Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Дмитровского городского округа Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Дмитровского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дмитровского городского округа Московской области о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, мнение прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дмитровский городской прокурор Московской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском, просил признать незаконным бездействие администрации Дмитровского городского округа Московской области (далее также - администрация), выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: дорожного полотна (дороги), расположенного по адресу: "данные изъяты", на земельных участках с кадастровыми номерами "данные изъяты", возложить на административного ответчика обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества.
В обоснование административного иска указано, что указанная автомобильная дорога является бесхозяйной, в связи с чем подлежит постановке на учет в качестве таковой органом местного самоуправления с последующим принятием ее на баланс муниципальной собственности, собственники данного имущества отсутствуют. Бездействие административного ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное нахождение вблизи и на указанном объекте, а также препятствует осуществлению надлежащего контроля государственным органам за соблюдением законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации указанной автомобильной дороги.
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 8 апреля 2022 года в удовлетворении требований прокурора отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 декабря 2022 года решение суда первой инстанции отменено, принято по делу новое решение, которым административный иск удовлетворен, признано незаконным бездействие администрации по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: дорожного полотна (дороги), расположенного по адресу: "данные изъяты", на земельном участке с кадастровым номером: "данные изъяты". На администрацию возложена обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет указанного бесхозяйного недвижимого имущества.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 26 января 2023 года, администрация просят отменить судебный акт суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. Указывает, что существование объекта как автомобильной дороги не представлено; спорный объект не является дорогой общего пользования, расположен на земельных участках, предназначен для строительства блокированного малоэтажного жилого поселка, территория которого ранее управлялась ТСН "Дмитровское подворье".
Заинтересованным лицом Грачок В.Г. на кассационную жалобу поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абзац первый пункта 3).
Согласно пункту 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее Порядок).
Пунктом 5 названного Порядка предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзацы первый, второй).
С учетом изложенного, органом местного самоуправления, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в рамках проведения проверки использования муниципального имущества установлен бесхозяйный объект - дорожное полотно (дорога), расположенное по адресу: "данные изъяты" на земельных участках с кадастровыми номерами "данные изъяты"
Сведения о государственной регистрации права собственности дорожного полотна (дорога) в ЕГРН по состоянию на 5 ноября 2020 года отсутствуют. В реестре муниципальной собственности Дмитровского городского округа Московской области, реестре федерального имущества, реестре собственности Московской области, Едином государственном реестре автомобильных дорог не значится.
Согласно сообщению УМВД России по Дмитровскому городскому округу от 13 сентября 2021 года, дорога, проходящая через ул. "данные изъяты", имеет ширину проезжей части от 4 до 6 метров, по внешним признакам установлено, что данная дорога обустроена и используется, в том числе для движения транспортных средств, имеет асфальтированное покрытие, на ее участках установлены элементы благоустройства (дорожные знаки, бордюрный камень), кроме того, данная дорога через подъездную дорогу примыкает к автомобильной дороге регионального значения "данные изъяты", что связывает и объединяет ее с общей улично-дорожной сетью Российской Федерации.
Согласно сообщению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 18 августа 2021 года N 27ТГ-4734/09-02, ответу администрации от 18 декабря 2020 года, улица В.А. Новоселова в г. Дмитрове в генеральном плане отображена как существующая улица местного значения в целях информационной целостности документа, относится к объектам улично-дорожной сети Дмитровского городского округа, является внутриквартальной улицей местного значения.
В соответствии обращением председателя Комитета по управлению имуществом от 4 июня 2019 года N 4318 проведено обследования дорожно-уличной сети, расположенной на территории Дмитровского городского округа "данные изъяты" по результатам которого составлен Акт, утвержденный заместителем Главы администрации Дмитровского городского округа, которым признано целесообразным принять в муниципальную собственность Дмитровского городского округа проезды по "данные изъяты", имеющей выезд на "данные изъяты". Рекомендовано Комитету по управлению имуществом администрации Дмитровского городского округа включить указанные в акте проезды в реестр объектов муниципальной собственности внутриквартальных дорог.
Ответом КУИ администрации от 23 октября 2019 года N 7387 указано на принятие решения о включении проездов в реестр объектов муниципальной собственности.
5 июня 2020 года Дмитровским городским прокурором в адрес Главы Дмитровского городского округа Московской области внесено представление N 07-01-2019 об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах в связи установлением на территории Дмитровского городского округа по "данные изъяты" в г. Дмитрове автомобильной дороги, которая является бесхозяйной, и непринятием мер по принятию указанной дороги в муниципальную собственность.
Согласно ответу Главы Дмитровского городского округа Московской области от 4 сентября 2020 года N 8216/01-18, вышеуказанный проезд не является дорогой общего пользования, в реестре муниципального имущества не значится, расположен на земельных участках, предназначен для строительства блокированного малоэтажного жилого поселка; данная территория управлялась ТСН "Дмитровское Подворье", асфальтовое покрытие малоэтажного поселка по всему поселку ЖК "Дмитровское подворье" является общедолевым имуществом, в связи с чем включить имущество в реестр муниципального имущества не представляется возможным; ранее даны сообщения аналогичного характера от 28 декабря 2015 года N 3017.
Также судами установлено, что 30 апреля 2003 года между администрацией и застройщиком ООО "Дмитровское подворье" заключен Инвестиционный контракт от "данные изъяты" на строительство блокированного малоэтажного жилого поселка, расположенного на участке "данные изъяты"
ООО "Дмитровское подворье" заключены договоры о долевом участии в строительстве малоэтажного блокированного жилого комплекса, соинвестировании, из которых следует, что квартиры, являющиеся предметом договоров, расположены в поселке-новостройке, который является строящимся объектом единого жилого комплекса недвижимого имущества, подлежащего регистрации как ТСЖ во вновь создаваемом кондоминиуме; объекты передаются с гаражами и прилегающим к строению земельным участком; в работы, выполняемые по проекту входит благоустройство, в том числе предусматривающее асфальтовое покрытие дорог по всему поселку до гаражных ворот каждой квартиры.
Генеральным планом жилого поселка блокированной малоэтажной застройки по "данные изъяты" в г. Дмитрове "Дмитровское подворье" 2003/2-Э предусмотрено проектирование основной улицы, соединяющей главный въезд и запасной выезд, а также второстепенных проездов к группам сблокированных домов, устройство асфальтобетонных проездов и автостоянок. Спорные участки расположены в составе территории вышеуказанного жилого посёлка.
Согласно выпискам из ЕГРН, выкопировки из генерального плана, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", они имеют вид разрешенного использования - для строительства блокированного малоэтажного посёлка; посредством участка с кадастровым номером "данные изъяты" обеспечен доступ к участкам "данные изъяты", относятся к зоне Ж-2 - зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.
Из акта приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченной строительством 1-й очереди малоэтажного блокированного жилого поселка "Дмитровское подворье", утвержденного постановлением администрации от 27 декабря 2004 года N 5305-П, следует, что выполнены работы, в том числе по устройству асфальтового покрытия основной дороги.
Общим собранием будущих собственников помещений в малоэтажном блокированном жилом поселке "Дмитровское подворье" от 2 июля 2005 года принято решение, оформленное протоколом N 1, правлению ТСЖ "Дмитровское подворье" поручено обеспечить оформление земельного участка в общедолевую собственность домовладельцев.
Решением Совета депутатов Дмитровского района Московской области от 23 декабря 2005 года N 56/5 новой улице малоэтажной блокированной застройки, предусмотренной согласованным и утвержденным генеральным планом "Жилой поселок "Дмитровское подворье", расположенной в г. Дмитров, присвоено название - улица "данные изъяты"
28 ноября 2008 года и 29 декабря 2008 года между администрацией и ООО "Дмитровское подворье" заключены договоры аренды земельного участка N 779 и N 1011.
20 апреля 2012 года между ООО "Дмитровское подворье" и ТСЖ "Дмитровское подворье" в лице председателя А.А. Батурина подписан акт приема-передачи общего имущества, в том числе дороги - 1 200 м/п, тротуаров - 610 м/п.
12 декабря 2018 года председателем правления ТСН "Дмитровское Подворье" в адрес Главы Дмитровского городского округа Московской области подано заявление о включении в реестр бесхозяйного имущества, в том числе дороги и уличного освещения, находящегося на улице "данные изъяты", с указанием на то, что данные объекты не передавались собственникам квартир, либо в собственность товарищества, муниципальную собственность.
Согласно копии протокола N 2 общего собрания собственников помещений малоэтажного блокированного посёлка "Дмитровское подворье" от 6 мая 2019 года, на собрании приняты решения о ликвидации товарищества с дальнейшим обслуживанием придомовой территории в пределах установленного ограждения как закрытую территорию с единым самоуправлением.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 августа 2020 года по делу ТСН "Дмитровское Подворье" признано несостоятельным (банкротом).
Согласно ответу конкурсного управляющего ТСН "Дмитровское подворье", при проведении мероприятий, предусмотренных Законом о банкротстве, установлено, что в собственности товарищества отсутствует какое-либо недвижимое имущество. Сведения в ЕГРН, ИФНС России по г. Дмитрову об имуществе отсутствуют.
Определением Арбитражного суда Московской области от 28 сентября 2021 года производство по делу о несостоятельности ТСН "Дмитровское Подворье" прекращено в связи с отсутствием у должника возможности финансирования процедуры банкротства.
Согласно ответу администрации от 27 августа 2021 года, за период с 9 декабря 2009 года по настоящее время земельные участки кому-либо на праве аренды или ином праве не передавались.
Из протокола встречи с жителями по "данные изъяты" г. Дмитрова Московской области от 15 июля 2021 года следует, что часть собственников жилых помещений проголосовали против принятия внутриквартальных проездов по "данные изъяты" г. Дмитрова в муниципальную собственность.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал, что в соответствии с согласованными сторонами условиями инвестиционного контракта, результатом строительства является вновь создаваемый кондоминиум, и граждане, приобретая право собственности на квартиры в кондоминиуме, в силу закона становятся собственниками общего имущества этого кондоминиума в долях, пропорциональных общей площади принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, в связи с чем по окончании реализации вышеуказанного контракта созданные в процессе строительства объекты благоустройства, включая дорожное полотно, подлежали передаче не на обслуживание уполномоченной администрацией организации в качестве муниципальной собственности, а в управление товарищества собственников недвижимости.
С учетом изложенного суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отнесения спорного объекта к бесхозяйной вещи в соответствии с положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отменяя решение городского суда и признавая оспариваемое бездействие незаконным, суд апелляционной инстанции исходил из того, что спорная дорога расположена на землях неразграниченной государственной собственности; сведения о регистрации права собственности на данную дорогу в ЕГРН отсутствуют; доказательств передачи в собственность ТСН "Дмитровское подворье" земельного участка, на котором расположена спорная дорога, не представлено; дорога не поставлена на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в качестве бесхозяйного имущества, указанный объект недвижимости не поставлен на кадастровый учет и не находится в муниципальной собственности, сведения о собственнике дороги отсутствуют. При этом дорога по "данные изъяты" г. Дмитрова является дорогой общего пользования, так как по ней осуществляется проезд не только жителей домов, расположенных на указанной улице, но и иного транспорта, так как данная дорога через подъездную дорогу примыкает к автомобильной дороге регионального значения ул. Внуковская, что связывает и объединяет ее с общей улично-дорожной сетью Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции не имеется.
Пунктом 1 статьи 3ункте 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Улицы и проезды, наряду с иными территориями, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, являются территориями общего пользования (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы факт существования спорной автомобильной дороги (дорожного полотна) как объекта недвижимого имущества и ее бесхозяйность судами установлен и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым судом апелляционной инстанции дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что спорная дорога является общедолевым имуществом, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции с приведением мотивов в обжалуемом судебном акте.
Иная оценка заявителем жалобы установленных обстоятельств и имеющихся по делу доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о неправильном применении или нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Дмитровского городского округа Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 апреля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.