Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А.
судей Малоедовой Н.В, Пашкульской Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2174/2022 по иску Хоровой Наталии Петровны к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным приказа о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списка участников мероприятия, возложении обязанности восстановить в списке, по кассационной жалобе Хоровой Наталии Петровны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хорова Н.П. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным приказа от 03 февраля 2022 г. N 34-п "О снятии с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО - Югры, признанных до 31 декабря 2014 г. участниками подпрограмм" и внесении изменений в отдельные приказы Департамента строительства ХМАО - Югры" в части снятия её с членами семьи с учета на получение субсидии и исключения их из списка участников мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО - Югры, признанных до 31 декабря 2014 участником подпрограмм"; просила восстановить их в указанном списке.
В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии с ее заявлением от 13 марта 2013 г. ОАО "Ипотечное агентство Югры" приняло решение от 10 апреля 2013 г. о признании истца с членами семьи участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в ХМАО - Югре" целевой программы "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года". На основании приказа Департамента строительства ХМАО - Югры от 03 февраля 2022 г. N 34-п истец с членами семьи исключена из списка участников мероприятия, в связи с выявлением факта получения субсидии супругом истца Хоровым С.Н. по подпрограмме "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в ХМАО - Югре на 2005 - 2015 годы" на строительство жилого дома. Истец не согласна с приказом от 03 февраля 2022 г. N 43-п, поскольку Хоров С.Н. получил субсидию до брака с истцом. Кроме того, стороны расторгли брак 22 марта 2022 г. Полагает, что в ее действиях отсутствует недобросовестность, поскольку ответчик мог по представленным документам ранее выявить факт получения субсидии Хоровым С.Н.
Решением Ханты-Мансийского районного суда от 27 июня 2022 года исковые требования Хоровой Н.П. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 ноября 2022 года решение Ханты-Мансийского районного суда от 27 июня 2022 года отменено, принято новое решение об отказе Хоровой Н.П. в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебного акта, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В своих возражениях Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры относительно доводов кассационной жалобы, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебного акта.
Судом при рассмотрении дела установлено, что 13 марта 2013 года Хорова Н.П. обратилась в уполномоченную организацию ОАО "Ипотечное агентство Югры" с заявлением о признании участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в ХМАО - Югре" целевой программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" с членами семьи: Хоровым С.Н. (муж), "данные изъяты" (сын), "данные изъяты" (сын), "данные изъяты" (дочь). Заявитель сообщила, что она с членами семьи ранее не получали государственную поддержку за счет средств бюджета всех уровней на приобретение или строительство жилых помещений.
09 августа 2018 г, 24 января 2019 г, 16 января 2020 г. Хорова Н.П. подавала в ОАО "Ипотечное агентство Югры" заявления о предоставлении субсидии в планируемом 2019, 2020, 2021 финансовых годах, в которых просила предоставить субсидию на состав семьи, включая супруга Хорова С.Н. и детей "данные изъяты". В заявлениях указывала, что она с членами семьи ранее не получали государственную поддержку за счет средств бюджета всех уровней на приобретение или строительство жилых помещений.
22 января 2021 года истцом в Департамент строительства ХМАО - Югры подано заявление о предоставлении субсидии в планируемом 2022 году, в котором заявитель просила предоставить субсидию на себя и членов семьи: супруга Хорова С.Н, детей "данные изъяты" Указала, что она с членами семьи ранее не получали государственную поддержку за счет средств бюджета всех уровней на приобретение или строительство жилых помещений.
При проверке представленных истцом сведений ответчиком был выявлен факт получения 14 мая 2007 года членом семьи истца Хоровым С.Н. на состав семьи 4 человека, включая сына "данные изъяты", мать "данные изъяты", отца "данные изъяты" субсидии по подпрограмме "Обеспечение жилыми помещениям граждан из числа коренных малочисленных народов в ХМАО - Югре" программы "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2005 - 2015 годы".
На основании приказа Департамента строительства ХМАО - Югры от 03 февраля 2022 г. N 34-п истец с членами семьи сняты с учета на получение субсидии и исключены из списка участников мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов автономного округа, признанных до 31 декабря 2014 г. участниками подпрограмм", в связи с: получением участником мероприятия, подавшим заявление на получение субсидии после 31 декабря 2010 г, и (или) членами его семьи государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы РФ (п. 7.5); выявлением в заявлении на получение субсидии и представленных к нему документов, не соответствующих действительности сведений (п. 7.7).
Хорова Н.П. и Хоров С.Н. зарегистрировали брак 09 июня 2007 года.
Согласно свидетельству о расторжении брака от 23 марта 2022 года брак между Хоровой Н.П. и Хоровым С.Н. прекращен 22 марта 2022 года.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь Порядком предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе- Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявление на получение мер государственной поддержки, утвержденным Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 года N 643-п, исходил из того, что основанием для снятия семьи Хоровых с учета и исключения из списков послужил факт предоставления недостоверной информации, а именно, не предоставление информации о том, что Хоров С.Н. получил субсидию из бюджета округа в 2007 году, вместе с тем, при обращении с заявлением истец предоставила ответчику всю требуемую информацию, в том числе и основания возникновения у ее мужа права на жилой дом, по адресу: "данные изъяты", то есть действовала добросовестно, при принятии решения о постановке на учет истец и члены ее семьи не предоставляли и не скрывали какой-либо информации, и пришел к выводу о незаконности оспариваемого приказа от 03 февраля 2022 года N 34-п.
С такими выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, который отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований указал на то, что факт получения супругом истца Хоровым С.Н. 14 мая 2007 года субсидии по подпрограмме "Обеспечение жилыми помещениям граждан из числа коренных малочисленных народов в ХМАО - Югре" программы "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2005 - 2015 годы" исключает возможность участия семьи Хоровой Н.П. в подпрограмме "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в ХМАО - Югре" целевой программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" в период действия подпрограммы с 03 января 2011 г. по 31 декабря 2013 г, при этом, в своих многочисленных заявлениях Хорова Н.П. скрыла факт получения Хоровым С.Н. субсидии, декларируя, что она и члены ее семьи ранее не получали государственную поддержку за счет средств бюджета всех уровней на приобретение или строительство жилых помещений, и пришел к выводу о недобросовестности действий Хоровой Н.П. и законности приказа ответчика о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списка участников мероприятия.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для исключения заявителя и членов её семьи из списка участников мероприятия, поскольку супруг истца - Хоров С.Н. получил меры господдержки до регистрации брака с истцом, которая членом его семьи не являлась, брак между истцом и Хоровым С.Н. расторгнут, в период с 2013 года по 2021 год истец, состоящая на учете, добросовестно предоставляла необходимые документы, в том числе и об изменении состава семьи, в связи с чем, действия ответчика недобросовестны, поскольку ответчик располагал сведениями о предоставлении Хорову С.Н. в 2007 году субсидии, однако, своевременных действий по исключению истца из соответствующих списков не предпринимал, основанием для отмены апелляционного определения не являются.
Вопреки доводам жалобы, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался Порядком предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденным постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 г. N 643-п, которым установлены правила и условия предоставления субсидии за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры гражданам из числа коренных малочисленных народов автономного округа.
В целях предоставления субсидии к членам семьи участника мероприятия относятся проживающие совместно с участником его супруг (супруга), родители, дети. Иные граждане могут быть признаны членами семьи участника мероприятия в судебном порядке (пункт 17 Порядка).
К нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии относятся: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 квадратных метров; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 квадратных метров; проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
В целях определения нуждаемости членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники (родные братья и сестры, родные дедушки, бабушки, внуки). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
При наличии у участника мероприятия и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади указанных жилых помещений (пункт 5 Порядка).
В случае если в составе сведений об участнике мероприятия и (или) членах его семьи произошли изменения, участник мероприятия обязан уведомить уполномоченный орган об их изменении, которые могут повлиять на получение субсидии, не позднее 30 календарных дней с даты изменения обстоятельств (пункт 6 Порядка).
Право на участие в мероприятии сохраняется за участниками мероприятия до получения ими субсидии в соответствии с порядком или до выявления оснований, установленных пунктом 7 порядка, для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка (пункт 6.1 Порядка).
Основаниями для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка являются: получение участником мероприятия, подавшим заявление на получение субсидии после 31 декабря 2010 года, и (или) членами его семьи государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев направления материнского (семейного) капитала и (или) Югорского капитала на улучшение жилищных условий (в том числе за пределами автономного округа), получения за счет средств бюджета автономного округа компенсации части процентной ставки по ипотечным кредитам, заключенным до 31 декабря 2013 года, в том числе рефинансированным после указанной даты, а также приобретения жилого помещения большей площади, получения в установленном порядке гражданами, имеющими 3 и более детей, земельного участка бесплатно в собственность для строительства индивидуального жилого дома (пункт 7.5 Порядка).
Проанализировав приведенные нормы права, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что условием для снятия с учета на получение субсидии по подпрограмме является получение заявителем и (или) членом его семьи субсидии из бюджета автономного округа.
Учитывая, что факт получения членом семьи истца субсидии за счет средств бюджета автономного округа установлен, Хоровой Н.П. предоставлялись сведения о том, что ни она, ни члены ее семьи ранее не получали государственную поддержку за счет средств бюджета всех уровней на приобретение или строительство жилых помещений, которые не соответствовали действительности, оснований для признания незаконным решения Департамента строительства ХМАО-Югры о снятии Хоровой Н.П. и членов её семьи с учета на получение субсидии и исключении его из списка участников мероприятия, у суда не имелось.
Вопреки доводам жалобы, факт того, что брак между Хоровой Н.П. и Хоровым С.Н. прекращен 22 марта 2022 года, не свидетельствует о незаконности, вынесенного Департаментом строительства ХМАО - Югры приказа от 03 февраля 2022 года N 34-п.
Судом апелляционной инстанции обоснованно указано на то, что наличие в списке участников мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО - Югры, признанных до 31 декабря 2014 г. участниками подпрограмм" лиц, неправомерно принятых на учет - нарушает права других граждан, принятых на учет в установленном порядке, на своевременное получение субсидии. Кроме того, программа является публичной и её участники должны соответствовать названным условиям как на момент постановки на учет, так и в период до получения мер социальной поддержки, и при наступлении событий, предусмотренных в пункте 7.5 Порядка, граждане подлежат исключению из единого списка.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебного постановления в кассационном порядке.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятого судебного акта, не имеется.
Таким образом, принятый судебный акт сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хоровой Наталии Петровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.