Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Софронова В.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Брянской городской администрации на решение Советского районного суда города Брянска от 21 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 22 ноября 2022 года по делу по иску прокурора Володарского района города Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о понуждении привести в соответствие защитное сооружение гражданской обороны.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, объяснение прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в городе Самаре, городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Володарского района города Брянска, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Брянской городской администрации (далее также администрация) о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о гражданской обороне и просил обязать ответчика привести защитное сооружение гражданской обороны (далее также - ЗС ГО), расположенное по адресу: "адрес", в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 (далее также - Правила N 583) и Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21 июля 2005 года N 575 (далее Порядок N 575) в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Советского районного суда города Брянска от 21 марта 2022 года исковые требования удовлетворены. На администрацию возложена обязанность в пределах компетенции устранить нарушения законодательства при эксплуатации ЗС ГО, расположенного по адресу: "адрес", и привести сооружение в соответствие с требованиями Правил N 583 и Порядка N 575 в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 22 ноября 2022 года решение Советского районного суда города Брянска от 21 марта 2022 года изменено путем дополнения резолютивной части решения указанием на перечень конкретных работ, которые должны быть проведены администрацией, а именно:
- Произвести текущий и планово-предупредительный ремонт помещения путем оштукатуривания и окраски стен, инженерных коммуникаций и строительных конструкций ЗС ГО.
- Восстановить системы фильтровентиляции путем установки воздуховодов, электродвигателей, фильтров-поглотителей и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода, предфильтров, гравийных воздухоохладителей и средств регенерации воздуха.
- Восстановить системы отопления, водопровода и канализации путем установки насосов и электроприводов задвижек, сантехнического оборудования, вентилей, задвижек, кранов.
- Установить напорные и безнапорные емкости аварийного запаса для питьевой воды.
- Установить системы связи и оповещения: коммутационные устройства, аппараты связи и оповещения, линии связи и оповещения.
- Восстановить системы освещения и автономного электроснабжения путем установки светильников освещения и линий электроснабжения, дизель-генераторных станций, аккумуляторных батарей, реле и тумблеров.
- Восстановить гидроизоляцию, герметичность защитного сооружения, а именно оборудовать помещение гидроизоляционными материалами, предотвращающими попадание грунтовых вод, заменить уплотнители и петли защитно-герметических и герметических дверей и ставней, установить противовзрывные устройства. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 20 февраля 2023 года через Советский районный суд города Брянска, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 21 марта 2023 года, заявитель просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела.
В доводах жалобы указано на то, что установление срока исполнения решения суда в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу не соответствует фактически необходимому времени для исполнения судебного акта. Обязанность по содержанию нежилого помещения, предусмотренного для целей гражданской обороны, в надлежащем состоянии лежит на муниципальном казенном учреждении "Управление по делам гражданской обороны и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций города Брянска" (далее МКУ "Управление по делам ГОЗНТЧС г. Брянска"). Вина администрации отсутствует, поскольку ответчик обеспечил осуществление мероприятий в целях соблюдения законодательства при эксплуатации ЗС ГО путем наделения соответствующими полномочиями в указанной сфере МКУ "Управление по делам ГОЗНТЧС г. Брянска".
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 марта 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований к отмене обжалованных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не находит.
Судом установлено, что по адресу: "адрес" находится объект гражданской обороны - убежище, инвентарный номер N площадью 92 кв.м вместимостью 184 человека, введенное в эксплуатацию в 1956 году, собственником которого является муниципальное образование город Брянск. Указанный объект принят администрацией от ГП "Дистанция гражданских сооружений г. Брянска" согласно постановлению Малого Совета Брянского городского Совета народных депутатов от 16 июня 1997 года N 40.
В ходе проведенной прокурором проверки установлено, что указанный объект гражданской обороны не готов к приему укрываемых, выявлены нарушения обязательных требований, установленных Правилами N 583, а именно: герметичные двери ржавые, не имеют уплотнительных резинок, запоры находятся в нерабочем состоянии, системы жизнеобеспечения и инженерные сети отсутствуют, стены и полы поражены грибком, имеется осыпание штукатурки и полное отслоение краски на стенах, имеются пробоины в полу и трещины на стенах, разрушение потолка, герметичность ЗС ГО не обеспечивается.
По результатам ранее проведенных прокуратурой района проверок ЗС ГО выявлены аналогичные нарушения, в связи с чем, 15 июля 2019 года в администрацию внесено представление об устранении нарушений, однако они до настоящего времени не устранены.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции, рассмотрев дело в порядке гражданского судопроизводства, руководствовался статьями 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 6, 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне), пунктом 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (далее - Порядок N 1309), Правилами N 583, положениями Устава администрации и исходил из того, что убежище, являющееся объектом гражданской обороны, находится в ненадлежащем техническом состоянии, что исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, доказательств полного или частичного устранения установленных недостатков ЗС ГО администрацией не представлено.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции вместе с тем указал, что, возлагая на ответчика обязанность привести ЗС ГО в соответствие с требованиями Правил N 583 и Порядка N 575, суд не установил, какой объем работ согласно нормативным актам необходим для восстановления объекта до состояния, соответствующего его назначению, как убежища.
14 ноября 2022 года начальником отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Брянску Главного управления МЧС России по Брянской области в присутствии представителей прокуратуры Володарского района г. Брянска, МКУ "Управление по делам ГОЗНТЧС г. Брянска" проведена совместная проверка ЗС ГО, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований, установленных Правилами N 583.
Допрошенный судом апелляционной инстанции в качестве специалиста инспектор Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Брянску Главного управления МЧС России по Брянской области Бобков Н.Ю. подтвердил факт нахождения ЗС ГО в ненадлежащем техническом состоянии и необходимость проведения ремонтных работ для восстановления объекта до состояния, соответствующего его назначению, как убежища, в соответствии с приведенными Правилами N 583.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (часть 1 статьи 2).
К вопросам местного значения городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны (пункт 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 18 этого же федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона о гражданской обороне и пункту 9 Порядка N 1309 органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Таким образом, обязанности по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны, в соответствии с Законом о гражданской обороне, Уставом осуществляются администрацией.
Правилами N 583 предусмотрело, что статус ЗС ГО, как объекта гражданской обороны, определяется наличием паспорта, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения (пункты 1.2, 2.2). Инвентарные номера ЗС ГО присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации (пункт 2.4).
В целях уточнения учетных сведений о наличии и состоянии защитных сооружений гражданской обороны на территории Российской Федерации, а также повышения эффективности их использования по предназначению приказом МЧС России от 28 мая 2018 года N 226 "О мероприятиях о подготовке и проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории Российской Федерации" предписано организовать проведение инвентаризации ЗС ГО комиссиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на территории субъектов Российской Федерации с участием представителей территориальных органов МЧС России, Росимущества и Генеральной прокуратуры Российской Федерации (по согласованию).
В материалы дела представлен паспорт ЗС ГО N 117, изготовленный машинописным способом 20 октября 1979 года с указанием адреса его нахождения ("адрес"), назначением убежища в мирное время - заглубленный склад, организации, эксплуатирующей убежище в мирное время - КП Районного штаба ГО.
Также в материалы дела представлена копия акта инвентаризации от 14 августа 2018 года, из которого следует, что ЗС ГО, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Пушкина 22, инвентарный номер 117-32 находится в неудовлетворительном состоянии и к приему укрываемых не готово.
Рассмотрев требования, заявленные прокурором в интересах неопределенного круга лиц, в порядке гражданского судопроизводства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении администраций обязанностей по поддержанию ЗС ГО в состоянии постоянной готовности к использованию.
Рассмотрение настоящего спора в порядке гражданского судопроизводства на правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу заявленных требований не повлияло.
Доводы кассационной жалобы о том, что установление срока исполнения решения суда в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу не соответствует фактически необходимому времени для исполнения судебного акта, к отмене судебных актов несостоятельны.
Проведенной 14 августа 2018 года инвентаризацией ЗС ГО, расположенного по адресу: "адрес", инвентарный номер 117-32 установлено, что убежище не готово к использованию по предназначению более 5 лет.
В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что администрация не имела реальной возможности для своевременного выполнения возложенных на нее обязанностей по устранению нарушения законодательства при эксплуатации ЗС ГО, расположенного по адресу: "адрес", и о том, что ранее с ее стороны предпринимались необходимые меры по выполнению требований законодательства в области гражданской обороны.
Кроме того, администрация не лишена возможности в случае необходимости обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, изменении способа и порядка его исполнения.
Ссылка на отсутствие вины администрации судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку вина не относится к обстоятельствам, имеющим значение при разрешении споров, возникающих из публичных правоотношений.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами в рамках рассмотрения указанного дела, в связи с чем, они не могут являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Советского районного суда города Брянска от 21 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 22 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Брянской городской администрации - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.