Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Козлова О.А, Корниенко Г.Ф, с участием прокурора Зудина А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Магомедовой Рагимат Абдурашидовны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N6 по Республике Дагестан о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N6 по Республике Дагестан на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 12 декабря 2022 г.
заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Козлова О.А, выслушав объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N6 по Республике Дагестан Алиева А.Р, поддержавшего доводы кассационной жалобы, Магомедовой Р.А, просившей апелляционное определение оставить без изменения, заключение прокурора Зудина А.Н, полагавшего, что апелляционное определение является законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
23 апреля 2021 г. Магомедова Р.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Дагестан в г. Избербаш (далее - МРИ ФНС РФ N 6 по РД в г.Избербаш) о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
В обосновании указала, что в нарушение ч.4 ст.31 Закона N 79- ФЗ ее, Решением Избербашского городского суда Республики Дагестан от 23 августа 2021 г. в удовлетворении исковых требований Магомедовой Р.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 12 декабря 2022 г, с учетом апелляционного определения об исправлении описки от 19 декабря 2022 г, решение отменено и по делу принято новое решение, котором иск удовлетворен: признан незаконным приказ МРИ ФНС N 6 по РД от 24 марта 2021 г. N 02-01 о прекращении трудового договора с Магомедовой Р.А, Магомедова Р.А. восстановлена в должности главного государственного налогового инспектора МРИ ФНС N 6 по РД с 24 марта 2021г, в пользу Магомедовой Р.А. с МРИ ФНС N 6 по РД взыскан средний заработок за время вынужденного прогула за период с 02 апреля 2021 г. по 12 декабря 2022 г.
В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, как принятых с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения истца и представителя ответчика, заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не допущены.
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Статьей 31 Федерального закона N 79-ФЗ урегулированы отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона N 79- ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (часть 4 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ).
Согласно ч.5 ст.31 Федерального закона N 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (часть 6 данного Закона).
Как следует из материалов дела и установлено судами, Магомедова Р.А. принята на должность государственного налогового инспектора в ГНИ по г. Избербаш Республики Дагестан на основании приказа N 48 от 12 мая 1994 г, с 01 декабря 2015 г. в порядке перевода назначена главным государственным налоговым инспектором отдела контрольной работы МРИ ФНС России по РД, имеет высшее образование и благодарности, в том числе от руководства ФНС, неоднократно повышала свою квалификацию, является ветераном труда.
На основании Постановлении Правительства РФ от 16.11.2020 N 1830 "Об оптимизации структуры к численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, федеральных министерств, руководстве деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации" предусмотрено с 1 января 2021 г. сокращение предельной численности госслужащих и работников федеральных министерств и ведомств: в центральном аппарате - на 5%, в территориальных органах - на 10%.
В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 22.01.2021 N ЕД-7- 4/29 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан" с 01.01.2021 установлена новая предельная численность федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы Инспекции.
В соответствии со структурой Инспекции, утверждённой Приказом УФНС России по Республике Дагестан от 28.01.2021 N 01-10/17 "О структуре Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Дагестан" и приказом Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Дагестан от 29.01.2021 N 02-03/2 "Об утверждении штатного расписания Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Дагестан утверждена штатная численность сотрудников инспекции. Штатная численность гражданских служащих с 44 единиц сокращена до 40 единиц, из них 4 единицы персонал по охране и обслуживанию зданий. В отделе контрольной работы сокращены 2 (две) должности главного государственного налогового инспектора.
01.02.2021 года Магомедовой Р.А. вручено уведомление о сокращении должности федеральной государственной гражданской службы.
В целях изыскания возможности для трудоустройства сокращаемых работников инспекцией отправлены запросы о наличии вакантных должностей по специальности: экономист, юрист, финансы и кредит в другие государственные органы в городе (9 организаций). Инспекция получила ответы от государственных органов города Избербаш об отсутствии вакантных должностей.
01.02.2021 инспекция уведомила о проведении мероприятий по сокращению должностей работников службу занятости и выборный орган первичной профсоюзной организации, от которого получено мотивированное мнение о правомерности увольнения членов профсоюза, оформленное протоколом N 01 от 04.03.2021.
Приказом начальника Инспекции от 24.03.2021 N 02-01/11 в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ Магомедова Р.А. уволена с занимаемой должности главного государственного налогового инспектора отдела контрольной работы с 02.04.2021 года.
При увольнении Магомедовой Р.А. выплачено выходное пособие за 4 месяца в размере 105 971, 64 руб. и компенсация за не использованный отпуск за 36 дней в сумме 31 075.20 руб.
Разрешая возникший спор и принимая указанное решение, суд перовой инстанции, руководствуясь положениями статей 3, 81, 179, 180, 394 ТК РФ, статей 2, 4, 31, 33, 37 Федерального закона N 79-ФЗ, пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2, исходил из того, что процедура увольнения ответчиком соблюдена; доводы истицы о нарушении ее преимущественного права оставления на работе являются несостоятельными.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая указанное решение, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 31 Закона N79-ФЗ, исходил из того, что при увольнении по сокращению Магомедовой Р.А, имеющий стаж работы в налоговой инспекции с 12 мая 1994 г, не было учтено ее преимущественное право на оставление на работе в созданном контрольно-аналитическом отделе, в котором были назначены на должность начальника специалист первого разряда из отдела контрольной работы Рабаданов К.А, имеющий стаж работы с июня 2020 г, и переведены Муртазалиева И.М. - 15 февраля 2021 г, Арслангереев А.А. и Рабаданов К.А. - 11 февраля 2021 г. без внесения их на комиссию по высвобождению работников для оценки преимущественного права; в состав комиссии по высвобождению работников входил главный государственный налоговый инспектор отдела контрольной работы Мусаев З.Р, в отношении которого решение о наличии у него преимущественного права оставления на работе также не принималось.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Юридически значимые обстоятельства определены правильно, нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену или изменение апелляционного определения при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Доводы кассационной жалобы не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку доказательств, что в компетенцию суда кассационной инстанции не входит, в целом повторяют позицию ответчика по делу, мотивы их отклонения со ссылкой на положения закона изложены в апелляционном постановлении, поэтому оснований для их повторного изложения судебная коллегия кассационного суда не находит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что предусмотренных законом оснований для отмены или изменения апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 12 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Козлов О.А.
Корниенко Г.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.