Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Вербышевой Ю.А. и Водяниковой М.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зубаревой В. И. к муниципальному образованию Губкинский городской округ Белгородской области в лице администрации Губкинского городского округа Белгородской области о восстановлении в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, по кассационной жалобе Зубаревой В. И. на решение Губкинского городского суда Белгородской области от 4 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 15 ноября 2022 г, заслушав доклад судьи Вербышевой Ю.А, объяснения представителя администрации Губкинского городского округа Белгородской области Савостиной Т.Н, возражавшей против удовлетворения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Зубарева В.И, обратившись в суд с иском к муниципальному образованию Губкинский городской округ Белгородской области в лице администрации Губкинского городского округа Белгородской области, просила обязать ответчика восстановить ее в очередности в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма.
Решением Губкинского городского суда Белгородской области от 4 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 15 ноября 2022 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Зубарева В.И. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, ссылаясь на их незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что постановлением главы администрации Губкинского района и города Губкина от 21 апреля 1995 г. N, Зубарева В.И. с составом семьи 4 человека поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением главы местного самоуправления города Губкина и Губкинского района от 31 марта 2003 г. N "Об утверждении решения жилищной комиссии территориальной администрации о выдаче ордеров обычного образца" Зубаревой В.И. выдан ордер на двухкомнатную квартиру N "адрес", общей площадью 45, 84 кв.м, жилой площадью 30, 28 кв.м на состав семьи 5 человек.
На основании договора на передачу в собственность граждан квартир в Белгородской области от 11 июля 2003 г. за Зубаревой В.И, ее супругом З.О.И. и дочерью К. (З.) Е.О. зарегистрировано право собственности по 1/3 доли указанной квартиры за каждым.
Зубарева В.И. состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность ее и членов ее семьи жилой площадью на одного члена семьи являлась ниже учетной нормы, принятой в муниципальном образовании Губкинский городской округ Белгородской области.
ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире зарегистрирован несовершеннолетний внук К.К.Е, а ДД.ММ.ГГГГ - супруг дочери Зубаревой В.И. К.Е.С.
Из выписки из ЕГРН усматривается, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ за Зубаревой В.И. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на 2/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1548+/-14 кв.м с возведенным на нем жилым домом общей площадью 86, 5 кв.м.
На основании договора купли-продажи от 21 октября 2021 г. Зубарева В.И. произвела отчуждение 2/3 доли в праве общей долевой собственности на указанные земельный участок и жилой дом.
Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации Губкинского городского округа от 31 мая 2021 г, оформленным протоколом N Зубарева В.И. снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, всем составом семьи, на основании части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма, в связи с улучшением жилищных условий.
Рассматривая спор, суд руководствовался положениями статей 49, 52, 55, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о правомерном исключении семьи Зубаревой В.И. с учета всем составом семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи с учетом площади всей недвижимости, находившейся на дату принятия решения в собственности Зубаревой В.И. и членов ее семьи, составляла 20, 69 кв.м общей площади и 13, 47 кв.м жилой площади, что превышает учетную норму, установленную советом депутатов Губкинского муниципального района Третьего Созыва от 20 декабря 2005 г. N 6 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Губкинского муниципального района" (13 кв.м общей площади на одного члена семьи).
При проверке состоявшегося по делу решения суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Доводы апелляционной жалобы о том, что жилищной комиссией не обследовались жилые помещения, которые по сведениям из ЕГРН находятся в собственности лица, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, судом апелляционной инстанции отклонены, как несостоятельные, поскольку оснований для непринятия во внимание сведений из ЕГРН в качестве подтверждения наличия жилых помещений в собственности Зубаревой В.И. и членов ее семьи у комиссии по жилищным вопросам при администрации Губкинского городского округа не имелось, иное бы означало нарушение принципа достоверности ЕГРН. Более того, данных о признании принятого в порядке наследования по закону Зубаревой В.И. и внучкой З.Д.С. жилого дома нежилым или признании его непригодным к проживанию в порядке, предусмотренном законом, Зубаревой В.И. в учетное дело не представлялось. Жилищная комиссия принимала решение на основании имеющихся в учетном деле документов, в том числе из ЕГРН.
Доводы жалобы о необходимости улучшения жилищных условий ее и супруга З.О.И. "данные изъяты", имеющего права на дополнительную жилую площадь, судом апелляционной инстанции так же не приняты во внимание, поскольку З.О.Н. с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не обращался. Вместе с тем, постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по любому основанию носит заявительный характер.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда первой и апелляционной инстанции основанными на правильно установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права и соблюдении процессуального закона.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для снятия заявителя с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, непригодности для проживания дома, полученного Зубаревой В.И. (2/3 доли) в порядке наследования, наличия у ее супруга инвалида З.О.И. права быть поставленным на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, повторяют позицию истца при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы истца, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание приведенных выше выводов судов, судебная коллегия кассационного суда учитывает, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу его компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу обжалуемых судебных постановлений.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Губкинского городского суда Белгородской области от 4 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 15 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Зубаревой В. И. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.