Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2115/2022 по иску Мосеевой Натальи Николаевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (после реорганизации Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области) о зачете периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 09 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 24 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, возражения Мосеевой Натальи Николаевны, её представителя Фалькова Д.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Мосеева Н.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (после реорганизации Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области) о признании незаконным решения от 20 октября 2021 года N210000096448/593621/21, возложении обязанности включить в специальный стаж периодов работы с 13 марта 1992 года по 15 августа 1994 года воспитателем и заведующей детским садом N 5 шахты "Кок-Янгак" Республики Кыргызстан, с 23 июля 1994 года по 05 сентября 1994 года воспитателем в детском саду акционерного общества закрытого типа "Русь", с 01 сентября 2007 года по 31 августа 2010 года заместителем директора по информатизации в муниципальном казенном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N3" г. Аша; с 01 сентября 2006 года по 31 августа 2007года и с 01 сентября 2009 года по 31 августа 2010 года по совместительству учителем географии в муниципальном казенном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N3" г. Аша, о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 15 августа 2021 года.
Требования мотивированы тем, что она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением от 20 октября 2021 года в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии. Считает, что спорные периоды незаконно не включены в ее специальный стаж, поскольку она осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей, чем нарушено ее право на пенсионное обеспечение.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 09 августа 2022 года исковые требования Мосеевой Н.Н. удовлетворены частично. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области от 20 октября 2021 года в части отказа в зачете Мосеевой Н.Н. в педагогический стаж периодов работы в детском саду N 5 шахты "Кок-Янгак" Республики Кыргызстан, в детском саду акционерного общества закрытого типа "Русь", периоды работы по совместительству в муниципальном казенном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N3" г. Аша. На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области возложена обязанность включить Мосеевой Н.Н. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: с 13 марта 1992 года по 15 августа 1994 года в должности воспитателя и заведующей детским садом N 5 шахты "Кок-Янгак" Республики Кыргызстан; с 23 июля 1994 года по 05 сентября 1994 года в должности воспитателя детского сада акционерного общества закрытого типа "Русь"; с 01 сентября 2006 года по 31 августа 2007 года и с 01 сентября 2009 года по 31 августа 2010 года по совместительству в качестве учителя географии в муниципальном казенном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 3" г. Аша. На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области возложена обязанность назначить Мосеевой Н.Н. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента возникновения права - с 03 марта 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 24 ноября 2022 года решение Центрального районного суда г. Челябинска от 09 августа 2022 года отменено в части удовлетворения исковых требований о возложении на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области обязанности засчитать в специальный стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 23 июля 1994 года по 15 августа 1994 года в должности воспитателя, заведующей детским садом N 5 шахты "Кок-Янгак" Республики Кыргызстан. В указанной части вынесено новое решением, которым в удовлетворении требований отказано. В остальной части решение Центрального районного суда г. Челябинска от 09 августа 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Челябинска от 09 августа 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 24 ноября 2022 года, как незаконных, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В доводах кассационной жалобы повторяет свою позицию, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций. Указывает, что период работы Мосеевой Н.Н. с 23 июля 1994 года по 05 сентября 1994 года воспитателем в детском саду закрытого акционерного общества "Русь" не подлежит зачету в специальный стаж, так как Списком от 06 сентября 1991 года N 463 и постановлением Совета Министров РСФСР от 09 сентября 1991 года N463 не предусмотрены закрытые акционерные общества. Отмечает, что при разрешении спора не подлежало применению Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, поскольку на момент вынесения решения об отказе Мосеевой Н.Н. в назначении пенсии с 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение от 20 декабря 2019 года. Названное соглашение основано на территориально-пропорциональном принципе и предусматривает установление и выплату пенсии гражданам государств-участников и членам их семей, каждой договаривающейся стороны исходя из стажа работы, приобретенного на её территории после вступления в силу данного Соглашения. При этом, за стаж, приобретенный до вступления в силу Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года, то есть по 12 марта 1992 года. Пенсионным органом данное требование исполнено, в льготный стаж Мосеевой Н.Н. засчитан период работы с 31 августа 1990 года по 12 марта 1992 года.
Оснований для включения в льготный стаж периодов работы после 13 февраля 1992 года не имеется, так как при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости граждан, прибывших из государств-участников международных соглашений в области пенсионного обеспечения, основанных на территориальном принципе, необходимо соблюдение схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий досрочного пенсионного обеспечения. Однако пенсионным законодательством Республики Кыргызстан не предусматривалось и не предусматривается предоставление права на досрочное пенсионное обеспечение педагогическим работникам. Кроме того, на рассмотрение судов не предоставлено сведений об уплате Мосеевой Н.Н. страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, что является одной из причин отказа в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж периода работы с 13 марта 1992 года по 22 июля 1994 года воспитателем и заведующей детским садом N5 шахты "Кок-Янгак" Республики Кыргызстан. Считает, что судом апелляционной инстанции необоснованно сделан вывод о том, что архивная справка Жалал-Абадского областного государственного архива NОЧ-2/4542 от 25 октября 2019 года подтверждает начисление Мосеевой Н.Н. заработной платы с отчислениями в Пенсионный фонд. Полагает, что названная справка уплату взносов в Пенсионный фонд не подтверждает в виду отсутствия в ней соответствующей графы. Периоды работы с 01 сентября 2006 года по 31 августа 2007 года, с 01 сентября 2009 года по 31 августа 2010 года по совместительству учителем географии в муниципальном казенном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N3" г..Аша необоснованно учтены в стаж педагогической деятельности, так как данная работа, в силу положений статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации, является работой по совмещению, а не по совместительству.
Кроме того, работодателем период работы с 01 сентября 207 года по 31 августа 2010 года отражен в индивидуальном (лицевом) счете как работа на общих основаниях без кода педагогической деятельности. Также в жалобе заявитель указывает на допущенные судом апелляционной инстанции в тексте судебного акта описки, которые, по его мнению, существенно влияют на его законность. Полагает, что при наличии таких описок, судебный акт не может быть признан законным.
Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответика.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 15 августа 2021 года Мосеева Н.Н. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области N210000096448/593621/21 от 20 октября 2021 года Мосеевой Н.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности. По подсчетам пенсионного органа продолжительность специального стажа Мосеевой Н.Н. составляет 21 год 05 месяцев 18 дней.
В стаж педагогической деятельности Мосеевой Н.Н. не включены следующие периоды работы: с 13 марта 1992 года по 15 августа 1994 года воспитателем и заведующей детским садом N 5 шахты "Кок-Янгак" Республики Кыргызстан; с 23 июля 1994 года по 05 сентября 1994 года воспитателем в детском саду акционерное общество закрытого типа "Русь"; с 01 сентября 2007 года по 31 августа 2010 года заместителем директора по информатизации в муниципальном казенном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N3" г. Аша; с 01 сентября 2006 года по 31 августа 2007 года и с 01 сентября 2009 года по 31 августа 2010 года по совместительству учителем географии в муниципальном казенном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N3" г. Аша.
31 августа 1990 года Мосеева Н.Н. принята на работу в детский сад N 5 шахты "Кок-Янгак" Республики Кыргызстан воспитателем, с 01 декабря 1993 года назначена заведующей детским садом N 5, с 15 августа 1994 года уволена по собственному желанию. С 23 июля 1994 года принята на работу в акционерное общество закрытого типа "Русь" воспитателем, с 05сентября 1994 года переведена в Целинную среднюю школу. С 15 августа 2005 года принята на должность старшей вожатой на 1, 5 ставки в муниципальное казенное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 3" г. Аша, с 04 сентября 2007 года назначена заместителем директора по информатизации с 01 сентября 2007 года, с 01сентября 2010 года переведена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя географии.
Не соглашаясь с принятым пенсионным органом решением, ссылаясь на то, что подсчет её специального стажа произведен пенсионным органом неверно, такой подсчет нарушает право на досрочное пенсионное обеспечение, Мосеева Н.Н. обратилась в суд.
Разрешая требования Мосеевой Н.Н. в части включения в специальный стаж периода работы с 13 марта 1992 года по 15 августа 1994 года в должности воспитателя, заведующей детским садом N 5 шахты "Кок-Янгак" Республики Кыргызстан, суд первой инстанции, с которым в данной части согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статье 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, исходил из того, что вышеуказанным международным Соглашением предусмотрен территориальный принцип назначения пенсии - по законодательству государства, на территории которого назначается пенсия. Установив, что должность и учреждение, в которых работала Мосеева Н.Н. в спорный период, предусмотрены Списком 1991 года, пришел к выводу о том, что правовых оснований для исключения вышеуказанного периода работы Мосеевой Н.Н. из стажа педагогической деятельности у пенсионного органа не имелось.
Принимая решение, суд первой инстанции, указал, что отсутствие на территории Республики Кыргызстан института досрочных пенсий не имеет значения, поскольку вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, Мосеева Н.Н. проживает на территории Российской Федерации, её пенсионные права подлежат определению в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Пенсионным органом в добровольном порядке включен в педагогический стаж период аналогичной работы Мосеевой Н.Н. в должности воспитателя, заведующей детским садом N 5 шахты "Кок-Янгак" с 31 августа 1990 года по 12 марта 1992 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Мосеевой Н.Н. в части включения в специальный стаж периода работы с 23 июля 1994 года по 05 сентября 1994 года в должности воспитателя в детском саду акционерного общества закрытого типа "Русь", суд первой инстанции, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2001 года N310-О, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью вшколах и других учреждениях для детей", постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсиипо старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 педагогическая деятельность в детских садах всех наименований в должности заведующего детским садом, воспитателя дает право на назначение досрочной пенсии. При этом, в стаж, дающий право на выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренные списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Ведомственная принадлежность учреждений для детей не влияет на право на пенсию за выслугу лет, если эти образовательные учреждения предусмотрены оспариваемым списком.
Проанализировав записи в трудовой книжке Мосеевой Н.Н, архивные справки Архивного отдела администрации Брединского муниципального района Челябинской области, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что в спорный период Мосеева Н.Н. осуществляла трудовую деятельность в детском саду в должности воспитателя, наименование должности и наименование учреждения предусмотрено Списком, в связи с чем, указанный период подлежит включению в стаж педагогической деятельности Мосеевой Н.Н.
Удовлетворяя требование Мосеевой Н.Н. в части включения в специальный стаж периодов работыс 01 сентября 2006 года по 31 августа 2007 года и с 01 сентября 2009 года по 31 августа 2010 года по совместительству учителем географии и учителем информатики в муниципальном казенном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N3" г. Аша, суд первой инстанции, с которым в данной части также согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав штатные расписания, тарификационные списки, табели учета рабочего времени за 2006-2010 года, пришел к выводу о том, что Мосеева Н.Н. в указанный период осуществляла преподавательскую деятельность по совместительству в качестве учителя географии и учителя информатики с продолжительностью рабочего времени более 18 часов в неделю, что соответствует утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 года N191 норме часов педагогической работы за ставку заработной платы.
Установив, что общая продолжительность специального стажа Мосеевой Н.Н. по состоянию на 02 сентября 2020 года, с учетом спорных периодов, составляет 25 лет, чего с учетом переходных положений не достаточно для досрочного назначения пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с даты обращения с заявлением об её назначении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, принял решение о возложении на пенсионный орган обязанности назначить Мосеевой Н.Н. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с 03 марта 2022 года.
Как уже указывалось выше, суд апелляционной инстанции в целом согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием. Вместе с тем указал на незаконность вывода суда первой инстанции в части двойного включения совпадающих периодов работы Мосеевой Н.Н. с 23 июля 1994 года по 15 августа 1994 года как в должности заведующей детским садом N 5 шахты "Кок-Янгак" Республики Кыргызстан, также и в должности в должности воспитателя детского сада акционерного общества закрытого типа "Русь". В связи с изложенным, судом апелляционной инстанции принято решение об отмене в части состоявшегося судебного акта с принятием в указанной части нового решения об отказе Мосеевой Н.Н. в удовлетворении исковых требований о включении периода работы с 23 июля 1994 года по 15 августа 1994 года в должности заведующей детским садом N5 шахты "Кок-Янгак" Республики Кыргызстан в стаж педагогической деятельности. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба пенсионного органа без удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что выводы судов основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства при оценке судами доказательств, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 - для учета деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 - для учета деятельности, имевшей место за период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 - за периоды педагогической деятельности, имевшей место с 01 января 2002 года, либо за весь период трудовой деятельности;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") - применяется для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
В разделе "Наименование учреждений" Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, в числе учреждений указаны школы и детские сады. В разделе "Наименование должностей" указаны заведующие, воспитатели.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрены должности директора (начальника, заведующего), воспитателя, учителя, а пунктами 1.1, 1.8 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований; дошкольные образовательные учреждения, в том числе детские сады всех наименований.
Разрешая возникший спор, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в период с 13 марта 1992 года по 22 июля 1994 года Мосеева Н.Н. работала воспитателем и заведующей детским садом N 5 шахты "Кок-Янгак" Республики Кыргызстан, наименование учреждения и наименование должности соответствуют приведённым Спискам. При этом трудовая деятельность протекала на территории иностранного государства, являющегося участником Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. Не смотря на то, что спорный период работы истца имел место после 13 марта 1992 года, в соответствии с пенсионным законодательством Республики Кыргызстан не предусматривается назначение досрочных пенсий педагогическим работникам, однако в настоящее время Мосеева Н.Н. является гражданкой Российской Федерации, постоянно проживает на территории Российской Федерации и продолжает осуществлять педагогическую деятельность, указанное является основанием для признания за ней права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает вывод судов о наличии возможности включения в специальный стаж истца работы на территории Республики Кыргызстан обоснованным, а доводы кассационной жалобы ответчика об обратном в данной части несостоятельными.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Кыргызстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы ответчика о том, что специальный стаж истца, приобретенный на территории Республики Кыргызстан, может быть учтен только до распада СССР, остальной стаж не может быть принят во внимание, поскольку в Республике Кыргызстан отменен институт досрочных пенсий для педагогов, спорный период может быть включен в специальный стаж только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не основаны на законе.
При разрешении спора суды правильно исходили из того, что специальный стаж истца может быть исчислен по законодательству Российской Федерации. Учитывая, что в период с 13 марта 1992 года по 22 июля 1994 года истец работала воспитателем и заведующей детским садом N5 шахты "Кок-Янгак" Республики Кыргызстан, то есть в должности и в учреждении, предусмотренных как действующим в период работы истца Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, так и действующими в настоящее время Списками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, суды приняли обоснованное решение о зачете данного периода работы в специальный стаж истца.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что Мосеева Н.Н. выполняла работу, не дающую в Республике Кыргызстан в силу действующего пенсионного законодательства право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и не могла рассчитывать на досрочное пенсионное обеспечение по законодательству в Республике Кыргызстан, а также о том, что Мосеева Н.Н. обратилась за назначением пенсии в период действия Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, подписанного в том числе Республикой Кыргызстан, вступившего в силу с 1 января 2021 года, согласно которому периоды работы истца на территории Республики Кыргызстан могут быть засчитаны в Российской Федерации в специальный стаж, если включение этих периодов в специальный стаж предусматривалось законодательством Республики Кыргызстан, являлись предметом обсуждения в суде апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку отсутствие в пенсионном законодательстве Республики Кыргызтн института досрочных пенсий для педагогических работников не является основанием для невключения спорного периода в специальный стаж истца, в настоящее время постоянно проживающего на территории Российской Федерации, поскольку, как об этом верно указано судами, оценка его пенсионных прав в связи с назначением досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Кыргыстан. В ходе рассмотрения настоящего дела ответчик не оспаривал факт осуществления истцом в спорный период педагогической деятельности в должности и в учреждении, предусмотренных Списком N 463 и Списком N 781, факт работы на территории иностранного государства подтвержден представленными в материалы дела достоверными и достаточными доказательствами.
Следует отметить, что в соответствии с переходным положением статьи 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, установлено, что за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года N 94, постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 603), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 года N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений.
Из изложенных нормативных положений следует, что периоды работы в должности учителя общеобразовательной школы после 01 сентября 2000 года засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, при работе в 5-11 (12) классах не менее 18 часов в неделю.
Установив на основании анализа и оценки представленных в материалы дела доказательств, что с 01 сентября 2006 года по 31 августа 2007 года и с 01 сентября 2009 года по 31 августа 2010 года Мосеева Н.Н. с 15 августа 2005 года работала старшей вожатой, с 01 сентября 2007 года заместителем директора образовательного учреждения по информатизации, при этом в эти периоды работала по совместительству учителем географии и учителем информатики в муниципальном казенном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N3" г. Аша, преподавание названных предметов ею осуществлялось в 5-11 классах, норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы не менее 18 часов в неделю выполнялась, сведения индивидуального лицевого счета в данной части являются недостоверными и не отражают характер трудовой деятельности истца, суды пришли к верному выводу о наличии оснований для включения приведенных спорных периодов в стаж педагогической деятельности в целях назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов в части включения в специальный стаж периода работы с 23 июля 1994 года по 05 сентября 1994 года воспитателем в детском саду акционерного общества закрытого типа "Русь" направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и не являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
В действовавшем в указанный период работы истца воспитателем в детском саду акционерного общества закрытого типа "Русь" Общесоюзном классификаторе "Отрасли народного хозяйства" (утвержден 01 января 1976 года и утратил силу 01 января 2003 года) содержался перечень наименований учреждений дошкольного образования, где могла осуществляться педагогическая деятельность, которая служит основанием для назначения досрочной пенсии по старости, разделом 92400 3 которого к учреждениям дошкольного воспитания отнесены детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Не смотря на то, что акционерное общество закрытого типа ни одним из приведенных списков, не предусмотрено в качестве образовательного учреждения, однако в спорный период работы истца в детском саду допускалась организация детских дошкольных учреждений предприятиями, которые осуществляли руководство и контроль за их хозяйственно-финансовой деятельностью. То обстоятельство, что детский сад, в котором работала Мосеева Н.Н. в спорный период, находился в ведении акционерного общества закрытого типа "Русь", не имеет значения для оценки пенсионных прав истца.
Таким образом, в кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства и его выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебного постановления. Нарушений норм процессуального права, в том числе при оценке доказательств, судом не допущено. Допущенные судом апелляционной инстанции описки на правильность судебного решения не влияют, при необходимости могут быть исправлены в порядке статьи 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 09 августа 2022 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 24 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.