Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сергеева С.С.
судей Усенко Н.В, Капункина Ю.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи кассационную жалобу Шалунова Е.Н. на решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 17 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Шалунова Е.Н. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании решения незаконным, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Сергеева С.С,
УСТАНОВИЛА:
Шалунов Е.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 3 декабря 2021 года N незаконным.
В обоснование требований указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером N, в связи с чем обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельных участков, образуемых путем раздела вышеуказанного земельного участка, расположенного по адресу: N в соответствии со схемой раздела земель N, однако административным ответчиком вынесено решение о приостановлении государственной регистрации прав.
В обоснование отказа в предоставлении государственной услуги административный ответчик, ссылается на несоответствие образуемых земельных участков нормам земельного законодательства, рекомендует сформировать земельные участки с учетом наличия внутрихозяйственных полевых дорог.
Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 17 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований Шалунова Е.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 ноября 2022 года решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 17 мая 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Шалунов Е.Н. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 14 февраля 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 20 марта 2023 года с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В судебном заседании ФИО6 и его представитель ФИО4 доводы кассационной жалобы поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Судами установлено, что Шалунов Е.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" в соответствии со схемой раздела земель "адрес", категория земель: земли населенных пунктов.
В Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя административным истцом подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с образованием земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером N.
Административным ответчиком вынесено решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 3 декабря 2021 года N1.
Руководствуясь частью 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, "СП 99.13330.2016. Свод правил. Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях, и организациях. Актуализированная редакция СНиП 2.05.11-83", Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя отказало Шалунову Е.Н. в государственной регистрации прав в отношении земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером N.
Решением апелляционной комиссии от 10 марта 2022 года жалоба административного истца на вышеуказанное решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав оставлена без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя о приостановлении осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права вынесено в пределах его полномочий, решение содержит законные основания для приостановления кадастрового учета и государственной регистрации права со ссылкой на нормы права.
Также, согласно оттиску календарного штемпеля на конверте настоящее административное исковое заявление направлено в суд 14 апреля 2022 года, то есть спустя 5 месяцев со дня принятия оспариваемого решения. В связи с чем, административным истцом пропущен установленный законом трехмесячный срок для оспаривания решения Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя.
Суд отклонил ходатайство административного истца о восстановлении процессуального срока на подачу административного иска, так как обращение в апелляционную комиссию Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя с жалобой на оспариваемое решение не является уважительной причиной.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 11.2, частью 1 статьи 11.4, частью 6 статьи 11.9 ЗК РФ, пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" указал на то, что принятое решение государственным органом в части отказа создания в результате раздела земельного участка препятствий к рациональному использованию земли является верным и правильным, основывается на ряде принципов, в том числе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, а также сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Кроме того, при постановке на кадастровый учет земельных участков и государственной регистрации права, образуемых путем преобразования земельных участков, расположенных на территории города Севастополя и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, в случае, если образуемые земельные участки не попадают под случаи, предусмотренные абзацем 4 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" государственный регистратор осуществляет проверку и вправе принять решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении. Причины послужившие основанием для приостановления не устранены, в связи с чем, оспариваемое решение государственного органа в указанной части является законным и обоснованным.
Между тем, судом первой и апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее-Закон от 13 июля 2015 года) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункта 7 части 2 статьи 14 Закона от 13 июля 2015 года основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка, государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 данного Закона.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образованные объекты недвижимости осуществляется по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости (пункт 3 части 1 статьи 15 Закона от 13 июля 2015 года).
Частью 4 статьи 18 Закона от 13 июля 2015 года установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества, вид регистрируемого права, в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (часть 1 статьи 21 Закона от 13 июля 2015 года).
Шалунов Е.Н. в своей кассационной жалобе ссылается на то, что к заявлению о государственном кадастровом учете земельных участков, образуемых в результате раздела, был приложен, в том числе приведенный в соответствие с требованиями Приказа Минэкономразвития от 8 декабря 2015 года N921 межевой план, согласие о разделе земельного участка от 2 ноября 2021 года.
При этом судом первой и апелляционной инстанции соответствие оспариваемого решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 3 декабря 2021 года N требованиям закона фактически не проверялось, судами не исследовались представленные для государственной регистрации документы, в том числе не истребован межевой план.
Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции и апелляционное определение нельзя признать законными, они подлежат в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 329 КАС РФ отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 17 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 ноября 2022 года отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в Балаклавский районный суд г. Севастополя в ином составе судей.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.