Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-537/2022 по иску Климушкина - Афанасьева Михаила Викторовича к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Шумихинский" о перерасчете выслуги лет с учетом льготного исчисления периода службы
по кассационной жалобе Климушкина - Афанасьева Михаила Викторовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 10 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Климушкин-Афанасьев М.В. обратился в суд с иском к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Шумихинский" (далее - МО МВД России "Шумихинский"), в котором, уточнив заявленные требования, просил обязать ответчика засчитать в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет) в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца период службы с 15 июня 2004 г. по 22 сентября 2008 г. в должности милиционера охранно-конвойной службы конвойного отделения ОВД по Альменевского района Курганской области, засчитать в расчет выслуги лет для назначения пенсии службу на территории Республики Чечня с 4 июня 2001 г. по 20 марта 2003 г. в исчислении один месяц службы за три месяца, внести изменения в расчет выслуги лет для назначения ему пенсии с учетом указанных льготных периодов, направить расчет в пенсионный орган УМВД Курганской области для перерасчета пенсии с 19 июля 2022 г. (л.д. 76-82).
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что 30 июня 2022 г. уволен из органов внутренних дел с правом на получение пенсии. В период с 3 марта 2003 г. по 22 сентября 2008 г. проходил службу в должности милиционера охранно-конвойной службы конвойного отделения ОВД Альменевского района Курганской области. Указанный период службы засчитан в его стаж в календарном исчислении, а не в льготном как 1 месяц за 1, 5 месяца службы со ссылкой на то, что данная должность не предусмотрена Перечнем должностей, работа в которых дает право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии согласно разделу 2 приложения к приказу МВД России от 20 декабря 2016 г. N 868. Считал, что спорный период службы подлежит зачету в стаж в льготном исчислении, поскольку в его должностные обязанности входила доставка задержанных и заключенных под стражу лиц в суды, он осуществлял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых и охрану последних в помещении изолятора временного содержания на суточных дежурствах. Кроме того, в период с 4 июля 2001 г. по 20 марта 2003 г. он проходил службу на территории Республики Чечня. Согласно решению Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 17 июня 2003 г. указанный период подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении 1 месяц службы за 3 месяца. Однако при подсчете выслуги лет указанный период засчитан календарно.
Решением Шумихинского районного суда Курганской области от 11 октября 2022 г. исковые требования Климушкина-Афанасьева М.В. удовлетворены. На МО МВД России "Шумихинский" возложена обязанность засчитать в стаж службы Климушкина-Афанасьева М.В. в органах внутренних дел (выслугу лет) в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца период службы с 15 июня 2004 г. по 22 сентября 2008 г. в должности "милиционер охранно-конвойной службы конвойного отделения ОВД Альменевского района Курганской области", засчитать в расчет выслуги лет для назначения пенсии Климушкину-Афанасьеву М.В. службу на территории Республики Чечни с 4 июля 2001 г. по 20 марта 2003 г. в исчислении один месяц службы за три месяца, внести изменения в расчет выслуги лет для назначения пенсии Климушкина-Афанасьева М.В. с учетом льготного периода с 15 июня 2004 г. по 22 сентября 2008 г. в должности "милиционер охранно-конвойной службы конвойного отделения ОВД Альменевского района Курганской области", службу на территории Республики Чечни с 4 июля 2001 г. по 20 марта 2003 г, направить расчет в пенсионный орган УМВД Курганской области для перерасчета пенсии с 20 июля 2022 г. Взысканы с МО МВД России "Шумихинский" в пользу Климушкина-Афанасьева М.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 10 января 2023 г. указанное решение отменено в части удовлетворения требований о возложении на ответчика обязанности засчитать в расчет выслуги лет для назначения пенсии истца службу на территории Республики Чечни с 4 июля 2001 г. по 20 марта 2003 г. в исчислении один месяц службы за три месяца, внести изменения в расчет выслуги лет для назначения пенсии направить расчет в пенсионный орган УМВД Курганской области для перерасчета пенсии в отношении данного периода. В удовлетворении исковых требований Климушкина-Афанасьева М.В. в указанной части отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Климушкин-Афанасьев М.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения в части, которой отменено решение суда первой инстанции и в удовлетворении его исковых требований отказано, просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
От МО МВД России "Шумихинский" поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором ответчик просит жалобу оставить без удовлетворения, как необоснованную.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены обжалуемого судебного постановления в обжалуемой части.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец Климушкин-Афанасьев М.В. проходил службу в органах внутренних дел с 15 июня 2004 г. по 30 июня 2022 г. В период службы с 4 июля 2002 г. по 20 марта 2003 г. проходил службу в составе Объединенной Группировки войск и сил в Северо-Кавказском регионе в военной комендатуре Ачхой-Мартановского района Чеченской Республике.
Приказом МО МВД России "Шумихинский" N 76 л/с от 30 июня 2022 г. Климушкин-Афанасьев М.В. уволен со службы в органах внутренних дел с 1 июля 2022 г. по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
С 1 июля 2022 г. истец является получателем пенсии за выслугу лет.
Согласно расчету ответчика выслуга лет Климушкина-Афанасьева М.В. по состоянию на 1 июля 2022 г. составила в календарном исчислении 22 года 00 месяцев 01 день, в льготном исчислении - 01 год 04 месяца 02 дня, всего выслуга лет (общий стаж) для назначения пенсии составила 23 года 04 месяца 03 дня.
Согласно записям в военном билете, в период с 4 июля 2001 г. по 20 марта 2003 г. истец участвовал в контртеррористической операции на территории Республики Чечни.
Вступившим в законную силу 28 июня 2003 г. решением Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 17 июня 2003 г. установлен факт участия Климушкина-Афанасьева М.В. с 4 июля 2001 г. по 20 марта 2003 г. в боевых действиях и иных мероприятиях по обеспечению правопорядка в зонах вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики. Н военного коменданта Чеченской Республики возложена обязанность произвести перерасчет выслуги лет истца на пенсию в льготном исчислении, засчитать время службы на территории Чеченской Республики с 4 июля 2001 г. по 20 марта 2003 г. один месяц военной службы за три месяца.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования в части возложения на ответчика обязанности засчитать периоды службы истца с 4 июля 2001 г. по 20 марта 2003 г. в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца, суд первой инстанции, исходил из того, что вступившим в законную силу и имеющим преюдициальное значение в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заочным решением Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 17 июня 2003 г. установлен факт участия Климушкина-Афанасьева М.В. с 4 июля 2001 г. по 20 марта 2003 г. в боевых действиях и иных мероприятиях по обеспечению правопорядка в зонах вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики и обязанность военного коменанта зачесть спорный период в выслугу лет в льготном исчислении один месяц военной службы за три месяца. При этом суд не усмотрел оснований для зачета в выслугу лет периода с 4 июня 2001 г.
Принимая во внимание дату обращения истца с заявлением о перерасчете пенсии к ответчику с учетом включения спорных периодов службы в льготном исчислении, суд первой инстанции пришел к выводу о перерасчете пенсии с 20 июля 2022 г, возложив на МО МВД России "Шумихинский" обязанность внести изменения в расчет выслуги лет для назначения пенсии Климушкина-Афанасьева М.В. в том числе с учетом периода службы на территории Республики Чечни с 4 июля 2001 г. по 20 марта 2003 г, направить расчет в пенсионный орган УМВД Курганской области для перерасчета пенсии с 20 июля 2022 г.
Проверяя законность и обоснованность решения в обжалуемой части (в части рассмотрения исковых требований относительно периода службы на территории Чечни за период с 4 июня 2001 г. по 20 марта 2003 г. в исчислении один месяц службы за три месяца), суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда и их правовым обоснованием, признав их основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с существенным нарушением норм процессуального права, поскольку судом не установлены обстоятельства фактического участия истца в спорные периоды службы в выполнении задач на территории Чеченской Республики или в местностях, прилегающих к территории Чеченской Республики, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также его непосредственного участия в контртеррористических операциях.
Отменяя решение суда в указанной части и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, сославшись на положения статей 1, 5, 7, 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г..N 4328-I "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г..N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицам задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г..N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике", постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г..N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике", постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г..N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г..N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве
офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", исходил из того, что предметом рассмотрения Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда время фактического выполнения Климушкиным-Афанасьевым М.В. в спорный период задач на территории Чеченской Республики либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, а также время непосредственного участия его в контртеррористической операции и выполнения боевых задач в условиях чрезвычайного положения в целях льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии суда не являлось. Ответчик по настоящему делу МО МВД России "Шумихинский" не участвовал при рассмотрении дела военным судом, в связи с чем в силу положений части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 17 июня 2003 г..не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего дела. Судом первой инстанции в нарушение статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для дела не были определены и установлены, вследствие чего выводы суда о том, что периоды Климушкина-Афанасьева М.В. с 4 июля 2001 г..по 20 марта 2003 г..подлежат включению в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца, сделаны в отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих фактическое участие истца в названный выше период в выполнении задач на территории Чеченской Республики или в местностях, прилегающих к территории Чеченской Республики, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также его непосредственного участия в контртеррористических операциях и боевых действиях.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Пенсионное обеспечение отдельных категорий лиц, к числу которых относятся лица, проходившие военную службу, сотрудники органов внутренних дел, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1; название и нормы Закона приведены в редакции, действовавшей на дату увольнения истца по выслуге лет, дающей право на пенсию, - 30 июня 2022 г.)
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, как следует из подпункта "а" части 1 статьи 1 этого Закона, распространяются в том числе на лиц, проходивших военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
В силу положений подпункта "а" части 1 статьи 5 и подпункта "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лица, указанные в статье 1 данного Закона, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют на день увольнения со службы выслугу лет на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 засчитывается, в частности, военная служба (часть 1 статьи 18 данного закона).
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, в льготном исчислении (часть 2 статьи 18 названного Закона).
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "е" (абзац второй) пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (название и нормы постановления приводятся в редакции, действовавшей на дату увольнения истца по выслуге лет, дающей право на пенсию, - 30 июня 2022 г.) предусмотрено в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывать на льготных условиях один день службы за три дня время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками (руководителями) органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, (федеральных государственных органов) военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 г. или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 г.
Подпунктом "ж" (абзац 3) пункта 3 того же постановления предусмотрено, что зачету в выслугу лет из расчета один день службы за полтора дня подлежит: время военной службы (службы) в подразделениях, включенных в состав группировки сил и средств для проведения контртеррористической операции, - на основании решений (приказов) руководителя оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, принятых не ранее 3 августа 1998 г, решений (приказов) руководителя контртеррористической операции, принятых не ранее 10 марта 2006 г.
Льготное исчисление выслуги лет для военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, было установлено Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1).
Частью 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 предписано военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывать в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах согласно абзацу первому статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 определяет Правительство Российской Федерации.
Такой порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицам задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280), пунктом 2 которого предусмотрено предоставление военнослужащим и сотрудникам дополнительных гарантий и компенсаций только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
В силу абзаца второго пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1, постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 и от 18 июля 1994 г. N 844 "О максимальных сроках непрерывного прохождения военнослужащими военной службы по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также направления (командирования) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" Министром обороны Российской Федерации 4 января 1996 г. издан приказ N 9 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах" (далее также - приказ Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9).
Пунктом 1 (подпункт "б") приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9 установлено предоставлять дополнительные гарантии и компенсации согласно Приложению N 2 к названному Приказу - военнослужащим: выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения в составе воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп, а также на кораблях, в управлениях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующихся (направленных) на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств - республик бывшего Союза ССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями); выполняющим задачи при вооруженных конфликтах в составе воинских частей, дислоцирующихся (направленных) в местностях, которые решениями (в соответствии с решениями) Правительства Российской Федерации отнесены к зонам вооруженных конфликтов; выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения (при вооруженных конфликтах) при командировании (направлении) на территории (в местности), где введено чрезвычайное положение (которые отнесены к зонам вооруженных конфликтов); выполняющим задачи, решение которых отнесено Правительством Российской Федерации к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
Пунктом 5 Приложения N 2 "Дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" к приказу Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9 определено, что военнослужащим, указанным в подпункте "б" пункта 1 названного приказа, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, о чем издаются приказы соответствующих командиров (начальников). В послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта) и периоды выполнения этих задач, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) на пенсию на льготных условиях.
В пункте 7 Приложения N 2 "Дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" к приказу Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9 указано, что военнослужащим, командированным для выполнения соответствующих задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах, соответствующие гарантии и компенсации предоставляются при условии, что в выданных им командировочных удостоверениях указана цель командировки согласно подпункту "б" пункта 1 названного приказа и имеются отметки о сроках выполнения военнослужащими этих задач, заверенные командирами воинских частей и скрепленные оттиском гербовой печати воинской части.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г. N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" (утратило силу в связи с изданием Правительством Российской Федерации постановления от 26 декабря 2001 г. N 896 "О зонах вооруженных конфликтов") к зоне, на которую распространялось действие Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1, отнесена вся территория Чеченской Республики.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 896 "О зонах вооруженных конфликтов" к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта отнесено выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. (абзац третий пункта 1 данного постановления).
Из подпункта "а" пункта 1 и подпунктов "а", "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г..N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" следует, что военнослужащим, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, входящим в состав специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, проходящим службу (военную службу) в воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, дислоцированных на постоянной основе на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики, в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается: 1 месяц службы (военной службы) за 1, 5 месяца, а время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях - из расчета 1 месяц военной службы за 3 месяца.
При этом периоды (время) непосредственного участия военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров воинских частей, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г..- руководителем контртеррористической операции.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, определены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Данным Законом предусмотрены правила пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, в частности, к основаниям их пенсионного обеспечения отнесено прохождение ими как непосредственно службы в органах внутренних дел, так и военной или приравненной к ней службы в течение установленной законом продолжительности времени выслуги лет.
Закрепляя для лиц, у которых имеется соответствующая продолжительность выслуги лет, право на получение пенсии за выслугу лет, названный Закон в статье 18 устанавливает правило, согласно которому время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания Закона Правительством Российской Федерации издано постановление от 22 сентября 1993 г. N 941, в котором определен обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет, в том числе с учетом особенностей прохождения военной службы военнослужащими, выполняющими задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах. В подпункте "е" (абзац второй) пункта 3 данного постановления предусмотрены случаи зачета в выслугу лет для назначения пенсии периодов военной службы на льготных условиях - один день службы за три дня (за выполнение задачи при вооруженных конфликтах в составе воинских частей, дислоцирующихся (направленных) в местностях, которые решениями Правительства Российской Федерации отнесены к зонам вооруженных конфликтов). В подпункте "ж" (абзац 3) пункта 3 данного постановления в выслугу лет из расчета один день службы за полтора дня подлежит включению: время военной службы (службы) в подразделениях, включенных в состав группировки сил и средств для проведения контртеррористической операции, - на основании решений (приказов) руководителя оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, принятых не ранее 3 августа 1998 г, решений (приказов) руководителя контртеррористической операции, принятых не ранее 10 марта 2006 г.
Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1, устанавливая льготное исчисление выслуги лет военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (один месяц военной службы за три месяца), вопросы пенсионного обеспечения при этом не регламентирует, они конкретизированы в иных нормативных актах, в том числе принятых Правительством Российской Федерации во исполнение положений статьи 7 данного Закона. В целях льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии названной категории военнослужащих подлежит установлению факт выполнения военнослужащим задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280. При этом учитывается для льготного исчисления выслуги лет только время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определяются приказами соответствующих командиров воинских частей, которые в том числе издают приказы о зачете в выслугу лет для назначения пенсии этих периодов в льготном исчислении, что должно быть также отражено в послужном списке личного дела военнослужащего.
Таким образом, основанием для льготного исчисления выслуги лет, для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, является выполнение ими задач при вооруженных конфликтах в составе воинских частей, дислоцирующихся (направленных) в местностях, которые решениями Правительства Российской Федерации отнесены к зонам вооруженных конфликтов, подтвержденное соответствующими документами, в числе которых приказы командиров воинских частей о льготном исчислении выслуги лет, послужные списки личных дел военнослужащих.
Положения приведенных нормативных положений об условиях и о порядке льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в данном случае сотруднику органов внутренних дел судом апелляционной инстанции к спорным отношениям применены неправильно.
Как установлено судами, следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиком, истец с 4 июля 2002 г. по 20 марта 2003 г. проходил военную службу в составе Объединенной Группировки войск и сил в Северо-Кавказском регионе в военной комендатуре Ачхой-Мартановского района Чеченской Республике, что отражено в его послужном списке в разделе "выполнение служебных обязанностей в условиях чрезвычайного положения, участие в боевых действиях" (л.д. 91).
В военном билете (раздел 18 "Участие в боевых действиях") также имеется запись о том, что с 4 июля 2002 г. по 20 марта 2003 г. истец участвовал контртеррористической операции на территории Республики Чечня; в разделе 15 указаны номера и даты соответствующих приказов о зачислении в воинскую часть, исключении из части (л.д. 27).
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований Климушкина - Афанасьева М.В. к МО МВД России "Шумихинский" о возложении обязанности засчитать в расчет выслуги лет для назначения пенсии службу на территории Республики Чечня с 4 июля 2001 г. по 20 марта 2003 г. в исчислении один месяц службы за три месяца, внести изменения в расчет выслуги лет для назначения пенсии службы на территории Республики Чечни с 4 июля 2001 г. по 20 марта 2003 г. и направить расчет в пенсионный орган УМВД Курганской области для перерасчета пенсии, суд апелляционной инстанции не применил вышеприведенные нормативные положения, предусматривающие несколько вариантов льготного исчисления выслуги лет военнослужащим, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, в том числе из расчета 1 месяц за 1, 5 месяца.
В соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 названного кодекса.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 37 и 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств. Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в абзаце первом пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16, по смыслу части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции применяются, в частности, правила о подготовке дела к судебному разбирательству (глава 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), правила исследования и оценки доказательств (глава 6 и статьи 175 - 189 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), правила о принятии решения суда (части 1, 2 статьи 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), правила о составлении мотивированного решения суда (части 1, 2 статьи 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что суд апелляционной инстанции должен исправлять ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, поэтому он наделен полномочиями по повторному рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом (главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) для производства в суде апелляционной инстанции.
В нарушение вышеприведенных требований гражданского процессуального закона, разъяснений о порядке их применения и норм материального права, содержащих требование по документальному подтверждению льготного порядка исчисления выслуги лет, суд апелляционной инстанции, установив, что судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела не были определены и установлены, вследствие чего выводы суда о том, что период военной службы Климушкина-Афанасьева М.В. с 4 июля 2001 г. по 20 марта 2003 г. подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца, сделаны в отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих фактическое участие истца в названный выше период в выполнении задач на территории Чеченской Республики или в местностях, прилегающих к территории Чеченской Республики, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также его непосредственного участия в контртеррористических операциях и боевых действиях, допущенные судом первой инстанции нарушения не исправил, юридически значимые по делу обстоятельства не установил, не разъяснил истцу какими средствами доказывания он может подтвердить свои доводы, изложенные в исковом заявлении, не оказал истцу содействие в истребовании таких доказательств, фактически уклонился от повторного рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для льготного исчисления периода прохождения истцом военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации на территории Республики Чечня с 4 июля 2001 г. по 20 марта 2003 г. нельзя признать правомерным.
С учетом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 10 января 2023 г. в той части, которой отменено решение Шумихинского районного суда Курганской области от 11 октября 2022 г. об удовлетворении требований Климушкина - Афанасьева М.В. к МО МВД России "Шумихинский" о возложении обязанности засчитать в расчет выслуги лет для назначения пенсии службу на территории Республики Чечни с 4 июля 2001 г. по 20 марта 2003 г. в исчислении один месяц службы за три месяца, внести изменения в расчет выслуги лет для назначения пенсии службы на территории Республики Чечни с 4 июля 2001 г. по 20 марта 2003 г. и направить расчет в пенсионный орган УМВД Курганской области для перерасчета пенсии в части указанного периода, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части нельзя признать законным. Оно в названной части принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть приведенное выше и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 10 января 2023 г. отменить в части, которой отменено решение Шумихинского районного суда Курганской области от 11 октября 2022 г. об удовлетворении требований Климушкина - Афанасьева Михаила Викторовича к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Шумихинский" о возложении обязанности засчитать в расчет выслуги лет для назначения пенсии службу на территории Республики Чечни с 4 июля 2001 г. по 20 марта 2003 г. в исчислении один месяц службы за три месяца, внести изменения в расчет выслуги лет для назначения пенсии службы на территории Республики Чечни с 4 июля 2001 г. по 20 марта 2003 г. и направить расчет в пенсионный орган УМВД Курганской области для перерасчета пенсии в части указанного периода, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Направить дело в отмененной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.