Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Чумаков Ю.А., рассмотрев протест заместителя прокурора Брянской области Доржиева Ш.Д. на вступившее в законную силу решение судьи Брянского областного суда от 20 сентября 2022 года, вынесенное в отношении Луцяка ФИО9 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением инспектора ДПС группы ДПС ОГИБДД МО МВД России "Навлинский" Корпачева Д.А. от 20 ноября 2020 г. N N Луцяк А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.
Решением судьи Брасовского районного суда Брянской области от 8 июня 2022 г. прокурору Брасовского района Брянской области восстановлен срок принесения протеста, указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела.
Решением судьи Брянского областного суда от 20 сентября 2022 года, решение судьи районного суда по жалобе потерпевшей Корпусовой Н.А отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В протесте, принесенном в Первый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Брянской области просил отменить вынесенное по данному делу об административном правонарушении судебный акт, дело направить на новое рассмотрение в Брянский областной суд.
Луцяк А.В, Корпусова Н.А, уведомленные в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче протеста заместителем прокурора Брянской области, в установленный срок возражений не представили.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы протеста, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием, для привлечения Луцяк А.В. к административной ответственности) нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
Основанием для привлечения Луцяка А.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили выводы инспектора ДПС группы ДПС ОГИБДД МО МВД России "Навлинский" Корпачева Д.А, изложенные в постановлении от 20 ноября 2020 г. N N, согласно которым 20 ноября 2020 г. вблизи дома N 28 по ул. Центральной д. Коммуна Пчела Брасовского района Брянской области водитель Луцяк А.В, управляя транспортным средством "УАЗ-396253", государственный регистрационный знак N в нарушении пункта 9.10 Правил дорожного движения, выбрал наиболее опасную дистанцию до впереди движущегося транспортного средства "Рено Логан", государственный регистрационный знак N, под управлением водителя Корпусовой Н.А, в результате чего совершил с ним столкновение.
На вышеуказанное постановление должностного лица прокурором Брасовского района Брянской области в Брасовский районный суд Брянской области принесен протест, в котором также заявлено ходатайство о восстановлении срока принесения протеста.
При рассмотрении данного протеста судья районного суда пришел к выводу о восстановлении срока принесения протеста. Рассматривая протест прокурора на постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу о прекращении производства по делу на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку постановлением следователя СО МО МВД России "Навлинский" от 01 марта 2022 года по заявлению Луцяка А.В. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159.5 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое
производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Как следует из материалов дела, вышеуказанное уголовное дело N N было возбуждено по признакам состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159.5 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении неустановленных лиц.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы установлено, что в рамках указанного уголовного дела 21 июня 2022 г. Корпусова Н.А. была допрошена в качестве подозреваемой в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 159.5 Уголовного кодекса Российской Федерации, ей избрана мера пресечения - подписка о невыезде и надлежащем поведении. Срок предварительного следствия по уголовному делу продлен до 1 октября 2022 г.
Обстоятельства дела и представленные материалы свидетельствуют о том, что уголовное дело в отношении Луцяка А.В. по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) не возбуждалось.
Таким образом, в рассматриваемом случае наличие постановления о возбуждении уголовного дела от 1 марта 2022 г. не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Луцяка А.В, в связи с чем у судьи районного суда отсутствовали достаточные правовые основания для прекращения производства по делу на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязанность суда по созданию на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях, равных условий для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав.
Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", исходя из части 3 статьи 25.2 указанного Кодекса право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
В нарушение вышеуказанных процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и акта их толкования судьей районного суда к участию в деле в качестве потерпевшего Корпусова Н.А. не привлечена, о времени и месте рассмотрения протеста на вынесенное должностным лицом административного органа постановление она не извещалась, по фактическим обстоятельствам дела, имеющим юридическое значение, не опрашивалась.
Допущенные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привели к тому, что второй участник дорожно-транспортного происшествия Корпусова Н.А. была лишена возможности участвовать в судебном заседании, представлять суду доказательства в подтверждение своих доводов и возражений, заявлять ходатайства и пользоваться иными правами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Право потерпевшего на судебную защиту нарушено, что недопустимо.
С учетом изложенных обстоятельств, решением судьи Брянского областного суда от 20 сентября 2022 года, решением судьи Брасовского районного суда по жалобе потерпевшей Корпачевой Д.А. отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
С решением судьи Брянского областного суда согласиться нельзя, по следующим основаниям.
Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении, перечислены в части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя решение судьи районного суда, и прекращая производство по делу за истечением срока давности, судьей областного суда оставлено без изменения постановление должностного лица от 20 ноября 2020 г. N N, которым Луцяк А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения. В нарушение требований статей 24.1, 26.1 названного кодекса, судом не выяснены обстоятельства ДТП.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
На основании изложенного решение судьи Брянского областного суда от 20 сентября 2022 года, вынесенное в отношении Луцяка Александра Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в Брянский областной суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
протест заместителя прокурора Брянской области Доржиева Ш.Д. - удовлетворить.
Решение судьи Брянского областного суда от 20 сентября 2022 года, вынесенное в отношении Луцяка ФИО10 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Брянский областной суд.
Судья Ю.А. Чумаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.