Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1999/2022 по иску Тубулбаевой Эльвиры Фаритовны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным решения, назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Тубулбаевой Эльвиры Фаритовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, объяснения представителя Тубулбаевой Э.Ф. - Лычагина А.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тубулбаева Э.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту - ОПФР по Челябинской области), с учетом уточнений, о признании незаконными решений от 25 ноября 2021 года N 852320/21 и от 29 марта 2022 года N 852320/21 об отказе в назначении страховой пенсии по старости, установлении продолжительности страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости 20 лет 00 месяцев 11 дней с величиной индивидуального пенсионного коэффициента 24, 03, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 16 декабря 2020 года.
В обоснование исковых требований указано, что 23 марта 2020 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика от 25 ноября 2021 года N 852320/21 ей отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого индивидуального пенсионного коэффициента: продолжительность страхового стажа составила 17 лет 10 месяцев 12 дней при требуемом не менее 12 лет, индивидуальный пенсионный коэффициент 18, 483 (при требуемом 21). 17 ноября 2021 года она повторно обратилась в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ОПФР по Челябинской области от 29 марта 2022 года N 852320/21 ей вновь было отказано в установлении страховой пенсии по старости. Как следует из содержания решения страховой стаж истца составил 15 лет 10 месяцев 12 дней (при требуемом 12 лет), индивидуальный пенсионный коэффициент составил 18, 571 (при требуемом 21).
Решением Металлургического районного суда г. Челябинска от 15 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 декабря 2022 года, исковые требования Тубулбаевой Э.Ф. оставлены без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 частью 4 статьи 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" и внесением изменений в Единый государственный реестр юридических лиц 01 января 2023 года ОПФР по Челябинской области переименовано на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области.
В кассационной жалобе Тубулбаева Э.Ф. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 декабря 2022 года, ссылаясь на его незаконность.
Поскольку апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 декабря 2022 года решение Металлургического районного суда г. Челябинска от 15 сентября 2022 года оставлено без изменения, проверке в кассационном порядке подлежат оба судебных акта.
Истец Тубулбаева Э.Ф, представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 23 марта 2020 года Тубулбаева Э.Ф, 16 июня 1965 года рождения обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
17 ноября 2021 года Тубулбаева Э.Ф, "данные изъяты" года рождения повторно обратилась в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 25 ноября 2021 года N 852320/21 Тубулбаевой Э.Ф. отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого индивидуального пенсионного коэффициента: продолжительность страхового стажа составила 17 лет 10 месяцев 12 дней (при требуемом не менее 12 лет), индивидуальный пенсионный коэффициент 18, 483 (при требуемом 21).
Решением ОПФР по Челябинской области от 29 марта 2022 года N 852320/21 истцу вновь отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого индивидуального пенсионного коэффициента: продолжительность страхового стажа составила: страховой стаж составил 15 лет 10 месяцев 12 дней (при требуемом 12 лет), индивидуальный пенсионный коэффициент составил 18, 571 (при требуемом 21).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", исходил из того, что оценка пенсионных прав Тубулбаевой Э.Ф. осуществлена пенсионным органом по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" как по наиболее выгодному для истца варианту, при которой продолжительность страхового стажа составила 15 лет 10 месяцев 12 дней (при требуемом 12 лет), индивидуальный пенсионный коэффициент составил 18, 571 (при требуемом 21), размер которого недостаточен для назначения страховой пенсии по старости, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований истца.
Суд первой инстанции указал, что пенсия Тубулбаевой Э.Ф. на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" может быть назначена при достижении возраста 56 лет 06 месяцев - с 16 декабря 2021 года при наличии продолжительности страхового стажа не менее 12 лет, величины индивидуального пенсионного коэффициента - не менее 21.
Установив, что продолжительность страхового стажа Тубулбаевой Э.Ф. превышает 12 лет, однако величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 18, 571 балла, что не превышает установленный размер - 21, суд первой инстанции указал об отсутствии оснований для признания решений об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконными и возложении на пенсионный орган обязанности назначить ей пенсию по старости.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Проанализировав представленные в материалы дела ОПФР по Челябинской области расчеты оценки пенсионных прав истца по пунктам 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд апелляционной инстанции указал, что из двух возможных вариантов оценки пенсионных прав истца по состоянию на 01 января 2002 года в целях определения индивидуального пенсионного коэффициента (один из необходимых показателей формулы расчета размера страховой пенсии по старости) наиболее выгодным для истца является вариант, предусмотренный пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так как индивидуальный пенсионный коэффициент, определенный в соответствии с пунктом 3 статьи 30 указанного Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, составляет значительно меньший размер - 16, 208, чем рассчитанный по пункту 4 статьи 30 названного Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ - 18, 573 с учетом включения в общий трудовой стаж периода учебы истца и замены периодов ухода за детьми на коэффициенты в соответствии с частью 12 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов основаны на приведенном в судебных актах правовом регулировании спорных правоотношений, установленных обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Довод кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права, отклоняется, поскольку при разрешении спора судами нормы материального права в виде положений Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и иного пенсионного законодательства применены правильно.
Довод кассационной жалобы о том, что по состоянию на 16 июня 2020 года истец достигла возраста 55 лет, ее страховой стаж составляет 10 лет 04 месяца 25 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент составляет 21, 86, в связи с чем страховая пенсия по старости должна быть ей назначена с 16 декабря 2020 года, является несостоятельным.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусмотрено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, истец вправе претендовать на назначение пенсии с возраста 56, 5 лет, так как пенсионного возраста по ранее действующему законодательству она достигла в 2020 году, данный возраст подлежит увеличению на 24 месяца согласно приложению 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", но снижается на 6 месяцев в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно частям 1 и 2 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
Согласно приложению 3 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" общий стаж, необходимый для назначения женщине пенсии по старости в 2021 году, составляет 12 лет.
В силу части 3 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. Необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С учетом указанной нормы индивидуальный пенсионный коэффициент женщин, которые вправе получить пенсию по старости в 2021 году, составляет 21.
Расчетный размер трудовой пенсии по пунктам 3 и 4 статьи 30 приведенного закона исчисляется по соответствующим формулам, которые отличны друг от друга.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, составляет 0.55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20.
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20.
Из приведенных норм материального права следует, что при назначении пенсии должен выбираться вариант расчета размера пенсии в наиболее выгодном для застрахованного лица варианте, либо по выбору застрахованного лица.
Расчетный размер трудовой пенсии определяется в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Возможность смешения формул подсчета, предусмотренных пунктом 3 и пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" действующим пенсионным законодательством не предусмотрена.
Судами установлено, что Тубулбаевой Э.Ф. оценка пенсионных прав произведена по наиболее выгодному варианту в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которой учеба с 01 сентября 1982 года по 29 октября 1984 года включена в страховой стаж истца, а периоды ухода за детьми 08 января 1985 года рождения и 27 декабря 1989 года рождения (соответственно с 30 октября 1984 года по 07 июля 1986 года (учитывая 70 дней до его рождения) и с 27 декабря 1989 года по 26 июня 1991 года соответственно в отношении первого и второго ребенка) заменены на коэффициенты в соответствии с частью 12 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", следовательно общий трудовой стаж истца по состоянию на 01 января 2002 года составил 07 лет 04 месяца 25 дней, в том числе до 01 января 1991 года для валоризации расчетного пенсионного капитала 04 года 10 месяцев 20 дней (14%), величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 18, 573, что не достаточно для назначения страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в 2021 году.
Установив, что ответчиком верно произведен расчет величины индивидуального пенсионного коэффициента, суды пришли к верному выводу о том, что страховая пенсия Тубулбаевой Э.Ф. могла бы быть назначена при достижении возраста 56 лет 06 месяцев - с 16 декабря 2021 года только при наличии продолжительности страхового стажа не менее 12 лет, величины индивидуального пенсионного коэффициента - не менее 21, но поскольку величины индивидуального пенсионного коэффициента до 21 не хватает и он составляет 18, 571 балла, суды пришли к правильному выводу о том, что у истца отсутствует право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Ошибочное понимание заявителем норм материального права не свидетельствует о незаконности судебных постановлений.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу норм статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
Довод кассационной жалобы о том, что период учебы в Магнитогорском индустриально ? педагогическом техникуме профтехобразования с 01 сентября 1982 года по 29 октября 1984 года не включен в страховой стаж, в связи с чем истцом произведен иной расчет стажа и индивидуального пенсионного коэффициента, является необоснованным, поскольку учеба с 01 сентября 1982 года по 29 октября 1984 года включена в страховой стаж истца.
Довод кассационной жалобы о том, что право на пенсию у истца Тубулбаевой Э.Ф. возникло 16 декабря 2020 года, не может быть принят во внимания, поскольку основан на неправильном понимании норм пенсионного законодательства.
Исходя из положений части 1 статьи 8, части 1-3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", части 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", суды правильно указали, что страховая пенсия Тубулбаевой Э.Ф. может быть назначена при достижении возраста 56 лет 06 месяцев - 16 декабря 2021 года при наличии продолжительности страхового стажа не менее 12 лет, величины индивидуального пенсионного коэффициента - не менее 21, поскольку сведения о страховом стаже и индивидуальном пенсионном коэффициента определяются на дату достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", который в случае истца из-за отсрочки назначения пенсии, определяется по состоянию на 16 декабря 2021 года.
Судебная коллегия полагает, что исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судами применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судами норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Металлургического районного суда г. Челябинска от 15 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тубулбаевой Эльвиры Фаритовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.