Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А.
судей Малоедовой Н.В, Пашкульской Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-7122/2022 по иску Кирсанова Юрия Владимировича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области о признании незаконным решения комиссии в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, возложении обязанности постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, по кассационной жалобе Кирсанова Юрия Владимировича на решение Курганского городского суда Курганской области от 05 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 24 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, объяснения представителя УФСИН России по Курганской области Столярова А.А, поддержавшего возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кирсанов Ю.В. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказания Управлению по Курганской области (далее - УФСИН России по Курганской области) о признании незаконным решения комиссии УФСИН России по Курганской области от 25 января 2022 года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, оформленного протоколом от 29 декабря 2021 года N 4; возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с 29 сентября 2021 года с составом семьи из двух человек.
В обоснование заявленных требований указал, что является действующим сотрудником, занимает должность заместителя начальника ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Курганской области, выслуга лет составляет более 10 лет. 29 сентября 2021 года истец Кирсанов Ю.В. обратился в комиссию УФСИН России по Курганской области с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения на состав семьи два человека: он и несовершеннолетний сын "данные изъяты" 29 декабря 2021 года по результатам рассмотрения рапорта Комиссией принято решение об отказе в постановке на учет в связи с отсутствием оригиналов документов (свидетельство о рождении "данные изъяты", свидетельство о рождении "данные изъяты", свидетельства об установлении отцовства), а также в связи с не предоставлением документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (свидетельства о регистрации по месту пребывания на сына "данные изъяты", не представлены документы на Вяткину Н.А, Вяткину К.С.). Истец считает, что указанное решение является незаконным и подлежит отмене, поскольку истцом были представлены все необходимые документы.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 05 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 24 ноября 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В своих возражениях Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области относительно доводов кассационной жалобы, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Истец Кирсанов Ю.В, третье лицо Вяткина Н.А. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых постановлений в кассационном порядке.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Кирсанов Ю.В. с 15 марта 2000 года по 08 июня 2022 года проходил службу в уголовно-исполнительной системе.
Приказом начальника УФСИН России по Курганской области от 27 апреля 2022 года N 202-лс Кирсанов Ю.П. уволен со службы с должности заместителя начальника ЦИТОВ УФСИН России по Курганской области с 08 июня 2022 года в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
Согласно материалам учётного дела Кирсанов А.Ю. имеет сына "данные изъяты" года рождения, матерью которого является Вяткина Н.А.
Кирсанов Ю.В. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "данные изъяты" на период с 25 августа 2021 года по 23 августа 2023 года.
Собственниками квартиры, общей площадью 58, 7 кв.м, расположенной по адресу: "данные изъяты", являются Вяткина Н.А. в размере 2/5 доли в праве собственности, Вяткина К.С. в размере 2/5 доли в праве собственности, "данные изъяты" в размере 1/5 доли в праве собственности. В указанной квартире зарегистрированы: "данные изъяты", Вяткина Н.А, Вяткина К.С.
29 сентября 2021 года Кирсанов Ю.В. обратился в ФСИН России по Курганской области с заявлением (рапортом) о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, приложив к нему пакет документов.
Документы Кирсанова Ю.В, необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, приняты территориальной подкомиссией ГУФСИН России по Курганской области.
Согласно выписке из протокола N 4 от 29 декабря 2021 года заседания комиссии ФСИН России по Курганской области Кирсанову Ю.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369: не представлены оригиналы документов: свидетельство о рождении "данные изъяты", свидетельство о рождении "данные изъяты", свидетельство об установлении отцовства, а также не представлены свидетельство о регистрации по месту пребывания "данные изъяты" и документы на Вяткину Н.А, Вяткину К.С.
Не согласившись с решением территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Курганской области от 29 декабря 2021 года, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 4, ч. 1, п. 2 ч. 3, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, пришёл к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения комиссии УФСИН России по Курганской области от 25 января 2022 г. об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, оформленного протоколом от 29 декабря 2021 г. N 4 и возложения обязанности на УФСИН России по Курганской области поставить Кирсанова Ю.В. с составом семьи их двух человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что на момент подачи заявления Кирсанов Ю.В. являлся членом семьи Вяткиной Н.А. и Кирсанова А.Ю, в связи с чем непредоставление истцом документов о регистрации по месту пребывания "данные изъяты", документов в отношении Вяткиной Н.А. и Вяткиной К.С, лишило комиссию УФСИН России по Курганской области возможности установить наличие у Кирсанова Ю.В. оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из двух человек на учет для получения единовременной социальной выплаты.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали надлежащую правовую оценку, при разрешении спора судом применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Вяткина Н.А. и Вяткина К.С. не являются членами семьи Кирсанова Ю.В, заявитель нуждается в улучшении жилищных условий, что подтверждается актом, не являются основанием для отмены судебных постановлений.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудников проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт Федерального закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного Закона.
К таким лицам относятся супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения (пункты 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил).
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника могут быть признаны также и иные граждане, не являющиеся родственниками собственника жилого помещения в случае, если собственник вселил их в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи.
Вопреки доводам жалобы, суд обоснованно принял во внимание, что Кирсанов Ю.В. проживает в квартире, собственниками которой являются его сын "данные изъяты" года рождения, мать их совместного ребенка Вяткина Н.А. и её дочь "данные изъяты"
В суде апелляционной инстанций представитель истца поясняла, что вселение истца Кирсанова Ю.В. в квартиру, расположенную по адресу: "данные изъяты", произошло с разрешения матери сына - Вяткиной Н.А, при этом представителем не отрицался факт ведения общего хозяйства истца Кирсанова Ю.В и матери сына "данные изъяты" - Вяткиной Н.А.
Таким образом, доказательств того, что Кирсанов Ю.В. был вселен собственниками жилого помещения не как член семьи, а по иным основаниям при рассмотрении дела не представлено.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, несоблюдение Кирсановым Ю.В. обязанности по предоставлению документов в отношении Вяткиной Н.А. и Вяткиной К.С. при обращении для постановки на учет в целях получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, послужило основанием для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Приводимые в обоснование кассационной жалобы доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, рассмотрены судом апелляционной инстанции и им отклонены.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, акт проверки жилищных условий заявителя, безусловно не свидетельствует о нуждаемости истца.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 05 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 24 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кирсанова Юрия Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.