Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1036/2022 по иску Гусева Александра Ивановича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Гусева Александра Ивановича на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 11 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 19 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гусев А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее по тексту - ОПФР по Пермскому краю) о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 03 сентября 2011 года.
Требования мотивированы тем, что с 03 сентября 2011 года он является получателем страховой пенсии по старости. При оформлении пенсии пенсионный орган не запросил у него справки о заработной плате за период его работы с августа 1969 года по январь 1983 года. 11 февраля 2019 года архивные справки по спорным периодам им представлены в пенсионный орган. Только 17 июня 2020 года пенсионным органом указанные периоды работы зачтены в его стаж работы, но перерасчет пенсии с 03 сентября 2011 года не произведен.
Решением Кудымкарского городского суда Пермского края от 11 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 19 декабря 2022 года, исковые требования Гусева А.И. оставлены без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 частью 4 статьи 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" и внесением изменений в Единый государственный реестр юридических лиц 01 января 2023 года ОПФР по Пермскому краю переименовано на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю.
В кассационной жалобе Гусев А.И. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
От представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю поступили письменные возражения на кассационную жалобу, в которых просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 03 сентября 2011 года Гусеву А.И. назначена трудовая пенсия по старости.
В страховой стаж истца были включены периоды его работы 19 августа 1969 года по 22 января 1971 года, 29 апреля 1971 года - 19 сентября 1972 года, 17 июля 1973 года - 24 марта 1975 года.
На основании заявления истца, предоставившего архивную справку от 28 января 2019 года N 32, содержащую сведения о заработной плате за период 1975 - 1983 годы, был произведен перерасчет пенсии, ее размер увеличен с 11 февраля 2019 года. По данным о результатах расчета заработка истца за период с 1975 года по 1993 год отношение заработка составило 0, 776.
14 октября 2021 года истец вновь обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, представив справки о размере заработной платы за 1981 года в совхозе "Юрлинский".
Истцу на основании его заявления и предоставленной им справки о заработке за 1981 год произведен перерасчет размера пенсии с 01 ноября 2021 года, поскольку отношение заработка составило 0, 805.
Пенсионный орган в ответе на заявление Гусева А.И. от 28 июня 2022 года о перерасчете пенсии с 03 сентября 2011 года, сообщил о соответствии определенного размера пенсии действующему законодательству и отсутствии оснований для перерасчета размера пенсии с 03 сентября 2011 года.
Не согласившись с ответом пенсионного органа, Гусев А.И. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о перерасчете размера пенсии, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что, что 15 августа 2011 года при обращении в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении пенсии Гусевым А.И. были представлены трудовая книжка, военный билет, аттестат, паспорт, справки с центра занятости населения; истцу сотрудником пенсионного органа было разъяснено о том, какие документы необходимо предоставить дополнительно и в какой срок, о чем свидетельствует его подпись в соответствующей графе заявления; на день вынесения решения об установлении Гусеву А.И. трудовой пенсии по старости (24 августа 2011 года) в распоряжении территориального органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, имелись архивные сведения о заработке истца с 1980 года по 1986 год, с 1988 года по 1993 год, иные документы истцом представлены не были, в связи с чем пришел к выводу о том, что оснований для возложения на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет пенсии истца с момента ее назначения, то есть с 03 сентября 2011 года не имеется, так как расчет размера пенсии в 2011 году при ее назначении произведен с учетом имевшихся в распоряжении пенсионного органа архивных документов о размере заработка истца, неправомерности в действиях ответчика не установлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции и апелляционным определением суда апелляционной инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующих спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Согласно части 1, 2, 3 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Из изложенного следует, что для перерасчета размера пенсии необходима подача заявления пенсионера в пенсионный орган о перерасчете размера пенсии при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений указанного выше Федерального закона.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов основаны на приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судом обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Довод кассационной жалобы истца о том, что ему не разъяснялась обязанность предоставить справки о заработной плате, поэтому перерасчет пенсии следует произвести с момента назначения пенсии, то есть с 03 сентября 2011 года, является несостоятельным.
С учетом установленных обстоятельств о том, что при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии Гусевым А.И. не были представлены справки о размере заработка, при этом истцу сотрудником пенсионного органа было разъяснено о том, какие документы необходимо предоставить дополнительно и в какой срок, однако истцом документы о размере заработка за иные периоды работы до 2019 года не были представлены в пенсионный орган, суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет пенсии истца с момента ее назначения, то есть с 03 сентября 2011 года.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что обязанность предоставить справки о заработной плате истцу не разъяснялась, им еще в 2019 году предоставлялись иные справки о заработной плате за другие периоды, в связи с чем пенсионным органом производился перерасчет пенсии. Данное обстоятельство подтверждает вывод судов о том, что истцу надлежащим образом была разъяснена обязанность предоставить справки о размере заработной платы за иные периоды.
Представление истцом в пенсионный орган дополнительно недостающие документы о заработной плате в 2021 году не являются основанием для перерасчета размера пенсии с даты ее назначения, а являются основанием в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для перерасчета размера пенсии с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, в сторону увеличения. После предоставления истцом в 2021 году в пенсионный орган документов о заработной плате за 1981 год, пенсионным органом был произведен перерасчет пенсии истца с 01 ноября 2021 года.
С учетом установленных по делу обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для перерасчета назначенной истцу пенсии.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 11 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 19 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гусева Александра Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.