Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Синьковской Л.Г, Васильевой Т.И, при секретаре Авдеевой Р.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-91/2022 по апелляционной жалобе Министерства социального обеспечения, материнства и детства Курской области на решение Курского областного суда от 12 декабря 2022 года по административному исковому заявлению заместителя прокурора Курской области в защиту интересов Ульянцевой "данные изъяты" к Министерству финансов и бюджетного контроля Курской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного решения в разумный срок.
Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г, возражения по доводам апелляционной жалобы прокурора Смирновой М.В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Заместитель прокурора Курской области, действуя в защиту интересов Ульянцевой К.А, обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании в пользу Ульянцевой К.А. компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что на протяжении 11 месяцев судебный акт должником не исполнен, что свидетельствует о нарушении разумного срока исполнения судебного акта.
Решением Курского областного суда от 12 декабря 2022 года административные исковые требования удовлетворены частично, взыскана с Министерства финансов и бюджетного контроля Курской области за счет средств бюджета Курской области в пользу Ульянцевой "данные изъяты" компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 20 000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социального обеспечения, материнства и детства Курской области просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указывает, что срок исполнения судебного решения по предоставлению жилого помещения был обусловлен необходимостью соблюдения установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" процедур, имевшаяся просрочка исполнения была вызвана объективными причинами: необходимостью проведения аукциона, заключения контракта, в связи с чем, такая просрочка исполнения судебного акта является допустимой и обоснованной.
Министерством социального обеспечения, материнства и детства Курской области исполнена обязанность по обеспечению Ульянцевой К.А. жилым помещением на территории "адрес" в рамках Закона Курской области от 25 июля 2022 года N 48-ЗКО, следовательно, министерством приняты все исчерпывающие меры, направленные на исполнение судебного акта.
Между Министерством социального обеспечения, материнства и детства Курской области и Ульянцевой К.А. составлено мировое соглашение, которое ДД.ММ.ГГГГ утверждено Промышленным районным судом г. Курска.
ДД.ММ.ГГГГ Ульянцевой К.А. выдан сертификат, в связи с чем обязанность по обеспечению Ульянцевой К.А. жилым помещением на территории "адрес" исполнена в рамках вступившего в законную силу 6 августа 2022 года Закона Курской области от 25 июля 2022 года N 48-ЗКО.
Приказом комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области от ДД.ММ.ГГГГ N Ульянцева К.А. была исключена из сводного списка по "адрес" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан из их числа в связи с реализацией права на получение единовременной денежной выплаты на однократное приобретение в собственность благоустроенного жилого помещения (квартиры) за счет средств областного бюджета.
Указывает, что судом не были учтены его доводы об отсутствии у прокурора права на обращение в суд с административным иском о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в интересах лиц, из числа детей-сирот, которые в силу состояния здоровья, возрасту имеют возможность самостоятельно обратиться в суд.
В апелляционной жалобе также заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства социального обеспечения, материнства и детства Курской области.
В представленных возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение Курского областного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представителем Министерства финансов и бюджетного контроля Курской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено согласие с доводами апелляционной жалобы, а также заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства финансов и бюджетного контроля Курской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (части 2 и 3 статьи 1 Закона о компенсации).
В силу части 8 статьи 3 Закона о компенсации заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В соответствии с частью 3 статьи 4 названного закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Согласно части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
По общему правилу, закрепленному в статье 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В соответствии с пунктом 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 11) при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта.
Из материалов административного дела, гражданского дела усматривается, что решением Промышленного районного суда города Курска от 3 июня 2021 года удовлетворен иск Льговского межрайонного прокурора Курской области в интересах Ульянцевой К.А, которым на комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области (в настоящее время Министерство социального обеспечения, материнства и детства Курской области) возложена обязанность предоставить Ульянцевой К.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории "адрес", взамен ранее предоставленного.
Решение суда было обжаловано и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Промышленным районным судом города Курска в адрес Ульянцевой К.А. направлен исполнительный лист N, который ДД.ММ.ГГГГ предъявлен Ульянцевой К.А. к исполнению в службу судебных приставов.
ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области возбуждено исполнительное производство N в отношении комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области. Должнику установлен пятидневный срок с момента получения копии указанного постановления для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В указанный срок решение суда исполнено не было.
Судом установлено, что в ходе исполнительного производства судебным приставом-исполнителем совершались необходимые исполнительные действия, направленные на понуждение должника к своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе: дважды должнику направлялись требования о необходимости исполнения решения суда, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, также руководитель комитета социального обеспечения неоднократно предупреждался об административной и уголовной ответственности за неисполнение решения суда.
Сведений о допущенном бездействии со стороны судебных приставов в представленных материалах не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области обращался в районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения, в удовлетворении которого определением суда от 1 июля 2022 года было отказано. При этом суд принял во внимание, что Ульянцева К.А. относится к особой категории граждан, подлежащей государственной защите (дети, оставшиеся без попечения родителей), неисполнение решения данной категории не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в комитет социального обеспечения от Ульянцевой К.А. поступило заявление, в котором она выразила согласие на получение дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Законом Курской области N 48-ЗКО во исполнение судебного решения.
Определением Промышленного районного суда города Курска 4 октября 2022 года утверждено мировое соглашение, заключенное между Ульянцевой К.А. и комитетом социального обеспечения, материнства и детства Курской области на стадии исполнения решения Промышленного районного суда города Курска от 3 июня 2021 года, по условиям которого взыскатель в полном объеме отказывается от требований к должнику о возложении на него обязанности предоставить взыскателю благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Курска, взамен ранее предоставленного; а должник обязуется предоставить взыскателю дополнительную меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на однократное приобретение в собственность благоустроенного жилого помещения (квартиры) за счет средств областного бюджета в соответствии с Законом Курской области от 25 июля 2022 года N 48-ЗКО "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на однократное приобретение в собственность благоустроенного жилого помещения (квартиры) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраст 25 лет, место жительства которых находится на территории Курской области".
Право собственности на жилое помещение (квартиру), расположенную по адресу: "адрес", приобретенную за счет средств бюджета Курской области, зарегистрировано за Ульянцевой К.А. ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из приказа комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области N от ДД.ММ.ГГГГ года Ульянцева К.А. исключена из Сводного списка, в связи с реализацией права на получение единовременной денежной выплаты на однократное приобретение в собственность благоустроенного жилого помещения (квартиры) по адресу: "адрес", за счет средств областного бюджета по сертификату N от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 11 при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему и предусмотренных законом документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта. Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта.
Судом верно установлено, что общий срок исполнения судебного решения со дня предъявления исполнительного листа к принудительному исполнению и до дня регистрации за Ульянцевой К.А. права собственности на жилое помещение составляет 10 месяцев 20 дней.
По смыслу части 8 статьи 3 Закона о компенсации, части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, приведенных в пункте 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 11, превышение срока исполнения судебного акта, дающего права на обращение в суд (шести месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта) само по себе не свидетельствует о нарушении права на судопроизводство в разумный срок. При этом осуществление исполнения в меньший срок с учетом конкретных обстоятельств дела может свидетельствовать о нарушении такого права.
Таким образом, в случае обращения административного истца в суд в установленные законом сроки с требованием о присуждении компенсации факт наличия нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит установлению исходя из конкретных обстоятельств дела.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что должником не представлено достаточных данных, свидетельствующих о принятии им всех возможных и своевременных мер, направленных на исполнение решения суда, что указывает на наличие оснований полагать право Ульянцевой К.А. на исполнение судебного акта в разумный срок нарушенным.
Судебная коллегия считает выводы суда правильными.
Согласно пунктам 46, 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 11 действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков судопроизводства или исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты.
Изложив хронологию исполнения решения суда, оценив представленные доказательства, суд правильно установил, что длительность исполнения судебного акта обусловлена бездействием должника, не предпринимающим достаточных и действенных мер, направленных на своевременное исполнение решения. Доказательств, указывающих на совершение своевременных и эффективных действий, Министерством социального обеспечения, материнства и детства Курской области не представлено.
Установив недостаточность и неэффективность мер должника, направленных на восстановление жилищных прав Ульянцевой К.А, суд пришел к верному выводу о нарушении ее права на исполнение судебного акта в разумный срок и наличии оснований для присуждения компенсации.
Определяя размер денежной компенсации, суд руководствовался положениями части 2 статьи 2 Закона о компенсации, согласно которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости.
При этом судом учтены такие обстоятельства как характер нарушенного права, длительность нарушения, значимость последствий нарушения для Ульянцевой К.А, вынужденной проживать в съемном жилье, а также то, что нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок имело место по причинам, не зависящим от административного истца.
При установленных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что присуждение судом компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 20 000 рублей отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует фактическим обстоятельствам.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы административного ответчика сводятся к несогласию с выводом суда о наличии у прокурора права на обращение в суд в интересах Ульянцевой К.А, которые получили в решении суда надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с ней судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд в защиту детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей.
Как следует из материалов гражданского дела 14 января 2014 года Промышленным районным судом г. Курска было принято решение об удовлетворении исковых требований Ульянцевой К.А, предъявленных к комитету социального обеспечения, материнства и детства Курской области, в соответствии с которым на ответчика была возложена обязанность по включению Ульянцевой К.А. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и приобретения для Ульянцевой К.А. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории "адрес". Во исполнение принятого судом решения Ульянцевой К.А. было предоставлено жилое помещение, в процессе эксплуатации которого были выявлены существенные недостатки, допущенные при строительстве жилого дома, в котором расположена квартира, предоставленная Ульянцевой К.А.
Районный суд, придя к выводу о том, что Ульянцева К.А. как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена комитетом социального обеспечения, материнства и детства Курской области благоустроенным жилым помещением пригодным для проживания, удовлетворил исковые требования Льговского межрайонного прокурора Курской области, предъявленные в интересах Ульянцевой К.А, постановив решение от 3 июня 2021 года о возложении на комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области обязанность предоставить Ульянцевой К.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории "адрес", взамен ранее предоставленного.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, судом сделан верный вывод о том, что Ульянцева К.А, находясь в трудной жизненной ситуации, нуждается в особой поддержке со стороны общества и государства, следовательно, прокурор в силу приведенных положений действующего законодательства вправе обратиться в суд в защиту ее интересов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исполнение решения суда должно быть осуществлено посредством закупки жилых помещений в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом которого срок исполнения поставщиком контракта, как правило, составляет от девяти до двенадцати месяцев, выводов, изложенных в решении суда, не опровергает.
Суждение о количестве проведенных закупочных процедур на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории "адрес" и о том, что все аукционы признаны несостоявшимися ввиду отсутствия поданных заявок было предметом оценки судом первой инстанции, который пришел к обоснованному выводу о том, что данное обстоятельство не может влечь выводов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курского областного суда от 12 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального обеспечения, материнства и детства Курской области- без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.