Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Виноградовой О.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Попова Чеслава Чеславича, поданную 17 февраля 2023 г, на решение Красноярского краевого суда от 17 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2022 г, по административному делу N 3а-597/2022 по административному исковому заявлению Попова Чеслава Чеславича, Ежова Ивана Павловича о признании постановлений Правительства Красноярского края недействующими.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения Ежова И.П, полагавшего кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, представителя Правительства Красноярского края Куренева Д.С, поддержавшего доводы, изложенные в возражениях на кассационную жалобу, заключение прокурора Коган А.Г, полагавшую судебные акты законными и обоснованными,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Красноярского края от 31 июля 2009 г. N 391-п "О Порядке и сроках составления общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели Красноярского края" (далее Постановление N 391-п) утвержден Порядок и сроки составления общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели Красноярского края согласно приложению.
В первоначальной редакции постановление было опубликовано 17 августа 2009 г. в официальном печатном издании "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", N 41(337).
Постановлением Правительства Красноярского края от 15 июня 2020 г. N 438-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 31 июля 2009 г. N 391-п "О Порядке и сроках составления общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели Красноярского края" (далее - Постановление в Постановление N 391-п внесены изменения.
Постановление опубликовано 16 июня 2020 г. на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru, а также 18 июня 2020 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Постановлением Правительства Красноярского края от 24 апреля 2018 г. N 213-п "Об установлении числа граждан, подлежащих включению в списки кандидатов в присяжные заседатели на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года" (далее - Постановление N 213-п), установлено число граждан, подлежащих включению в общий и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели соответствующих судов на период с 1 июня 2018 г. по 31 мая 2022 г. (далее также - Постановление N 213-п).
В первоначальной редакции постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru, 26 апреля 2018 г, а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28 апреля 2018 г.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30 июня 2020 г. N 476-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 24 апреля 2018 г. N 213-п "Об установлении числа граждан, подлежащих включению в списки кандидатов в присяжные заседатели на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года" (далее - Постановление N 476-п) в Постановление. N 213-п внесены изменения.
Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru, 02.07.2020, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 3 июля 2020 г.
Попов Ч.Ч, Ежов И.П. обратились в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании постановления Правительства Красноярского края от 31 июля 2009 г. N 391-п "О Порядке и сроках составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции муниципальных образований Красноярского края" и постановления Правительства Красноярского края от 24 апреля 2018 г. N 213-п "Об установлении числа граждан, подлежащих включению в списки кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Красноярском крае на период с 1 июня 2018 г. по 31 мая 2022 г." недействующими.
В обоснование требований указано, что являются субъектами правоотношений, регулируемых оспариваемыми постановлениями, поскольку приговором Красноярского краевого суда по уголовному делу, рассмотренному с участием коллегии присяжных заседателей, сформированным на основании оспариваемых постановлений, были признаны виновными в совершении ряда преступлений.
Полагают, что Постановление N 391-п и Постановление N 213-п противоречат требованиям статьи 4 и части 2 статьи 5 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 113-ФЗ), поскольку для высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не предусмотрено право (полномочие) по установлению числа граждан, подлежащих включению в список кандидатов и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований.
Решением Красноярского краевого суда от 17 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2022 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Попов Ч.Ч. ставит вопрос об отмене судебных актов, как постановленных на основе неправильного применения норм материального и процессуального права, настаивает на принятии нового решения, либо направлении административного дела на новое рассмотрение в ином составе суда.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения статей 6, 8, 13, 55, 56, части 9 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указывает, что при рассмотрении дела судом нарушены принципы равноправия и состязательности сторон, поскольку он не имеет юридического образования, а также финансовой возможности участвовать в судебном заседании через представителя. Судом неправильно установлены обстоятельства по делу. Настаивает, что оспариваемые постановления Правительства Красноярского края N 391-п от 31 августа 2009 г. (в редакции, действовавшей до 15 июня 2020 г.) и Постановление N 213-п от 24 апреля 2018 г. (в редакции, действовавшей до 30 июня 2020 г.), противоречат требованиям статьи 4 и части 2 статьи 5 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", продолжают оказывать на него влияние, поскольку он лишен свободы на основании вынесенного вердикта присяжных заседателей. Кроме того, указывает, что предметом рассмотрения по данному административному иску являлись Постановления Правительства Красноярского края N 438 - п от 15 июня 2020 г. и постановление N 476-п от 30 июня 2020 г. в части не требующей пересоставления списков кандидатов в присяжные заседатели на период 1 июня 2018 г. по 30 мая 2022 г, составленные до принятия данных постановлений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. Административный истец Попов Ч.Ч... отбывающий наказание в виде лишения свободы, об участии с судебном заседании с использованием системы видеоконференц - связи не заявлял. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, заслушав пояснения административного истца Ежова Д.С, представителя Правительства Красноярского края, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных Правительством Красноярского края, прокуратурой Красноярского края, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 2 статьи 47 Конституции Российской Федерации обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от N 113-ФЗ) рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районных судах, окружных (флотских) военных судах и гарнизонных военных судах, за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона N 113-Ф) (здесь и далее в редакции Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 209-ФЗ, подлежащей применению с 1 июня 2017 г.) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года на основании списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, представляемых главами муниципальных образований, составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, образованных в соответствии с частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, включая в них необходимое для работы соответствующих судов число граждан, постоянно проживающих на территориях муниципальных образований, входящих в округа.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 113-ФЗ исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, включая в указанные списки граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона N 113-ФЗ число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования, и числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона N 113-ФЗ число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, определяется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, а число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона N 113-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований и уведомляет исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований о числе граждан, подлежащих включению в указанные списки от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования число включенных в них граждан не должно превышать 10 процентов установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации числа граждан, подлежащих включению в указанные списки. Составленные списки представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона N 113-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, - списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов.
Согласно части 9 статьи 5 Федерального закона общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов подписываются руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляются печатью.
Пунктом 1 Постановления Правительства Красноярского края от 31 июля 2009 г. N 391-п "О Порядке и сроках составления общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели Красноярского края" (в первоначальной редакции нормативного акта) утвержден Порядок и сроки составления общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели Красноярского края согласно приложению (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели Красноярского края устанавливают правила составления общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели Красноярского края.
Общий и запасной списки составляются Правительством Красноярского края каждые четыре года (пункт 4 Порядка).
Порядком также установлено:
Правительство Красноярского края по получении представлений председателей Красноярского краевого суда, Западно-Сибирского окружного военного суда, 3 окружного военного суда в течение 20 дней утверждает число граждан для включения в общий и запасной списки от соответствующего муниципального района и городского округа края. При составлении общего и запасного списков число указанных граждан может быть превышено не более чем на 10 процентов (пункт 3).
Общий и запасной списки составляются на основе представленных исполнительно-распорядительными органами муниципальных районов и городских округов списков кандидатов в присяжные заседатели, составленных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (пункт 4).
Пунктом 1 Постановления Правительства Красноярского края от 15 июня 2020 г. N 438-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 31июля 2009 г. N 391-п "О Порядке и сроках составления общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели Красноярского края" внесены изменения в наименование Постановления указано: "О Порядке и сроках составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции муниципальных образований Красноярского края"; а также согласно приложению утвержден "Порядок и сроки составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции муниципальных образований Красноярского края согласно приложению.".
В соответствии с пунктом 2 Порядка (в редакции, утвержденной Постановлением N 438-п) исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований Красноярского края составляют список и запасной список каждые четыре года, включая в указанные списки граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования Красноярского края.
Согласно пункту 7 Порядка (в актуальной на момент обращения в суд редакции), уточненные список и запасной список подписываются главой муниципального образования Красноярского края, скрепляются печатями и направляются в районный суд, юрисдикция которого распространяется на территорию соответствующего муниципального образования Красноярского края (далее - районный суд), не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные в районный суд список и запасной список, а также в Правительство Красноярского края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 24 апреля 2018 г. N 213-п "Об установлении числа граждан, подлежащих включению в списки кандидатов в присяжные заседатели на период с 1 июня 2018 г. по 31 мая 2022 г. " в первоначальной редакции, согласно приложению N 1 установлено число граждан для включения в общий список кандидатов в присяжные заседатели Красноярского края для 3 окружного военного суда и 61 гарнизонного военного суда на период с 1 июня 2018 г. по 31 мая 2022 г. (пункт 1); согласно приложению N 2 установлено число граждан для включения в общий список кандидатов в присяжные заседатели Красноярского края для Западно-Сибирского окружного военного суда и Красноярского гарнизонного военного суда на период с 1 июня 2018 г. по 31 мая 2022 г. по муниципальным районам и городским округам Красноярского края (пункт 2); согласно приложению N 3 установлено число граждан для включения в список кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований Красноярского края на период с 1 июня 2018 г. по 31 мая 2022 г. (пункт 3).
Пунктом 4 указанного Постановления N 213-п установлено число граждан для включения в запасной список кандидатов в присяжные заседатели Красноярского края для 3 окружного военного суда и 61 гарнизонного военного суда на период с 1 июня 2018 г. по 31 мая 2022 г. из числа граждан, постоянно проживающих на территории города Красноярска.
Пунктом 5 Постановления N 213-п установлено число граждан для включения в запасной список кандидатов в присяжные заседатели Красноярского края для Западно-Сибирского окружного военного суда и Красноярского гарнизонного военного суда на период с 1 июня 2018 г. по 31 мая 2022 г. из числа граждан, постоянно проживающих на территории города Красноярска.
Пунктом 6 Постановления N 213-п согласно приложению N 4 установлено число граждан для включения в запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований Красноярского края на период с 1 июня 2018 г. по 31 мая 2022 г.
В соответствии с изменениями, внесенными в Постановление Правительства Красноярского края от 24 апреля 2018 г. N 213-п на основании Постановления Правительства Красноярского края от 30 июня 2020 г. N 476-п, пункты 1 и 4 признаны утратившими силу; пунктом 2 согласно приложению N 2 установлено число граждан для включения в общий список кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Красноярском крае для 2-го Восточного окружного военного суда и Красноярского гарнизонного военного суда на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года; пунктом 3 согласно приложению N 3 установлено число граждан для включения в список кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции муниципальных образований Красноярского края на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года; пунктом 5 установлено число граждан для включения в запасной список кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Красноярском крае для 2-го Восточного окружного военного суда и Красноярского гарнизонного военного суда на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года; пунктом 6 согласно приложению N 4 установлено число граждан для включения в запасной список кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции муниципальных образований Красноярского края.
Пунктом 7 Постановления Правительства Красноярского края от 18 января 2021 г. N 745-п "Об установлении числа граждан, подлежащих включению в списки кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Красноярском крае, на период с 1 июня 2022 года по 31 мая 2026 года", признаны утратившими силу с 1 июня 2022 г. Постановление Правительства Красноярского края от 24 апреля 2018 г. N 213-п "Об установлении числа граждан, подлежащих включению в списки кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Красноярском крае на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года" и Постановление Правительства Красноярского края от 30 июня 2020 г. 476-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 24 апреля 2018 г. N 213-п "Об установлении числа граждан, подлежащих включению в списки кандидатов в присяжные заседатели на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года".
Согласно частям 1, 3 статьи 32 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Наименованием высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации является "Правительство" с дальнейшим указанием наименования субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 46 Устава Красноярского края от 5 июня 2008 г. N 5-1777 в системе органов государственной власти края Правительство Красноярского края является высшим исполнительный органом Красноярского края.
В силу части 1 статьи Закона Красноярского края от 10 июля 2008 г. N 6-1930 "О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края", действовавшего на дату принятия оспариваемых постановлений в первоначальной редакции, а также в соответствии со статье 11 Уставного закона Красноярского края от 17 мая 2018 г. N 5-1607 "О Правительстве Красноярского края" Правительство края по вопросам своей компетенции издает постановления и распоряжения, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, Красноярский краевой суд указал, что оспариваемые Поповым Ч.Ч. и Ежовым И.П. нормативные правовые акты Правительства Красноярского края приняты уполномоченным органом, с соблюдением процедуры принятия и введения в действие, в установленном порядке опубликованы, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемые постановления не содержат уголовно - процессуальных норм, доводы административных истцов, осужденных приговором Красноярского краевого суда, не свидетельствуют о нарушении их прав и охраняемых законом интересов в результате их применения.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда об отсутствии оснований для признания оспариваемых нормативных актов недействующими согласилась. Указано также, что вопросы правоприменения оспариваемых нормативных положений, в том числе в ранее действующих редакциях, при формировании коллегии присяжных заседателей, не относятся к числу обстоятельств, имеющих значение для дела об оспаривании нормативного правового акта, предметом судебной проверки и оценки не являются.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку нарушение судами норм права не подтверждают.
Принимая во внимание, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", в редакции до внесения изменений в указанный закон, рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводилось в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах, в связи с чем оспариваемые нормативные положения на момент принятия Постановлений в первоначальной редакции, не направлены на правовое регулирование вопросов, связанных с составлением списков в присяжные заседатели, подлежащих включению соответственно в список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, а таже принимая во внимание, что при изменении правового регулирования вопросов рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции, компетенция высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению порядка и сроков составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели, а также по составлению общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, не были изменены, суды пришли к правильному выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Доводы кассационной жалобы, основанные на том, что предметом оспаривания являлась редакция нормативных актов до внесения в них изменений на основании постановлений Правительства Красноярского края от15 июня 2020 г. N 438-п и от 30 июня 2020 г. N 476-п соответственно, о наличии оснований для отмены судебных актов не свидетельствуют, поскольку содержание оспариваемых норм, с учетом содержащегося в них правового регулирования, как на момент принятия, так и после внесения изменений в Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит. Доводы кассационной жалобы о том, что Правительство Красноярского края не наделено полномочиями по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, не могут быть приняты во внимание, поскольку оспариваемые акты в редакции, на которую ссылаются заявители, таких положений не содержат. Кроме того, как правильно указано судами, административные истцы не являются участниками правоотношений, связанных с формированием коллегии присяжных заседателей на основании списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований. Указанные обстоятельства, вопреки доводам кассационной жалобы, не зависят от периода формирования коллегий присяжных заседателей, с участием которых рассмотрены Красноярским краевым судом уголовные дела по обвинению Попова Ч.Ч. и Ежова И.П.
Доводы кассационной жалобы о незаконности списков кандидатов в присяжные заседатели, которые были использованы при формировании соответствующих коллегий обоснованно являлись предметом судебной оценки в суде, обоснованно отклонены, поскольку указанные обстоятельства не могут являться предметом судебной проверки и оценки при разрешении требований в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ.
В соответствии с требованиями части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
С учетом изложенного, отсутствие юридического образования у административного истца, а равно отсутствие возможности вести административное дело через представителя, не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку не повлекло нарушение процессуальных прав заявителей. Нарушений норм процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены состоявшихся судебных актов.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции, основаны на неправильном толковании заявителем положений законодательства, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Попова Ч.Ч. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 17 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 4 мая 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.