Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Богатых О.П, Капункина Ю.Б.
рассмотрела кассационную жалобу представителя Смолиной Л.М. по доверенности Смолиной Н.И. на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 16 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 17 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому Смолиной Л.М. к управлению Росреестра по Волгоградской области об оспаривании уведомления о приостановлении государственной регистрации права.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Смолина Л.М. обратилась в Ворошиловский районный суд г. Волгограда с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 1 312 990 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес" (далее - спорный земельный участок), от 23 декабря 2021 года N; возложить на административного ответчика обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости на основании заявления от 13 декабря 2022 года и представленных документов.
В обоснование административного иска Смолина Л.М. указала, что является собственником спорного земельного участка. 13 декабря 2021 года она подала заявление о регистрации перехода права собственности на указанный земельный участок на основании договора купли-продажи от 10 декабря 2021 года, однако уведомлением Управления Росреестра по Волгоградской области (далее - Управление) от 23 декабря 2021 года государственная регистрация перехода прав приостановлена. Считает, что Управление неправомерно приняло обжалуемый акт, поскольку для осуществления государственной регистрации были предоставлены все необходимые документы.
Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 16 августа 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 17 ноября 2022 года решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 16 августа 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 17 февраля 2023 года, представитель Смолиной Л.М. по доверенности Смолина Н.И. ставит вопрос об отмене решения Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 16 августа 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 17 ноября 2022 года. По мнению заявителя, Управление незаконно отказало в государственной регистрации прав на спорный земельный участок. Считает, что Смолина Л.М. не обязана извещать орган государственной власти субъекта Российской Федерации о продаже ее земельного участка.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14 марта 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как видно из материалов дела, Смолина Л.М. является собственником спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства.
13 декабря 2021 года в филиал по работе с заявителями Центрального района Волгограда ГКУ ВО "МФЦ" обратились Смолина Л.M. и ФИО1 с заявлениями о переходе права собственности, государственной регистрации права собственности в отношении спорного земельного участка.
В качестве документа - основания для государственной регистрации перехода права собственности представлен договор купли-продажи б/н от 10 декабря 2021 года.
23 декабря 2021 года государственным регистратором прав принято решение о приостановлении государственной регистрации, поскольку в регистрирующий орган не представлено уведомление об отказе от преимущественного права покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, полученного от субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июля 2022 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), о чем Смолиной Л.M. и ФИО1 направлены уведомления N и N
23 марта 2022 года, в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации прав и неустранением заявителями причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, принято решение об отказе в государственной регистрации прав, о чем Смолиной Л.M. и ФИО1. направлены соответствующие уведомления.
Полагая незаконным приостановление государственной регистрации прав на спорный земельный участок, Смолина Л.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные данным Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 упомянутого Закона и требованиям принятых в соответствии с этим Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено указанным Законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Законом N 101-ФЗ.
Одним из принципов оборота указанных земель является преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов (пункт 3 части 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается (часть 1 статьи 8 Закона N 101-ФЗ).
На основании части 2 статьи 8 Закона N 101-ФЗ продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным статьей 4 Закона N 101-ФЗ (часть 3 статьи 8 Закона N 101-ФЗ).
Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением, преимущественного права покупки, ничтожна (часть 4 статьи 8 Закона N 101-ФЗ).
Отношения, связанные с оборотом земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области, урегулированы Законом Волгоградской области от 17 июля 2003 года N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" (далее - Закон N 855-ОД).
Согласно частям 2, 4 статьи 6 Закона N 855-ОД продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме администрацию Волгоградской области о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.
В случае если администрация Волгоградской области откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение 30 дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении.
Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна (часть 6 статьи 6 Закона N 855-ОД).
Из анализа приведенных положений следует, что для продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения необходимо соблюдение процедуры извещения администрации Волгоградской области о намерении продать земельный участок. Отказ администрации Волгоградской области от приобретения земельного участка в силу преимущественного права дает возможность его дальнейшей реализации.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что в регистрирующий орган не были представлены документы, свидетельствующие об извещении администрации Волгоградской области о намерении продать земельный участок, об отказе от преимущественного права покупки земельного участка сельскохозяйственного назначения, соответственно, у административного ответчика имелись правовые основания для вынесения оспариваемого уведомления от 23 декабря 2023 года о приостановлении государственной регистрации прав.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
Утверждения кассационной жалобы о том, что Управление незаконно отказало в государственной регистрации прав на спорный земельный участок, не могут быть приняты во внимание, поскольку не являлись предметом рассмотрения в рамках данного административного дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что Смолина Л.М. не обязана извещать орган государственной власти субъекта Российской Федерации о продаже земельного участка, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем также не могут быть признаны состоятельными.
Иные доводы жалобы при установленных по делу обстоятельствах, а также с учетом приведенных положений законодательства не могут служить основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке, поскольку не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и, вопреки доводам кассационной жалобы, постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 16 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 17 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Смолиной Л.М. по доверенности Смолиной Н.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 21 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.