Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нафанаиловой Э. К. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 17 января 2023 г. по административному делу N 2а-2371/2022 по административному исковому заявлению по административному исковому заявлению Нафанаиловой Э. К, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ледванова Ф. Ю. к администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края, Управлению муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным постановления от 26 июля 2022 г. N 1235 "Об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения административного истца Нафанаиловой Э.К, поддержавшей доводы жалобы, представителя Управления муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края Елфимовой Т.С, возражавшей против жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Нафанаилова Э.К, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ледванова Ф.Ю. обратилась в суд с административном иском к администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края (далее также - администрация), Управлению муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края (далее также - управление) о признании незаконным постановления от 26 июля 2022 г. N 1235 "Об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указала, что что постановлением администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края от 27 октября 2021 г. N 1744 ее семья, в составе два человека (она и сын Ледванов Ф.Ю, N года рождения) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации и подпрограммы "Развитие жилищной и коммунальной инфраструктуры" муниципальной программы Предгорного муниципального округа Ставропольского края "Развитие жилищно- коммунального хозяйства". На ее обращение в администрацию с заявлением о признании ее семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг постановлением администрации от 26 июля 2022 N 1235 ей отказано в связи с непредставлением документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении на день заключения договора жилищного кредита. Считает отказ администрации нарушающими ее законные права и интересы, а также права и интересы ее несовершеннолетнего сына, просит суд признать постановление администрации Предгорного муниципального округа от 26 июля 2022 г. N 1235 "Об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" незаконным и отменить; возложить на администрацию включить ее семью в список участников мероприятия указанной программы.
Решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 2 ноября 2022 г. административный иск удовлетворен, признано незаконным постановление администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края от 26 июля 2022 г. N 1235 "Об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", на административного ответчика возложена обязанность в течении 20 дней с момента вступления в силу решения суда устранить выявленные нарушения закона, путем повторного рассмотрения заявления Нафанаиловой Э.К. о признании участницей мероприятия ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 17 января 2023 г. решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 2 ноября 2022 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 6 марта 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 17 марта 2023 г, Нафанаилова Э.К. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения административного истца Нафанаиловой Э.К, поддержавшей доводы жалобы, представителя Управления муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края Елфимовой Т.С, возражавшей против жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела Нафанаилова Э.К. ДД.ММ.ГГГГ заключила кредитный договор N с ПАО "Сбербанк России" о предоставлении заемных денежных средств в сумме N руб. на срок N месяцев по 7, 25 % годовых, получение которых обеспечено ипотекой, принадлежащего истцу жилого дома и земельного участка, в настоящее время как установлено судом, задолженность административного истца перед банком не погашена и составляет N руб. (основной долг).
Судом также установлено, из материалов дела следует, что постановлением администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края от 27 октября 2021 г. N 1744 семья Нафанаиловой Э.К. в составе двух человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
На обращение Нафанаиловой Э.К. в администрацию Предгорного муниципального округа Ставропольского края с заявлением о признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", постановлением администрации от 26 июля 2022 г. N 1235 в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на "б" пункта 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, в связи с непредставлением документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении на день заключения договора жилищного кредита.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Нафанаиловой Э.К. требования, суд первой инстанции, проанализировав положения норм закрепленных в пункте 2 части 1 статьи 51, пункте 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункте "е" пункта 2, пункте 6, подпунктах "е", "з", "и" пункта 19, подпункте "б" пункта 22, пункте 42 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее также - Правила), исходил из того, что целью заключения кредитного договора Нафанаиловой Э.К, является приобретение жилья, указанные денежные средства по договору кредитовая заявителем были направлены на улучшение жилищных условий молодой семьи, в связи с чем правильно отказ администрации в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", признан незаконным, не соответствующим целям указанной подпрограммы и государственной программы, в соответствии с которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Нафанаиловой Э.К. требований, суд апелляционной инстанции указал, что молодая семья признана нуждающейся 27 октября 2021 г, то есть после приобретения 2 марта 2021 г. жилого помещения с использованием средств ипотечного кредита, таким образом, суд апелляционной инстанции сделал заключение о том, что на момент заключения договора жилищного кредитования молодая семья не была признана нуждающейся в жилом помещении в установленном законом порядке, что явилось основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Между тем данные выводы суда апелляционной инстанции являются ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").
В соответствии с пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 названного кодекса гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно подпункту "е" пункта 2 Правил социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Таким образом, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставляемым для приобретения жилья.
В силу пункта 7 Правил при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" и "и" пункта 2 Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Пунктом 42 Правил определено, что в случае использования социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк следующие документы: а) договор банковского счета; б) кредитный договор (договор займа); в) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на приобретенное жилое помещение или документы на строительство - при незавершенном строительстве жилого дома; г) справка кредитора (заимодавца) об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
Целью подпрограммы согласно разделу 6 является обеспечение развития и закрепление положительных демографических тенденций в обществе, укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе.
Как следует из материалов дела, на момент обращения Нафанаиловой Э.К. в администрацию были представлены документы, подтверждающие факт того, что жилое помещение, приобретено заявителем, в том числе за счет кредитных денежных средств и заемные обязательства не исполнены. То обстоятельство, что жилое помещение с привлечением кредитных средств приобретено до признания ее нуждающейся в жилом помещении, не может являться основанием к отказу, поскольку каких-либо данных о том, что на дату постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в программе семья административного истца жилыми помещениями в размере, превышающем учетную норму на каждого члена семьи, не представлено, в последующем, Нафанаилова Э.К. в соответствии с установленным порядком обратилась в муниципальный орган для реализации ею права на получение социальной выплаты.
Более того, судом апелляционной инстанции не было учтено, что постановление администрации администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края от 27 октября 2021 г. N 1744 о признании семьи Нафанаиловой Э.К. нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы не отменено, в установленном порядке незаконным не признано.
С учетом изложенного, позиция административного ответчика, поддержанная судом апелляционной инстанции, о законности оспариваемого решения об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации по изложенным в постановлении основаниям, не соответствует на нормах действующего законодательства.
При таком положении у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворении административного искового заявления, следовательно, обжалуемое апелляционное определение судебной коллегии подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 17 января 2023 г. отменить, оставить в силе решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 2 ноября 2022 г.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 мая 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.