращению в суд, установив, что обязанность по уплате налога на имущество, а также страховых взносов, административным ответчиком не исполнена, административный иск удовлетворил.
Судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанным выводом суда апелляционной инстанции, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Поскольку требование об уплате налога, страховых взносов административным ответчиком не исполнено, а предусмотренные законом основания для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате указанных платежей отсутствуют, вывод суда апелляционной инстанции об удовлетворении заявленных инспекцией требований является законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о пропуске административным истцом процессуального срока обращения в суд, были предметом изучения суда апелляционной инстанции при рассмотрении дела, направлены на оспаривание обоснованности вывода суда об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает вывод суда апелляционной инстанции об удовлетворении заявленных административным истцом требований правильным, поскольку основан на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделан на основании представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данным выводом и не содержит ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 2 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кунижева Р. М. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 апреля 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.