Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Джемакуловой Л. З. по доверенности Ужаховой М. М. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 8 февраля 2023 г. по административному делу N 2а-3210/2022 по административному исковому заявлению Джемакуловой Л. З. к Управлению Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике от 14 января 2022 г. N 293 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения представителя Джемакуловой Л.З. по доверенности Ужаховой М.М, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике по доверенности Курговой А.О, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Джемакулова Л.З. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее также - УФНС России по Карачаево-Черкесской Республике, управление, налоговый орган) от 14 января 2022 г. N 293 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В обоснование своих требований указала на то, что УФНС России по Карачаево-Черкесской Республике была проведена камеральная налоговая проверка Джемакуловой Л.З. в связи с непредоставлением в срок до 30 апреля 2021 г. расчета НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи объектов недвижимости за 2020 г. По итогам проверки 8 ноября 2021 г. был составлен акт N 1862 и вынесено решение от 14 января 2021 г. N 293 о привлечении ее к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым установлена неуплата НДФЛ за 2020 г. в размере N руб, налоговым органом доначислены пени в размере N руб. и применены налоговые санкции по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации в размере N руб. и по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога - N руб.; ее апелляционная жалоба решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее также - МИ ФНС России по Северо-Кавказскому федеральному округу) от 18 мая 2022 г. N 06-28/0993@ жалоба была частично удовлетворена: решение УФНС России по Карачаево-Черкесской Республике было отменено в части доначисления НДФЛ за 2020 г. в сумме N руб.; взыскания штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере N руб. за неуплату НДФЛ за 2020 г.; взыскания штрафа в размере N руб. за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации; уменьшения соответствующей суммы пени, в остальной части решение оставлено без изменения. Просит признать незаконным и отменить решение заместителя руководителя УФНС России по Карачаево-Черкесской Республике от 14 января 2022 г. N 293 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 11 октября 2022 г, административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 8 февраля 2023 г. решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 11 октября 2022 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 13 марта 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 17 марта 2023 г, представитель Джемакуловой Л.З. по доверенности Ужахова М.М. просит отменить судебный акт суда апелляционной инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права, указывая на то, что судом апелляционной инстанции не дана надлежащая оценка доводам административного истца о нарушении существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки; а также на то, что налоговым органом неправильно определена налоговая база при доначислении НДФЛ, а именно, неприменение к объекту "земельный участок" налогового вычета в N руб, непринятие документально подтвержденных расходов на инженерное оснащение дома.
Относительно доводов жалобы УФНС России по Карачаево-Черкесской Республике поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения представителя Джемакуловой Л.З. по доверенности Ужаховой М.М, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике по доверенности Курговой А.О, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судом апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статья 57 Конституции Российской Федерации, пункт 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения налога на доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в силу положений статей 208 и 209 Налогового кодекса Российской Федерации признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
Как следует из положений статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Налоговая база, по общему правилу, определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 поименованного кодекса с учетом особенностей, установленных гл. 23 этого кодекса (пункты 1 и 3).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок исчисления налога непосредственно самим налогоплательщиком в отношении отдельных видов доходов налогоплательщика; исчисление и уплату налога производят самостоятельно физические лица, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода.
Пунктом 3 статьи 225 Кодекса установлено, что общая сумма НДФЛ исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. В силу статьи 216 Кодекса налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (абзац 2 пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации). В декларации по НДФЛ согласно пункту 4 статьи 229 Кодекса физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода. Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право на получение имущественного налогового вычета, в том числе при продаже недвижимого и иного имущества.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по договору купли-продажи от 30 сентября 2020 г. Джемакулова Л.З. продала жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: "адрес", за N руб, в том числе жилой дом за N руб, земельный участок - N руб.
УФНС России по Карачаево-Черкесской Республике в отношении Джемакуловой Л.З. проведена камеральная налоговая проверка налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2020 г, в связи с непредоставлением в срок до 30 апреля 2021 г. расчета НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи объектов недвижимости за 2020 г, по результатам которого 8 ноября 2021 г. составлен акт N 1862 и 14 января 2021 г. N 293 вынесено решение о привлечении Джемакуловой Л.З. к ответственности за свершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере N руб, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере N руб, начислен НДФЛ в сумме N руб. и пени в сумме N руб.
Решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - МИ ФНС России по Северо-Кавказскому федеральному округу) от ДД.ММ.ГГГГ N@ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Джемакуловой Л.З, решение УФНС России по Карачаево-Черкесской Республике отменено в части доначисления НДФЛ за 2020 г. в сумме N руб.; взыскания штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере N руб. за неуплату НДФЛ за 2020 г.; взыскания штрафа в размере N руб. за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации; уменьшения соответствующие суммы пени. В остальной части жалоба оставлена без удовлетворения.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Джемакуловой Л.З. требования, суд первой инстанции исходил из того, что управлением нарушена процедура рассмотрения материалов налоговой проверки, выразившаяся в непредоставлении возможности Джемакуловой Л.З. представить возражения, дать пояснения, не учтено состояние ее здоровья в период принятия оспариваемого решения; непредоставлении налогового вычета как в отношении жилого дома, так и в отношении земельного участка, непринятие экономически обоснованных расходов на общую сумму N руб.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на законность и обоснованность принятого управлением решения, при этом исходил из того, что рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки было назначено на 17 декабря 2021 г, Джемакулова Л.З. была извещена надлежащим образом, о чем свидетельствуют данные официального сайта "Почта России", согласно которым 20 ноября 2021 г. в 15:45 почтовое отправление "вручено адресату почтальоном"; проанализировав период нахождения Джемакуловой Л.З. в лечебных учреждениях указал, что рассмотрение и принятие решения налоговым органом принято не в период нахождения на лечении в медицинских учреждениях, также при рассмотрении ее апелляционной жалобы предложенным налоговым органом возможностью участия при рассмотрении жалобы посредством видеоконференц-связи, не воспользовалась, таким образом, процедура рассмотрения материалов налоговой проверки, которые могли бы явиться основанием для отмены решения налогового органа о привлечении Джемакуловой Л.З. к ответственности за совершение налогового правонарушения, не установил; относительно предоставления налогового вычета от продажи каждого недвижимого имущества признал вывод суда противоречащим положениям норм статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации; проанализировав и оценив представленные в материалы административным истцом доказательства, подтверждающие расходы, на получение имущественного налогового вычета, счел их содержание не подтверждающим расходы административного истца на строительство реализованного недвижимого имущества.
Выводы суда основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы о нарушении процедуры принятия налоговым органом оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к верному выводу о том, что налоговый орган обеспечил надлежащую реализацию прав и законных интересов налогоплательщика, в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 100, пункта 4 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации провел всестороннюю и объективную проверку обстоятельств, влияющих на вывод о наличии суммы НДФЛ, не уплаченной в срок, правильно установилдействительный размер налоговой обязанности.
Доводы жалобы о неприменении к объекту недвижимости - земельный участок налогового вычета, непринятии судом части документально подтвержденных расходов на инженерное оснащение дома, по существу, повторяют позицию административного истца в судебном разбирательстве, и были предметом подробного изучения суда апелляционной инстанции, направлены на оспаривание обоснованности этих выводов об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты, а также правом переоценки доказательств не наделен.
Как правильно исходил суд апелляционной инстанции, по договору купли-продажи от 30 сентября 2020 г. Джемакуловой Л.З. продан жилой дом с земельный участок, находящиеся по адресу: "адрес".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества, а также доли (долей) в нем.Абзацем 2 подпункта 1 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности применения имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса, а именно, имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 Кодекса, не превышающем в целом 1 000000 руб.
Обоснован и вывод суда о том, что представленные административным истцом документы не подтверждают произведенные им расходы, связанные с приобретением жилого дома. Данный вывод основан на обстоятельствах дела и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым дана соответствующая правовая оценка, изложенная в судебном акте.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает вывод суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований правильным, поскольку он основан на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделан на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 8 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Джемакуловой Л. З. по доверенности Ужаховой М. М. - без удовлетворения.
Приостановление исполнения судебных актов отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 мая 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.