Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Кольцюка В.М, при секретаре Борисовой Т.С, с участием прокурора Вдовичева Ю.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4094/2022 по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 15 декабря 2022 года, которым удовлетворено административное исковое заявление российского акционерного общества "Москва Златоглавая" о признании недействующим пункта N постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.И, объяснения представителя административного истца Чистякова П.И, представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Ладугиной Е.Д, заключение прокурора Вдовичева Ю.В, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (Приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды". Названное постановление размещено 27 ноября 2015 года на официальном сайте Правительства Москвы: http://www.mos.ru, и опубликовано 1 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 N 1833-ПП Перечень объектов излложен в новой редакции, действовавшей с 1 января 2022 года.
Указанное постановление размещено на официальном сайте Правительства Москвы: http://www.mos.ru, 8 декабря 2021 года, и опубликовано 14 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра" N 32.
Под пунктом N в Перечень на 2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
Российское акционерное общество "Москва Златоглавая" (далее - РАО "Москва Златоглавая"), являющееся собственником нежилого здания, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим названного пункта приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", указав в обоснование своих требований, что спорный объект недвижимости не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости. Оспариваемая норма противоречит действующему законодательству и нарушает права общества, поскольку влечет незаконное увеличение размера налога на имущество организации.
Решением Московского городского суда от 15 декабря 2022 года административные исковые требования РАО "Москва Златоглавая" удовлетворены. Признан недействующим пункт N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП с 1 января 2022 года. С Правительства Москвы в пользу РАО "Москва Златоглавая" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы просят решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права. Суд пришел к неверному выводу о несоответствии спорного здания признакам объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости. Указывают на то, что суд дал ненадлежащую оценку сведениям, содержащимся в составленном с доступом в здание акте Госинспекции N от 28 сентября 2021 года об использовании 40, 6% площади здания под размещение объектов торговли. Согласно фототаблице в здании располагаются организации "Школьная форма", "Суперсвет", "Lorentino", "Hobbypack". С заявлением о несогласии с результатами проведенного мероприятия по определению вида фактического использования административный истец не обращался. Акт от 24 сентября 2020 года N не может быть принят во внимание, поскольку он не являлся основанием для включения здания в Перечень на 2022 год. По сведениям сети Интернет, АИС ОПН в здании расположены организации "Веселый малыш", ГК "Часпром", "Ларгус", "Лорентино", "Хоббипак", "Hikvision pro" осуществляют торговую деятельность ИП Нечаева Н.Н, ИП Булгаков И.А, ИП Волков С.А. Ссылка на заключенные договоры аренды не имеет правового значения, видеозапись спорного здания не является надлежащим доказательством неиспользования здания в целях налогообложения.
От РАО "Москва Златоглавая", прокуратуры города Москвы поступили письменные возражения на апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы, согласно которым решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты в установленных порядке и форме уполномоченным органом и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд указал, что включение нежилого здания с кадастровым номером N в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год противоречит действующему федеральному законодательству.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации). На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2014 года.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка в городе Москве установлен постановлением правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого было предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка, а с 15 июня 2016 года согласно названному пункту в редакции постановления Правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП - в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В свою очередь постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктами 1.2, 3.4, 3.5 названного Порядка вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с отражением результатов обследования в акте о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения, с приложением соответствующих фотоматериалов. Согласно пункту 1.2 в редакции постановления Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП такие мероприятия проводятся с привлечением государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости (ГБУ "МКМЦН").
В целях подготовки к проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда Госинспекция использует информацию, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости, документы технического учета и иные документы, полученные в установленном порядке от органов исполнительной власти, в том числе Департамента городского имущества города Москвы, подведомственных органам исполнительной власти организаций (пункт 2.4).
Из материалов дела следует, что РАО "Москва Златоглавая" является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, назначение - данные отсутствуют, наименование - здание, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 1 марта 2022 года N).
Данный объект недвижимости расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N, предоставленного административному истцу в аренду по договору N от 19 сентября 2011 года для эксплуатации здания под склад и имеющего вид разрешенного использования - "земельный участок, предназначенный для размещения здания, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)", который не предполагает его использование в целях налогообложения по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно экспликации к поэтажному плану в здании расположены помещения, имеющие складское ("данные изъяты" кв. м) и прочее назначение ("данные изъяты" кв. м).
Из материалов дела усматривается, что объект недвижимости включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год по критерию его фактического использования (подпункт 2 пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций").
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции критически оценил акт ГБУ "МКМЦН" N от 28 сентября 2021 года, согласно выводам которого "данные изъяты" кв. м или 40, 6% площади здания используется под размещение объектов торговли, "данные изъяты" или 27, 04% площади здания - под склады, "данные изъяты" кв. м или "данные изъяты" кв. м - под технические помещения.
Согласно разделу 2 акта к объектам торговли отнесены в полном объеме помещения 2, 3 этажей, антресоли 1-го этажа.
В приложенной к акту фототаблице отражены фасад здания, коридоры, складские, офисные и торговые помещения, двери, вывески "ИП Беляев А.А. Сервисный центр", "Супер свет" (ООО "Наш свет") склад/офис", "Lorentino. Палантины, платки, шарфы, перчатки, сумки, зонты", "HOBBYPACK.RU. Интернет магазин упаковки", "Школьная форма" (опечатано), "Ответственное хранение. My smart box".
Оценив изложенные в акте сведения, суд пришел к выводу о том, что актом не подтверждается использование более 20 % площади объекта недвижимости под размещение объектов торговли.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, полагая их соответствующими фактическим обстоятельствам дела, учитывая, что административным истцом представлены доказательства использования более 80 % площади здания под цели, не связанные с осуществлением торгово-офисной деятельности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1.4 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП под торговым объектом понимается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), оснащенное специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно представленным в материалы дела договорам аренды (т. 1, л. д. 188-192; т. 2, л. д. 1-239; т. 3, л. д. 1-85, 133-138) подавляющее большинство помещений сдается под использование в качестве складских помещений. Непосредственно под размещение торговых объектов ИП Нечаевой Н.Н. ("HOBBYPACK.RU. Интернет магазин упаковки), ИП Булгакова И.А. ("Lorentino. Палантины, платки, шарфы, перчатки, сумки, зонты"), ИП Волкова С.А. используется не более "данные изъяты" кв. м (при учете всей площади, занятой индивидуальными предпринимателями, в том числе складов), что составляет 8, 5 % общей площади. При этом торговых объектов на 2 и 3 этажах здания не имеется.
По сведениям сети Интернет помимо названных объектов в здании расположены организации "Веселый малыш", ГК "Часпром", "Ларгус", "Hikvision pro". Вместе с тем согласно сведениям с сайтов организаций ООО "Веселый малыш", ООО ГК "Часпром", ООО "АМ Трейдинг" ("Hikvision pro") названные организации осуществляют оптовую торговлю посредством сети Интернет, собственных магазинов не имеют, розничную торговлю не ведут. ООО "Ларгус" деятельность по указанному адресу не осуществляет. Названные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для отнесения помещений, занятых указанными организациями, к объектам торговли.
Вместе с тем, при учете всех площадей, которые сданы в аренду под размещение офисов, а также имеющих наименование "демонстрационный зал", к используемым в целях налогообложения, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, может быть отнесено "данные изъяты" кв. м или 10, 5 % общей площади здания.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание сведения, изложенные в акте от 24 сентября 2020 года "данные изъяты", об использовании 100 % площади здания под размещение складов (не связанных с торговлей), поскольку, несмотря на то, что он не учитывался при включении объекта недвижимости в Перечень на 2022 год, состав арендаторов помещений в здании согласно договорам аренды с момента проведения обследования не изменился.
Также суд обоснованно учел то обстоятельство, что административным истцом предприняты меры с целью проведения повторного обследования здания, однако его обращение в связи с пропуском срока было оставлено без рассмотрения, повторное обследование не проведено.
Таким образом, поскольку фактическое использование более 20 % нежилого здания под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания на начало налогового периода не установлено, то объект недвижимости не может быть отнесен к административно-деловому и (или) торговому центрам, а соответственно, и к объекту налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость в 2022 году.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного, принятое по делу решение суда первой инстанции об удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решениерешение Московского городского суда от 15 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.